Мировую общественность почти целую неделю волновало, разрешат ли США и Великобритания Украине применять дальнобойные вооружения для атак по территории РФ?

MICHAEL REYNOLDS/EPA/ТАСС
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер, госсекретарь США Энтони Блинкен и президент США Джо Байден

Американский госсекретарь Энтони Блинкен совершил целое турне: сначала провёл переговоры с британским коллегой Дэвидом Лэмми в Лондоне, оттуда они вместе поехали в Киев к Владимиру Зеленскому.

Всю собранную в ходе этих поездок информацию дипломаты передали лидерам своих государств, и вот 13 сентября этот вопрос президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Кир Стармер обсуждали в Вашингтоне.

Главы внешнеполитических ведомств хранили молчание, но в прессу то и дело просачивалась информация от источников, причём как с американской, так и с британской стороны. Говорили, что в Соединённых Штатах ещё размышляют, а Великобритания уже дала согласие.

Журналисты напрямую спросили Стармера, так ли это. Он предпочёл уйти от ответа. В России не было сомнений — решение давно принято, а теперь наступил финальный этап его легитимизации в глазах общественного мнения в информационном поле.

«Детали плана всё ещё уточняются, но официальные лица в Вашингтоне, Лондоне и Киеве в последние дни обсуждали расширение территории внутри России, по которой Украина может наносить удары американским и британским оружием», — написало 12 сентября Politico.

Некоторые страны могут в одностороннем порядке разрешить Украине использовать своё оружие для ударов по территории России, но поскольку США возглавляют коалицию стран-доноров, они не будут рисковать идти на этот шаг, добавило издание.

Пока встреча на высшем уровне в Вашингтоне еще готовилась, президент РФ Владимир Путин предупредил западных коллег о последствиях их решения.

Прежде всего глава государства подчеркнул, что речь идёт не просто о разрешении Украине бить дальнобойным оружием, сейчас решается, участвуют ли напрямую страны НАТО в военном конфликте.

«А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться», — заявил Путин.

И его сигнал до адресатов дошёл.

Германия и Италия поспешили дистанцироваться от планов Вашингтона и Лондона, заявив, что не давали Украине разрешения использовать переданное ими оружие за её пределами.

Несколько бывших американских чиновников позвонили послу РФ в США Анатолию Антонову с вопросом, что стоит за словами российского президента.

Да и Стармер, как бы оправдываясь, заявил 13 сентября, что Великобритания не стремится к какому-либо конфликту с Россией, у королевства ни в коем случае нет такого намерения. Интересно, а как тогда расценивать звучавшие ранее в этом году заявления британских чиновников о разрешении бить этими самыми вооружениями по российским регионам?

Зеленский, томясь в ожидании вердикта, как всегда, негодовал. Он пожаловался, что Запад фактически отказался от ударов вглубь территории РФ дальнобойным оружием.

«Если можно применять соответствующее оружие, вы видите его результат по враждебным целям. <…> Я на сегодняшний день не вижу результатов действий соответствующего оружия. <…> Если снимаются ограничения на какое-то оружие, к которому нет ракет, — это не снятие ограничений. Это другой вид, как не давать положительного решения по применению соответствующего оружия», — посетовал он.

Изначально в программе переговоров Байдена и Стармера не было предусмотрено каких-либо заявлений о принятом решении. Так и получилось. В релизе Белого дома по итогам встречи этот вопрос не упомянут.

«Это была встреча не о каком-то конкретном решении. Мы определённо соберёмся снова на Генеральной Ассамблее ООН через несколько дней уже более широкой группой людей», — заявил Стармер журналистам.

В преддверии переговоров Белый дом заверил, что позиция Вашингтона не изменилась — американская сторона против атак по российским регионам, не граничащим с Украиной.

«Я бы не ожидал сегодня объявления о разрешении Украине наносить удары на большие расстояния вглубь России», — сказал 13 сентября координатор по стратегическим коммуникациям в Совете нацбезопасности Белого дома Джон Кирби.

Однако «не ожидать объявлений» не означает «не дать разрешение». «Это не значит, что такие решения в тайне не приняты, потому что мы сто раз уже узнавали постфактум о провокационных и враждебных действиях американцев против нас. Удивляться здесь не нужно», — заявил Антонов.

По словам источников британской газеты The Guardian в правительстве, если бы не было принято положительного решения по Storm Shadow, Блинкен и Лэмми не приехали бы в Киев на встречу с Зеленским.

«Мне кажется, что американцы не остановятся. Не могу вам сказать, когда будет принято окончательное решение, которое можно объявить в средствах массовой информации, но задача продолжения борьбы с РФ различными способами не меняется», — подчеркнул посол РФ в США.

Какое бы решение в итоге ни приняли Вашингтон и Лондон, разрешение использовать ракеты Storm Shadow для ударов вглубь территории России не станет панацеей для военно-стратегической ситуации на Украине, сказал Financial Times представитель руководства одной из западных стран, пожелавший не называть своего имени.

В частности, потому, что самолёты с российских аэродромов, которые ВСУ считают одной из приоритетных целей, уже перемещены за пределы радиуса действия ракет Storm Shadow и ATACMS, а это снижает эффективность применения западных вооружений.

При том, что подобные атаки на РФ не переломят ход боевых действий на Украине, для тех, кто даст отмашку Зеленскому и в тот же момент станет непосредственным участником конфликта на Украине, этот шаг создаёт огромные риски.

Западные политики уверены, что смогут оправдаться перед своим населением, когда зарекомендовавшее себя российское оружие ударит по важным для них целям? Поддержка Украины и правда стоит этого?