Мусульманский писатель об иджтихаде, искренности и "столкновении цивилизаций"
"Многие мусульмане, которые пытаются найти свое место в мире, выражают чувства замешательства, апатии и стыда из-за постоянной демонизации ислама в средствах массовой информации. Они также испытывают отчаяние в связи с процессами, происходящими в мусульманском мире. Вместе с тем они чувствуют необходимость изменить эту ситуацию и взять на себя решение мусульманских проблем", - указывает Федва Уазуаз (Fedwa Wazwaz), мусульманский активист и писатель, проживающий в штате Миннесота, статью которого 11 марта опубликовал сайт Media Monitors. Критика, которую можно услышать в американской толпе в адрес мусульман, иногда имеет под собой реальные основания, однако, она сомнительна по двум причинам, пишет Уазуаз. Во-первых, она обычно высказывается в отвратительном тоне, полном насмешек над исламом или мусульманскими обществами, в которых ораторы не видят ничего хорошего. Во-вторых, она, как правило, произносится с идеологической платформы, на которой мусульмане не могут достойно ответить на эту критику или высказать свою собственную законную критику запада.
"Тщеславные и агрессивные проповедники последовательно стараются "мочить" или освободить мусульман, вместо того чтобы вовлекать их в серьезный диалог, позволяющий им найти их собственный уникальный голос и их собственные решения их проблем. В настоящее время мы слышим призывы к мусульманам принять участие в иджтихаде, который представляет собой напряженное интеллектуальное усилие для достижения исламской точки зрения. Некоторые мусульмане, не имеющие знаний ни об исламе, ни об исламском законе, решили, что задача им по силам". Иджтихад, тем временем, пишет Уазуаз, необходим только в случаях, которые не рассмотрены исламом. "Это такие случаи как клонирование, а не ясные вопросы вроде умеренности или святости жизни. Несмотря на это, мы видим, как иджтихад применяется к рассмотрению вопросов, которые очень ясны. Это ведет к образованию течений, не согласующихся с исламом. Более того, эти движения не провоцируют мысль или полемику в мусульманском сообществе, но удовлетворяются тактикой пристыжения, направленной против глубинной мусульманской сущности и вызывающей у мусульман чувства стыда и бесполезности, толкая их в изоляцию вместо того, чтобы привлекать их к западу".
"Чтобы защитить шариат от опасности нововведений и искажений, каждый, кто хочет лично осуществлять иджтихад, должен неукоснительно выполнить определенные условия. Эти условия направлены не на ограничение критической мысли, но на предупреждение анархии. Если бы каждый американец чувствовал, что имеет право интерпретировать конституцию, и бунтарски стал бы следовать своей собственной ее интерпретации, Америка бы развалилась", пишет Уазуаз. Эти условия, полагает он, разумны и выполнимы. Они включают:
(а) владение арабским языком, с целью минимизировать возможность ложной интерпретации стихов Корана на чисто лингвистических основаниях;
(б) глубокое знание Корана и Сунны (жизни пророка Мухаммеда), обстоятельств, сопутствующих откровению каждого стиха и каждого хадиса (изречения пророка Мухаммеда), а также полное знание комментариев к Корану и хадисам и владение всеми техниками интерпретации, допустимыми исламом;
(в) знание специализированных дисциплин изучения хадисов, таких как оценка рассказчика и текста;
(г) знание взглядов спутников пророка Мухаммеда, их последователей и великих имамов, позиций и аргументации, излагаемых в руководствах по исламской юриспруденции, в сочетании со знанием случаев, в которых был достигнут консенсус;
(д) знание науки юридической аналогии, ее типов и условий;
(е) знание своего общества и его общественных интересов;
(ж) знакомство с основными целями шариата;
(h) исповедание ислама.
"Можно считать, что ученый, который выполняет эти условия, достаточно квалифицирован для применения иджтихада к проблемам, с которыми сталкиваются сегодняшние мусульманские общества. Но где же эти ученые?" - спрашивает Уазуаз. "Реальность такова", - пишет он, "что они появляются повсюду. Есть исследователи, которые помогают мусульманам заново открывать свой голос, восстанавливать исламские учения и которые применяют иждтихад к сегодняшним проблемам. Эти ученые помогают мусульманам понимать, что методы, используемые для защиты мусульман ради их выживания, такие как взрывы смертников и терроризм, не являются исламскими. Они пытаются способствовать формированию здоровых отношений между мусульманами и представителями других культур, включая западную". Два исследователя ислама, кого ы этой связи Уазуаз выделяет особо, - Тарик Рамадан и Юсуф Ислам. Обоим запрещен въезд в США.
"Если запад искренне заинтересован в позитивных изменениях и иджтихаде среди мусульманских сообществ, а не в разведении мусульман и ислама, Америке необходимо открыть двери для этих мнений, существующих внутри мусульманского сообщества, и создать политическую среду, где мусульмане были бы увидены, поняты и вовлечены в публичную сферу как полезные для общества человеческие существа. Необходимо открыть дверь для сочувствия и сострадания друг к другу, и позволить каждому почувствовать, что им дорожат", - уверен Уазуаз.
- Кому война, а кому... Верховный суд одобрил сверхдоходы AstraZeneca из российского бюджета
- "Любимая жена престарелого Байдена": Почему провалился скандал Украины на форуме МККК
- В России стартовал новый сезон конкурса «Наука. Территория героев»
- Кобахидзе заявил о беспрецедентном внешнем вмешательстве в выборы в Грузии
- Лавров впервые за три года посетит страну Евросоюза