Российский фактор в карабахском конфликте: Нагорный Карабах за неделю
Перестрелки на демаркационной линии продолжаются. Оценки доклада миссии ОБСЕ по сбору фактов. Российский фактор в карабахском конфликте. Слушания в парламенте Армении. Мнение Владимира Казимирова. Степанакерт.
Газета "Чоррорд Ишханутюн" приводит высказывание первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, сделанное им в 1997 году: "Мы должны стремиться к миру, но одним из основных гарантов этому является мощь армии, военная сила, которую я рассматриваю не как фактор войны, а как фактор мира. Да, министр обороны должен быть готов к войне, чтобы для него не было никаких неожиданностей".
Перестрелки на демаркационной линии продолжаются
Как передает ИА "Де-Факто", 25 марта миссия ОБСЕ провела на участке восточнее села Талиш Мартакертского района НК плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С позиций Армии обороны Нагорного Карабаха наблюдение осуществляли полевые помощники Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия), Питер Кии (Великобритания) и Торстен Арен (Швеция). В ходе мониторинга нарушений режима прекращения огня не было зафиксировано. В отличие от карабахской стороны, азербайджанская не вывела представителей ОБСЕ на свои передовые рубежи, в результате чего визуальный контакт между группами ОБСЕ, осуществлявщими мониторинг с противоположных позиций, был неполноценным. С карабахской стороны миссию наблюдения ОБСЕ сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха.
Бакинская "525-я газета" сообщает, что 28 марта с 15.00 по 15.20 подразделения Вооруженных сил Армении со своих позиций в 1,5 км к северо-востоку от "оккупированного села" Хейримли Газахского района обстреливали село Меземли того же района. В этот же день с 20.35 по 20.40 с позиций в 1,3 км к северо-востоку от села Беркабер Иджеванского района обстреливались из автоматов и пулеметов позиции Вооруженных сил Азербайджана на участке села Гызыл Хаджилы Газахского района, а с 21.50 по 22.10 - с позиций в 0,5 км к югу от "оккупированного села" Баш Гервенд Агдамского района обстреливались позиции Вооруженных сил Азербайджана на участке села Чыраглы того же района. Во всех трех случаях ответным огнем противник подавлен. Потерь нет.
Азербайджанское агентство Day.Az сообщает, что 29 марта с 20.30 до 20.45 азербайджанские вооруженные силы вблизи села Эвоглу Агдамского района были обстреляны с позиций на северо-западе села Сарыджалы того же района, а 30 марта с 05.25 до 05.30 азербайджанские позиции в селе Шыхлар Агдамского района были обстреляны с вражеских позиций на юге этого села из автоматов и пулеметов. По словам агентства, в обоих случаях враг был подавлен ответным огнем, жертв нет.
Участившиеся нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск носят провокационный характер, заявил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Министр сообщил, что о подобных фактах проинформирован личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. На вопрос, окажут ли негативное влияние на переговорный процесс частые нарушения режима прекращения огня, министр ответил: "Я хотел бы на этот вопрос ответить словом "нет". Вместе с тем, пишет "525-я газета", Э.Мамедъяров считает, что отсутствие подобных нарушений может быть лишь в случае окончательного урегулирования конфликта. "Для мирного разрешения нагорно-карабахской проблемы в рамках ОБСЕ необходимы серьезные усилия обеих сторон".
"Создаваемая напряженность на линии соприкосновения имеет политические основы и цели. Тем самым азербайджанская сторона пытается шантажировать как нас, так и сопредседателей Минской группы ОБСЕ, другие международные организации, занимающиеся вопросом карабахского урегулирования", - сказал секретарь Совета национальной безопасности при президенте РА, министр обороны Армении Серж Саркисян на парламентских слушаниях в Национальном Собрании РА. По его мнению, приближение азербайджанских позиций к линии соприкосновения ВС АР и НК чисто в военном плане не дает им каких-либо преимуществ. "Опасность состоит в том, что усиливается напряженность, увеличивается возможность пристрельного огня и, соответственно, вероятность человеческих жертв", - сказал С.Саркисян. Согласно "Арменпресс", министр иностранных дел РА Вардан Осканян ранее заявил, что армянская сторона уже поставила вопрос о приближении азербайджанских позиций к линии соприкосновения перед странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, требуя, чтобы этот вопрос также был внесен в повестку очередной встречи президентов Армении и Азербайджана.
В эксклюзивном интервью Day.Az, экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров заявил, что возобновлению боевых действий между Азербайджаном и Арменией препятствует, в основном, позиция мирового сообщества. "Если сегодня не добиться успехов на переговорах, то начало военных действий практически неизбежно. Участившиеся в последнее время нарушения режима прекращения огня говорят о том, что Армения может спровоцировать Азербайджан на военные действия. И последствия возобновления боевых действий целиком лягут на Армению. Я не исключаю того, что армянское руководство таким образом хочет решить свои внутриполитические проблемы".
Газета "Айкакан жаманак" передает трактовку президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна последних случаев нарушения режима прекращения огня: "Ставшее регулярным нарушение режима прекращения огня происходит из-за того, что Азербайджан пытается продвинуть свои позиции вперед. Этому есть два объяснения. Первое то, что таким образом Азербайджан решает свои внутриполитические вопросы - убеждает свою общественность, что власти Азербайджана готовы к войне. А второе - шантаж международного сообщества. Они пытаются представить ситуацию так, что если карабахский конфликт не разрешится по сценарию Азербайджана, то начнется новая война. Это очень опасные игры. В Азербайджане прекрасно понимают, что они не в состоянии начать новую войну и победить в ней. Однако подобные игры могут привести к локальным стычкам, которые, в конечном счете, чреваты глобальными столкновениями".
Аналогичного мнения придерживается и экс-министр обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. В беседе с редактором газеты "Аравот" Арамом Абраамяном, Бабаян в частности сказал: "Мне кажется, Азербайджан готовится предпринять шаги в военном направлении - постоянно пытается улучшить свои боевые позиции, подтягивает артиллерию и другую технику, то есть ведет определенную подготовку с тем, чтобы в случае срыва переговоров решить вопрос другим путем. В то же время создает у международной общественности впечатление, будто копромисс невозможен, требования армян нереалистичны, поэтому ради сохранения территориальной целостности имеет право напасть и т.д. Другое дело Азербайджан в действительности готов к войне или нет. Возможно, им только кажется, что они готовы. Что касается Армении и Карабаха, то их задача создать такую армию и экономику, чтобы отбить у противника охоту к подобным шагам. Потому что если начнется война, если появятся новые жертвы, разрушения, искалеченные, уже будет неважно, кто победит. Надо быть настолько сильным, чтобы война не возобновилась".
Причины последних инцидентов на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана карабахский аналитик Давид Бабаян рассматривает исключительно в политической плоскости. "Действия Азербайджана преследуют ярко выраженные политические цели. В случае возобновления военных действий, пресловутые 50-100 метров, на которые Азербайджан пытался продвинуть свои позиции, не сыграют сколь-нибудь существенной роли для взятия Азербайджаном стратегической инициативы в свои руки. Действия азербайджанской стороны нацелены в большей степени на достижение ряда внутриполитических целей", - сказал корреспонденту ИА REGNUM Давид Бабаян. По его словам, самой главной внутриполитической целью Баку является отвлечение внимания азербайджанской общественности от громких дел, связанных с коррупцией и политзаключенными, тяжелой социально-экономической ситуации, все большей поляризации общества - прежде всего обогащения представителей клана Алиевых или тесно связанных с ними кругов. "Правящий в Баку режим серьезно обеспокоен возможностью "бархатной" революции в Азербайджане, тем более, что в октябре там намечены парламентские выборы. Не случайно, что обострение ситуации на линии соприкосновения началось после событий в Грузии и на Украине. Не исключено, что ситуация еще более обострится после революции "тюльпанов" в Киргизии. Понимая, что внутриполитическими методами будет невозможно помешать подобному развитию событий в Азербайджане, Алиев намеренно проводит политику эскалации ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта, чтобы сплотить азербайджанскую общественность и внушить ей, что отечество в опасности. Учитывая неурегулированность конфликта, бакинские власти полагают, что это сплотит народ перед внешней угрозой". По мнению аналитика, Азербайджан пытается приковать внимание мирового сообщества к проблеме Нагорного Карабаха в свете усиливающихся трений между США и Ираном.
Такой же точке зрения придерживается и газета "Еркир". Отмечая возросшую активность азербайджанской оппозиции, газета предполагает, что предстоящие в Баку парламентские выборы будут довольно жаркими, "и никто не может гарантировать, что с целью отвлечения народных масс от внутренних процессов, азербайджанские власти не предпримут каких-либо действий в зоне карабахского противостояния".
Оценки доклада миссии ОБСЕ по сбору фактов
"Если миссией во время проведения расследования не были обнаружены факты, доказывающие прямое участие Армении в политике заселения "оккупированных территорий", то это лишь может свидетельствовать о том, что она проводит эту политику посредством сепаратистского режима Нагорного Карабаха и их руками. Попытки исключить Армению из рамок данного вопроса всего лишь недоразумение, и для этого нет никаких оснований. Армения - как страна-оккупант - несет всю ответственность за любую деятельность на "оккупированных ею территориях", включая переселение туда армянского населения". Об этом, согласно Day.Az, сказано в заявлении МИД Азербайджана.
Бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, отвечая на вопросы бакинской газеты "Зеркало", заявил, что представление данного доклада нельзя считать завершением работы. По его словам, на сегодняшний день в рамках ОБСЕ посредством доклада миссии и заявления сопредседателей происходит "некая легализация армян", которые незаконно переселены на эти "оккупированные территории". Бывший глава МИД утверждает, что положительное отношение Армении к посещению миссией "оккупированных районов" было продиктовано их заинтересованностью в получении именно "этой легализации". "Даже человек, не являющийся экспертом в данной сфере, может заметить, что в переговорном процессе появился новый элемент, новая тема, которой ранее не было - "легализация" населения, проживающего на этих территориях, о проблемах которых, как обеспечение безопасности, продолжение их проживания в этих районах, и, как минимум, сохранения военного контроля над теми зонами, где они проживают, будет подниматься армянской стороной и целенаправленно торпедировать освобождение этих территорий. То есть, если раньше вопрос освобождения "оккупированных территорий" был связан в основном с обеспечением военно-технических мер безопасности, то теперь к ним добавился комплекс проблем незаконно переселенного населения". Как отмечает газета, бывший министр иностранных дел с сожалением отметил, что Постоянный совет ОБСЕ не принял какого-либо решения, удовлетворившись лишь заслушиванием доклада и заявлением сопредседателей МГ ОБСЕ, которое также не содержит требования к Армении об обеспечении незамедлительного выселения этого незаконно размещенного населения. "Нынешнюю ситуацию с этой миссией можно считать неудовлетворительной с точки зрения интересов Азербайджана. Это может быть компенсировано решением соответствующих органов ОБСЕ или же ООН, которые должны потребовать от армянской стороны выселения незаконно размещенного населения из "оккупированных территорий".
Насколько бы объективными, непредвзятыми не были результаты миссии по сбору фактов группы Минска ОБСЕ, они содержат опасные для Армении положения. Об этом, сообщает агентство "А1+", было объявлено во время обсуждения инициативы "Содружества во имя открытого общества". По словам эксперта Армянского центра стратегических исследований Степана Сафаряна, кроме того, что миссия обосновывает и опровергает организованное заселение, результаты, представленные миссией, дают повод делать и другие выводы. Согласно С. Сафаряну, Армения впредь воздержится от осуществления любых программ перенаселения в освобожденных зонах. "Этого и добивается Азербайджан", - заметил эксперт. В докладе представлены факторы, способствующие заселению, например, бесплатная электроэнергия, социальные привилегии и.т.д. По мнению Сафаряна, международная общественность сделает все, чтобы этих факторов не было. Но опаснее то, что представители миссии отметили - кроме Лачина, остальные переселенцы живут стихийно, сами по себе. Складывается впечатление, что эти территории неуправляемы и неконтролируемы. Согласно Сафаряну, Азербайджан добивается именно этого - чтобы международная общественность относилась к освобожденным территориям как к "серой зоне". Возможно ли, чтобы Азербайджан вновь выдвинул вопрос о "Ситуации в оккупированных территориях Азербайджана" на Совете Безопасности ООН? Сафарян считает это вполне возможным. Представитель МИД Варужан Нерсисян считает, что такое невозможно. "Миссия состоялась при условии, что Азербайджан приостановит вышеупомянутый процесс".
Официальный Баку проводит серьезную работу для представления на сентябрьской сессии Генеральной ассамблеи ООН отчета миссии ОБСЕ по мониторингу, проведенному на "оккупированных территориях" Азербайджана. Об этом, как передает азербайджанское агентство "Тренд", журналистам сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "Миссия уже посетила регион и отчет, подготовленный по результатам визита, представлен в Постоянный совет ОБСЕ. В то же время сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили свой отчет по этому вопросу. Считаю, что Генассамблея ООН должна выразить свою позицию по этому вопросу", - сказал Э.Мамедъяров.
Отвечая на вопрос "Арменпресс", "Не думаете ли Вы, что Азербайджан по-прежнему будет настаивать на включении вопроса о так называемом заселении в повестку Генеральной Ассамблеи ООН?", пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян сказал: "Если Азербайджан будет продолжать настаивать на включении вопроса о так называемом заселении контролируемых Нагорным Карабахом территорий в повестку Генеральной Ассамблеи ООН, то этим окончательно дискредитирует себя как сторона переговоров".
Российский фактор в карабахском конфликте
Россия будет всячески способствовать решению нагорно-карабахской проблематики и разрешению конфликта со всеми нашими партнерами. Об этом, сообщает агентство "АРКА", заявил в Ереване президент России Владимир Путин на совместной пресс-конференции с президентом РА Робертом Кочаряном. "Мы будем надеяться на очередную встречу и переговоры между президентами Армении и Азербайджана", - сказал В.Путин. Он подчеркнул, что в ходе беседы с Р.Кочаряном большое внимание было уделено региональной проблематике. "Наши страны заинтересованы в стабилизации ситуации в Закавказье, а значит формировании атмосферы доверия и таких отношений, которые бы динамично развивали социальную и экономическую сферу".
В статье, озаглавленной "Визит Путина в Армению - положительный фактор для Азербайджана", бакинская газета "Зеркало" пишет, что по мнению азербайджанского политолога Вафы Гулузаде, не исключено, что после данной поездки могут быть освобождены некоторые "оккупированные территории". По мнению Гулузаде, пишет газета, Россия сегодня как никогда заинтересована в подвижках на пути урегулирования карабахского конфликта. "Дело в том, что Россия серьезно обеспокоена стремительной "бархатной революцией" в Кыргызстане и опасается того, что события в Армении могут развиться по подобным Грузии, Украине и Кыргызстане сценариям, что, в свою очередь, означает потерю официальной Москвой своего основного форпоста на Южном Кавказе. В.Гулузаде полагает, что после встречи Путина с президентом Армении могут быть освобождены несколько "оккупированных азербайджанских районов" взамен на открытие коммуникаций. По мнению политолога, тем самым Россия пытается удержать возле себя Азербайджан и Армению. Однако эти попытки потерпят полное фиаско. Отвечая на вопрос, не является ли поездка Путина в Армению новым витком борьбы за Южный Кавказ в свете того, что в ближайшее время состоится визит Джорджа Буша в Грузию, В.Гулузаде сказал, что Россия слишком слаба для ведения борьбы с США. По мнению политолога, Россия уже давно из глобальной супердержавы превратилась в региональную, и поэтому не следует преувеличивать ее возможности.
Как сообщает ИА "Де-Факто", комментируя заявление президента России о готовности Москвы способствовать скорейшему решению карабахской проблемы, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заметил: "Армянская сторона приветствует благие намерения России, но вместе с тем осознает, что искусственное ускорение решения вопроса в данном случае нежелательно, поскольку может быть воспринято, как принуждение. Уверен, что Владимир Путин не имел в виду последнее, а руководствовался исключительно благими намерениями".
На вопросы бакинской газеты "Зеркало" отвечает глава российской демократической партии "Наш выбор", бывший вице-спикер Государственной думы РФ Ирина Хакамада. Ниже приведена часть интервью, относящаяся к точке зрения Хакамады на южнокавказскую политику России
Как, на ваш взгляд, в ближайшие год-два Россия станет распоряжаться конфликтогенным арсеналом постсоветского пространства? Она и дальше будет активно поддерживать армянских, абхазских, осетинских и приднестровских сепаратистов?
Прогнозировать внешнюю политику России невозможно, потому что у нее нет осмысленной концептуальной внутренней политики. Мы же не знаем, какую политическую систему строит Путин внутри страны. Ну, как вы ее определите? Вы же не знаете, чего хочет Владимир Путин, чего желает его премьер Фрадков? Они же толком ничего не говорят. Ну, хорошо, допустим, они избрали византийский, особый путь России. Пусть тогда четко нарисуют, изобразят этот путь и покажут, в чем роль России. Если это европейский путь, то они должны подать четкий сигнал и, соответственно, изменить внешнеполитическое поведение в отношении и Абхазии, и карабахского конфликта, и Молдовы. Если это нечто по формуле "Мы никогда не догоним Запад, поэтому давайте ему максимально навредим", тогда может произойти сближение с режимами-изгоями. Словом, всякое возможно, ибо внешняя политика России ужасно безграмотна, она - местничковая, импульсивная, суетливая и, в конечном итоге, проигрышная. Каждую секунду этот маленький король хочет доказать всему миру, что он одет в громадные имперские одеяния, желая скрыть свою наготу. А дело в том, что впервые Россия столкнулась не с внешним, а с внутренним вызовом.
Пойдет ли Россия на прямое военное вмешательство на стороне сепаратистов, если Азербайджан и Грузия попытаются восстановить суверенитет, соответственно, над Карабахом и Абхазией посредством силовой операции, не нацеленной на мирное население и осуществляемой в рамках Устава ООН?
Думаю, вряд ли. Решимости не хватит. Буш позвонит и сделает предложение, от которого невозможно будет отказаться. И вообще, слава тебе, Господи, пока Россия на это не способна... ("Зеркало").
Политолог Александр Искандарян, комментируя в газете "Азг" мнение Владимира Путина о том, что в вопросе карабахского урегулирования не должно быть "победителей и побежденных", сказал: "Россия хочет, чтобы ситуация оставалась такой, какая она есть. Если Запад пытается изменить ситуацию, то Россия пытается ее заморозить. Нынешняя ситуация в карабахском вопросе выгодна России".
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ рассчитывают на встречу президентов Азербайджана и Армении в Москве во время празднования 60-летия победы в Великой отечественной войне. Об этом заявил российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков, пишет электронная GazetaSNG.ru. Мерзляков считает, что не все могут решить министры - иногда, чтобы продвигаться дальше, нужно политические решение на высшем уровне. "Смысл встречи президентов не в том, чтобы дать одобрение на что-то уже готовое и окончательно согласованное, а в том, чтобы президенты придали импульс дальнейшим переговорам, дали конкретные указания министрам, ориентиры посредникам, чтобы мы знали по какой линии двигаться", - добавил Мерзляков и признался, что эта встреча очень нужна сопредседателям. Между тем, сообщает издание, на днях российская газета "Коммерсант" со ссылкой на неназванный источник, сообщила, что "Ильхам Алиев, по всей вероятности, в Москву не приедет", хотя для Кремля было бы желательным, чтоб президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев встретились в Москве. Косвенным подтверждением того, что президент Азербайджана действительно не собирается в Москву, может служить заявление главы азербайджанского МИДа Эльмара Мамедъярова о том, что его очередная встреча с министром иностранных дел Варданом Осканяном пройдет 15 апреля в Лондоне в рамках встреч по урегулированию карабахского конфликта, на которой и будет определена дата возможной встречи президентов Кочаряна и Алиева. По словам GazetaSNG.ru, официальные лица в Ереване пока не подтверждают наличия каких-либо договоренностей о встречах президентов и министров иностранных дел. "В армянских политических кругах считают, что Алиев пытается уклониться от поездки в Москву во избежание очередных демаршей в свой адрес со стороны Запада, не заинтересованного в перехвате Россией инициативы в регионе в целом и в карабахском урегулировании, в частности". По мнению газеты, сближение Азербайджана с Россией уже вызвало в Вашингтоне подозрения, что заявления азербайджанских властей об интеграции страны в ЕС и в НАТО носят чисто декларативный характер. По словам бывшего советника госсекретаря США, директора программ Института Никсона, влиятельного американского политолога г-жи Зейно Баран, "Азербайджан является страной, стратегически важной для США, которые заинтересованы в его прозападном курсе, и отход Азербайджана от этих принципов разочаровал бы Вашингтон".
Комментируя сообщение газеты "Коммерсант", газета "Айкакан жаманак" сочла его сенсационным, "поскольку это означает, что Азербайджан отвергает посредничество России в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Вместе с тем, отмечает газета, судя по азербайджанским СМИ, Алиев большое значение придает Пражским встречам. В частности, в своем выступлении на третьем съезде правящей партии "Ени Азербайджан" он заявил, что если Пражский переговорный процесс результатов не даст, то дальнейшие переговоры бессмысленны. По его словам, в таком случае, Азербайджан будет вынужден пересмотреть свои политические позиции.
Слушания в парламенте Армении
29 марта в Национальном Собрании Армении стартовали слушания постоянной комиссии по внешним отношениям по теме "Нагорно-карабахский конфликт. Пути урегулирования". Как сообщает ИА REGNUM, с целью подготовки слушаний была создана рабочая группа во главе с председателем парламентской комиссии по внешним отношениям Арменом Рустамяном. В числе приглашенных на слушания - министр иностранных дел Вардан Осканян, министр обороны Серж Саркисян, представители руководства Нагорного Карабаха, сопредседатель в 1992-1996 гг. МГ ОБСЕ от России, посол, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху Владимир Казимиров.
Как отмечает агентство"А1+", в слушаниях не принимал участия президент Армении Роберт Кочарян.
"Проблема Нагорного Карабаха не имеет военного решения. Если бы это было возможно, то вопрос был бы уже решен. Мы уже воевали, и армянская сторона победила. Мы видим, где сегодня власти Сербии, сделавшей попытку решить проблему Косово военным путем", - заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян на слушаниях в НС. Осканян также заверил: "Никто и никого не может заставить принять какое-либо решение. Мы уверены, что сегодня единственное решение можно найти за столом переговоров - методом трехстороннего компромисса". Этому, считает министр, мешают максималистские требования Азербайджана и убеждение, что вопрос Нагорного Карабаха является его территориальной проблемой. Осканян отметил также, что азербайджанские территории очутились под контролем армянских сил по причине азербайджанской агрессии и сегодня служат обеспечению безопасности Нагорного Карабаха. "Нагорный Карабах кроме историко-правовых аргументов имеет 15-летнюю историю самоопределения и государственности, и каждый день, прибавляемый к ней, делает еще более трудным поворот колеса истории". Вардан Осканян подчеркнул, что Армения, преодолевшая трудности и находящаяся в стадии развития, не изменила своей позиции в вопросе урегулирования, и не надо забывать, что любую уступку, в первую очередь, должен принять народ Карабаха, который уже доказал, что в состоянии иметь отдельное государство. По заверению министра, сегодня на повестке дня - все составляющие урегулирования вопроса, включая политический статус Нагорного Карабаха. Армянская сторона считает, что Нагорный Карабах не может находиться в составе Азербайджана, должен иметь прямую географическую связь с Арменией, должна быть гарантирована безопасность народа Нагорного Карабаха. Это принципы перспективного урегулирования вопроса, а первичным является признание самоопределения Нагорного Карабаха Азербайджаном и международной общественностью, после чего можно будет начать урегулирование вопроса, включая ликвидацию последствий военных действий. ("Азг").
"В случае возобновления войны в зоне карабахского конфликта армянская сторона победит", - заявил министр обороны РА Серж Саркисян. По его словам, та цена, которую армянская сторона будет вынуждена заплатить за эту победу, будет зависеть от того, насколько крепкий тыл обеспечат для армии политические силы Армении. С.Саркисян выразил уверенность, что, если в случае возобновления войны, в Армении сложится такая же ситуация, какая была в Азербайджане в 1992-94 гг., то страна может погибнуть. Коснувшись вопроса о возможных взаимных уступках, сообщает агентство "Ноян Тапан", министр отметил, что референдум может быть приемлем для армянской стороны, если он будет проводиться среди тогдашнего населения бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области и на местах их нынешнего проживания. Министр опроверг то мнение, что он, говоря о возврате территорий, выполняет поручение Минской группы ОБСЕ, направленное на убеждение народа. Он подчеркнул, что о взаимных уступках он говорил еще с начала 1992 года. В то время ликвидация огневых точек и создание зоны безопасности никогда не рассматривались с точки зрения присоединения этих территорий к Армении или к Карабаху. Саркисян подтвердил также высказанную им ранее мысль о том, что в вопросе карабахского урегулирования важную роль могут сыграть миротворцы. Вступление миротворцев в зону конфликта ни в коем случае не может означать, что армянская сторона готова обезоружить свою армию или отказаться от армии. Министр заявил, что решение карабахского конфликта будет болезненным как для народа Армении, так и Азербайджана, так как потребует двусторонних уступок. Однако руководством какой-либо страны не может быть подписан документ, который не согласован с народом. По словам Саркисяна, продвижение азербайджанских вооруженных сил к линии соприкосновения не создает угрозы возобновления войны. Угроза заключается в том, что растет напряженность, возрастает вероятность обстрела друг друга и потерь с обеих сторон. Он отметил, что азербайджанские и армянские силы в настоящее время находятся на расстоянии 50, а в некоторых местах даже 30 метров друг от друга. По словам министра, приближаясь к армянским позициям, Азербайджан нарушил предусмотренные по условиям перемирия границы. Он призвал сопредседателей, в частности, Россию, взять на себя проверку этого факта и восстановить осуществление договора.
Газета "Айкакан жаманак" пишет, что в ходе парламентских слушаний представители общественной инициативы "Освобожденные территории" напомнили Сержу Саркисяну о сделанном им некогда заявлении, что "Агдам не наш", и попросили уточнить - "где проходят границы нашей Родины?" "Вообще, границы страны проходят там, где можешь ее провести. Это общеизвестная истина. Где сможем удержать, там и будут наши границы. Что касается Агдама, то если хотите, могу еще раз повторить, что Агдам не является частью нашей Родины. И попытки сделать в ходе серьезных переговорных процессов, из своих собеседников дураков, вызывают у последних лишь усмешку.
Нагорный Карабах настороженно относится к недавно прозвучавшим предложениям о сдаче части сопредельных территорий и проведении взамен референдума о статусе НК. Об этом заявил министр иностранных дел НК Арман Меликян в ходе парламентских слушаний в НС РА. "Референдум - хорошая вещь, однако, как говорится, вся загвоздка в мелочах. В этих предложениях не уточняется, кто может участвовать в этом референдуме, жители каких территорий и др. Кроме того, неясно, примет ли Азербайджан результаты какого-либо референдума?", - отметил Меликян. В своем докладе на слушаниях он заявил, что юридические основы создания НК безукоризненны, поэтому нет никаких оснований не признавать это государство. Арман Меликян также сообщил, что по его сведениям, на ранее армянонаселенных территориях на севере от НК (включая полностью или частично контролируемые Азербайджаном районов Шаумян, Мартакерт и Мартуни, которые НК считает своей частью) Азербайджан осуществляет интенсивное заселение. "По нашим сведениям, поселяющиеся на этих территориях вовсе не те, кто проживал там ранее", - подчеркнул министр ИД НК. ("Ноян Тапан").
Глава парламентской комиссии по внешним вопросам, представитель Верховного органа АРФ "Дашнакцутюн" Армен Рустамян представил в ходе парламентских слушаний предварительные положения концепции решения нагорно-карабахского конфликта. Как сообщает ИА REGNUM, в концепцию вошли принципы, цели и тактика ведения переговоров по соответствующей проблеме. По словам Рустамяна, основным принципом должно служить право народа НК на самоопределение. "Обоснованием этого принципа служит тот факт, что народ НК самоопределяется не на территории метрополии, а на территории своего исконного проживания, которая никогда не входила в состав независимого Азербайджана", - подчеркнул Рустамян. По его словам, Азербайджан, признав свои границы после выходы из состава СССР в рамках границ 1918 года, фактически отказался от своего права на Нагорный Карабах. "Право на самоопределение является неотъемлемым правом народа НК и должно представляться именно карабахской стороной, отсюда и необходимость подключения Степанакерта к любым переговорам касательно этой проблемы", - заявил Рустамян, добавив при этом, что ключевое значение имеет также и вопрос о гарантиях безопасности.
Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Армении Анри Кюни, выступая на посвященных вопросу Нагорного Карабаха парламентских слушаниях, подчеркнул важность этого обсуждения, "поскольку мир - это важный фактор, война - трагедия". Посол особо отметил, что не желает своим выступлением вмешиваться в решение карабахской проблемы, и что вопрос должен быть решен между Арменией и Азербайджаном. "Три года я в Армении и могу констатировать, что Карабах стал гордиевым узлом для Армении. Несмотря на двузначный экономический рост, торгово-экономический потенциал в Армении не используется полностью". По его словам, закрытые границы становятся препятствием для мелких предпринимателей и инвесторов. Транспортные расходы, маленький рынок, ограниченная покупательная способность, малочисленное население также являются препятствиями, но в то же время высокий уровень образования и трудолюбие могут стать уникальной козырной картой для Армении в регионе. ("Ноян Тапан").
"До конца лета текущего года открывается хорошее окно для проведения переговоров между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Это откроет хорошую перспективу для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Об этом, сообщает "Де-Факто", заявил журналистам Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Димитри Рупель по окончании встречи с президентом НК Аркадием Гукасяном 30 марта в Постпредстве НК в Армении. Нагорно-карабахский конфликт уникален по всем своим параметрам и не ставится со стороны ОБСЕ в один ряд с другими замороженными конфликтами на постсоветском пространстве, отметил Рупель. Указав на недопустимость и опасность дальнейшего роста напряженности обстановки на линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон, Димитри Рупель сообщил о своем намерении поставить этот вопрос и перед Азербайджаном. Он осудил также участившуюся милитаристскую риторику. Ни ОБСЕ, ни Совет Европы, ни какая-либо иная организация, в которую входят как Армения и Словения, так и Азербайджан, не видят альтернативы переговорам, отметил Рупель. "Агрессивным высказываниям должен быть положен конец. Стороны должны нацелиться на создание атмосферы взаимного доверия".
О необходимости участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта заявил президент НК Аркадий Гукасян в ходе встречи с Действующим председателем ОБСЕ Димитрием Рупелем. "Я представил Действующему председателю ОБСЕ наши позиции по вопросу карабахского урегулирования. И сказал, что считаю необходимым участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Не знаю, какое будет принято решение. Но все понимают, что без участия Карабаха прогресс невозможен", - сказал Аркадий Гукасян журналистам по завершении встречи. Президент НК отметил, что отсутствие каких-либо контактов между представителями Нагорного Карабаха и Азербайджана - на официальном уровне, между журналистами, представителями общественности, командирами на линии соприкосновения - создает очень опасную ситуацию. "Говоря об атмосфере доверия, мы в первую очередь имеем в виду эти контакты. Мы должны уметь слушать друг друга, вести переговоры. Нужно понять, что война не решит проблему. Война влияет на решение, но достижение окончательного решения и мира возможно только на политическом поле". Президент НК назвал очень опасным и негативным явлением попытки формирования из противной стороны образа врага, атмосферы ненависти. "Инициатива в этом деле всегда принадлежит Азербайджана. Азербайджан начинает, а мы вынужденно отвечаем. Это - инициатива и политика Азербайджана", - сказал он. Комментируя сообщение Димитрия Рупеля о возможности проведения до конца лета текущего года трехсторонней встречи - Нагорный Карабах-Армения-Азербайджан, президент НК заметил, что Степанакерт "всегда готов к таким встречам". "С 1992г. Нагорный Карабах как сторона конфликта участвует в переговорах. Мы всегда готовы - у нас и есть достаточно мощный кадровый интеллектуальный потенциал для участия в переговорах". На вопрос о возможных со стороны НК компромиссах, Аркадий Гукасян заметил: "О каких компромиссах с нашей стороны может идти речь в условиях, когда Азербайджан заявляет, что не пойдет ни на какие уступки, что максимум для Нагорного Карабаха - это автономия? Наши компромиссы будут зависеть от уступок Азербайджана. Односторонних уступок быть не может, и мы считаем бессмысленным говорить о компромиссах в этих условиях". Комментируя идею проведения в Нагорном Карабахе референдума по вопросу его будущего, президент НК напомнил, что референдум в НК уже был проведен в 1991г. и подавляющее большинство карабахцев высказались за независимую НК. Вместе с тем Гукасян сказал, что положительно отнесется к решению европейских структур о проведении еще одного референдума в Нагорном Карабахе. "Сегодня Нагорный Карабах - независимое государство. Государство, созданное в условиях навязанной нам войны. Да, мы непризнанное государство. У нас есть армия, правительство, парламент. И я считаю, что мы состоявшееся государство", - подчеркнул Аркадий Гукасян. ("Де-Факто").
Мнение Владимира Казимирова
Бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, посол, полномочный представитель президента России по Нагорному Карабаху Владимир Казимиров выразил несогласие с мнением о необходимости выработки нового модуса на переговорах по карабахскому урегулированию, который предполагает некоторое ограничение участия Армении в обсуждении ряда вопросов. "Удастся ли Армении спрятаться за вывеску гаранта? Думаю, в международных организациях это не поможет", - сказал Казимиров. Он также назвал нецелесообразным использование термина "освобожденные" в отношении контролируемым Нагорным Карабахом территорий вокруг НК. По его словам, подобная терминология носит силовой характер. "Что вы имеете ввиду, говоря, что освободили Агдам? От чего он освобожден? От населения и строений? Другое дело, если такое понятие применяется в период активных боевых действий в отношении огневых точек противника. В ином случае это не что иное, как пропагандистский фундаментализм". По его словам, пакетный вариант был бы идеален для урегулирования, "однако в обозримом будущем он не является прикладным при всех своих превосходствах". "Конечно, лучше чтобы стороны заранее знали, что на что меняют. Но мир прекрасно понимает, что любой президент Азербайджана, подписавшись под независимостью НК, фактически сделает себе харакири. В свою очередь, Армения не согласится на пакет, в котором НК заранее фиксируется в составе Азербайджана". По мнению Казимирова, "дуэль двух принципов" - территориальной целостности и права на самоопределение - это тупик. "И Лиссабон это подтвердил. Нужна прагматичная сделка - обменять что-то на что-то". По его словам, "концептуальной основой стал бы не "пакет", как требуют армяне (территории за определение статуса НК), и не двухэтапность ("сначала мое, а твое потом"), а принцип многоэтапного урегулирования по схеме "территории за безопасность". "Армяне, удерживающие занятые земли для безопасности НК, могли бы заменить свои военно-технические средства на военно-политические: договориться о демилитаризации всех освобождаемых районов до определения статуса НК. Так Азербайджан получил бы освобождение большинства своих районов. При этом безопасность НК была бы сохранена. Можно начать разминирование и добровольное возвращение перемещенных лиц при международном контроле над сохранением зазора между поселениями армян и азербайджанцев", - считает Казимиров. Он обратил внимание на ужесточение позиции официального Баку. "Если Гейдар Алиев, говоря об "оккупированных территориях", не имел в виду Нагорный Карабах, то Ильхам Алиев, для которого решение конфликта представляет опасность в плане удержания власти, включает Карабах в это понятие, пытаясь сделать невозможным достижение соглашения". По словам Казимирова, сегодня сложились две сферы процесса - "дипломатическо-политический ход, с одной стороны, и месиво пропаганды, уродующее психику целых поколений, с другой". Казимиров заявил, что пора выработать новый международный термин - "неотторжимость населения с занимаемой им территории". "Территории за статус - предложение несколько силового происхождения, даже, несмотря на то, что эти территории перешли под контроль армян, именно из-за настойчивого стремления азербайджанской стороны решить вопрос силовым путем. Я понимаю, что Азербайджан - основной носитель силового пути решения конфликта. Тем не менее, наиболее реальным является вариант территории за безопасность с многоуровневой системой гарантий, которые должны дать как стороны конфликта, так и международная общественность". Владимир Казимиров сообщил также, что направил в адрес Действующего председателя ОБСЕ Димитрия Рупеля послание, в котором попросил его обратить внимание на то, что уже полтора-два года со стороны Азербайджана звучат угрозы применить силу для решения конфликта. "Подобные высказывания являются непосредственным нарушением общепринятых норм международного права, на что ОБСЕ должна дать адекватную оценку". ("Де-Факто").
Газета "Айкакан жаманак" пишет, что второй день парламентских слушаний начался с бойкота Владимира Казимирова. "Бывший сопредседатель МГ ОБСЕ озадачено стоял в коридоре НС, а армянская сторона демонстративно не замечала его присутствия". Корреспондент газеты разъяснил Казимирову, что некоторые, озвученные им накануне оценки разочаровали представителей армянской политической элиты, "поскольку до последнего дня армянская дипломатия считала Казимирова завзятым проармянским деятелем". "Что поделать? Я понимаю, что некоторые обиделись, но я сразу сказал, что не для того приехал, чтоб понравиться, и сказал то, что думаю. Вы что, хотели бы чтобы я фальшивил? Это было бы значительно хуже", - сказал растерянный Казимиров.
Накануне прибытия в Ереван, Владимир Казимиров дал интервью бакинской газете "Эхо":
Вам не кажется странным, что в армянском парламенте возвращаются к рассмотрению пакетной и поэтапной методики?
Существуют разные мнения на этот счет. По-моему, пакетный вариант был бы идеальным, но он давно не рассматривается. Поэтому лучше двигаться поэтапно, чем стоять в этом тупике и ждать, пока все вопросы будут собраны воедино.
Вы думаете, в Ереване это тоже понимают?
Ну, это дело армян - понимать или не понимать. У них, по-моему, разные точки зрения на этот счет существуют. Не хочу оценивать, кто из них прав, а кто нет, но на мой взгляд, пакетный вариант идеален, но реально неосуществим в обозримом времени. Поэтому надо двигаться дальше.
Что лично вы собираетесь делать в Ереване?
Я выскажу там свои соображения. Какого-то доклада по этому поводу я не готовил. С докладами должны выступить как раз сами армяне, это их парламент, и их слушания.
А вообще какова цель этих слушаний? Почему именно сейчас?
Мне трудно сказать, это вопрос к армянам.
Каким может быть результат этих слушаний?
Мне кажется, это делается одной из комиссий парламента с целью выяснения настроений депутатского корпуса по этому вопросу. То есть о результатах будет извещено руководство парламента, а оно, по всей видимости, доложит об этом главе государства. Но это уже их внутренние дела.
В Азербайджане многие считают, что, возможно, эти слушания связаны с тем, что процесс урегулирования карабахского конфликта сдвинулся с мертвой точки...
У меня нет впечатления, что процесс реально сдвинулся с мертвой точки. Я не вижу подвижек. Я вижу только "прыжки в сторону" от стола переговоров.
Просто эти слушания происходят на фоне обострения ситуации на линии фронта. Ежедневно идут перестрелки и практически количество жертв уже исчисляется десятками.
Но было подписано по указанию Гейдара Алиева соглашение, которое признали затем и Тер-Петросян, и Кочарян - о порядке урегулирования инцидентов на линии соприкосновения. Оно вступило в силу 6 февраля 1995 года. Правда, я не вижу, чтобы стороны уважали свои собственные подписи. А там описаны меры, как не допускать разрастания возникающих инцидентов. Его подписали и министры обороны Азербайджана и Армении, и командующий армии Нагорного Карабаха.
Какая сторона, по-вашему, больше виновна в нарушении режима прекращения огня и нагнетании напряжения?
Я не берусь это обсуждать. Ответ должен дать Анджей Каспршик, который проводит регулярный мониторинг ситуации на линии фронта. Но я точно знаю, кто больше использует эту ситуацию в целях пропаганды, и вы это знаете.
И о ком идет речь?
Пусть люди догадываются сами.
Есть ли вероятность того, что карабахский конфликт будет урегулирован в ближайшее время? Как идет развитие процессов? Сколько это займет - год, два?
При всем уважении к высшим должностным лицам - президентам, главам МИД - я не считаю, что можно урегулировать этот конфликт только на базе этих эпизодических, очень редких встреч. Ведь значение урегулирования этого конфликта и для азербайджанского, и для армянского народов так велико, что приходится только удивляться той нерасторопности, с которой осуществляются эти контакты. В год происходит две-три, в лучшем случае пять встреч. Причем президенты вынуждены для того, чтобы не внушать больших ожиданий от этих встреч, приурочивать их к каким-то большим международным форумам... ("Эхо").
Степанакерт
Как сообщает "Арминфо", указом президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна за проявленные при защите границ родины личное мужество и отвагу Ованнес Авакян, Вреж Геворкян (посмертно), Артур Ерванян, Нерсес Амбарцумян (посмертно), Ваге Овванесян (посмертно), Сарибек Овсепян (посмертно) и Мгер Шахназарян (посмертно) награждены медалью "За отвагу". За смелые действия, содействовавшие выполнению боевых заданий и мужество, проявленное при защите границ НК, медалью "Боевая служба" награждены Эдгар Мамулян и Хачатур Меликян.
Указом президента НК Аркадия Гукасяна от 30 марта, повышен размер именной стипендии в Арцахском государственном университете. Отныне размер стипендии будет составлять 15 тысяч драм, вместо прежних 10-ти. (Информационный портал МИД НК).
Газета "Азат Арцах" сообщает, что на состоявшемся 29 марта заседании Правительства НК, которое вел премьер-министр Анушаван Даниелян, было рассмотрено более сорока законодательных документов и проектов постановлений. Министерство иностранных дел НК представило на рассмотрение правительства целый пакет проектов законов и постановлений.в частности, было предложено одобрить документы "О международных договорах", "О консульской службе", "О дипломатической службе", "О проекте постановления Национального Собрания НК о присоединении Нагорного Карабаха к Венской конвенции 1961 г о дипломатических отношениях" и "О проекте постановления Национального Собрания НК о присоединении Нагорного Карабаха к Венской конвенции 1963 г. о консульских отношениях". Газета сообщает, что одобрив проект постановления Национального Собрания "О присоединении Нагорного Карабаха к Венской конвенции 1961 года о дипломатических отношениях", правительство решило представить его на рассмотрение парламента.
Министерство ИД НК распространило заявление, в котором призывает международное сообщество последовать примеру правительств Армении и США, которые предоставили гуманитарную, финансовую и иную помощь Нагорному Карабаху. Хотя НК провозгласила независимость в 1991 году, однако ни одно государство до сих пор не признало право народа Арцаха на независимость. С другой стороны, Армения и США являются единственными двумя странами, которые отдельной строкой бюджета финансовую помощь выделяют Нагорному Карабаху. ("Азг").
Для граждан Нагорного Карабаха будут действовать два вида паспортов. Об этом заявил сегодня в ходе открытых слушаний в Национальном Собрании РА по карабахской проблеме министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян. Он отметил, что это принятая в международной практике норма для непризнанных государств. А.Меликян пояснил, что новая система подразумевает выдачу внутреннего и внешнего паспортов. По его словам, внутренний паспорт будет на армянском языке, а внешний будет содержать еще один языковой вариант и выдаваться через Армению. Министр сообщил, что в скором времени будет принят закон "О гражданстве НК", который в настоящее время проходит экспертизу. А.Меликян подчеркнул, что закон призван также решить вопрос армянских беженцев из Азербайджана. Он сообщил, что согласно проведенному МИД НК мониторингу, "в России проживает много армянских беженцев, не имеющих гражданства". Согласно данным Управления по миграции и беженцам при правительстве РА, в 1988-1992 гг. в Армению из Азербайджана и Нагорного Карабаха прибыло около 400 тыс. беженцев. Часть из них эмигрировала в третьи страны. ("АРКА").
Как сообщает газета "Азат Арцах", на состоявшемся 25 марта заседании центральной комиссии гуманитарной помощи правительства Нагорного Карабаха, которое вел председатель комиссии министр соцобеспечения НК Ленстон Гулян были рассмотрены программы, реализуемые в Карабахе "Армянским Фондом Америки", "Армянским благотворительным общим союзом" и благотворительным фондом "Туфенкян". Комиссия, приняв за основу заключение государственной налоговой службы при Правительстве от 5 марта 2005 года, назвала реализуемые вышеупомянутыми организациями программы благотворительными. По данным комиссии, с целью восстановления системы водоснабжения сел Арутюнагомер, Шахмасур и Атерк Мартакертского района, "Армянский Фонд Америки" реализовал проекты на сумму эквивалентную 17600.00 долларам США. "Армянским благотворительным общим союзом" на строительство школы в селе Норашен Гадрутского района предусмотрел 1500.0 драмов. А благотворительный фонд "Туфенкян" взял на себя реставрацию Шушинского историко-краеведческого музея на сумму 3105.85 долларов США.
- Народный артист России Марк Розовский поддержал жертв террористов. Израильских
- В зону СВО из Грозного отправили новую группу добровольцев
- Эксперт по этике рассказала, как не попасть впросак с новогодним подарком
- Кнайсль назвала страны, которые могут быть причастны к подрыву «СП»
- Статус нежелательно пребывающих в РФ детей-иностранцев получат их родители