1 мая, в день вступления Латвии в Европейский союз, корреспонденты ИА REGNUM провели на улицах Риги и некоторых других городов. Вывод один: Евросоюз пополнился не одной страной под названием "Латвия", а, как минимум, четырьмя.

Страна первая, официозная

К присоединению к ЕС готовилась давно и тщательно. Последняя из акций - отправка по инициативе премьера Индулиса Эмсиса из Риги на места 561 сине-звездных флагов Евросоюза. И 1 мая 535 из них взвились над зданиями городских и волостных самоуправлений, а 26 - над районными советами. Особое торжество - поднятие флага над башней Святого духа Рижского замка - городской резиденции президента страны и на Домской площади в старой Риге. Площадь эта и стала местом главного действа. Огромная смонтированная по ее центру эстрада, сотни певцов-хористов, хорошо одетые люди с фото и видеокамерами заранее занимают места в открытых кафе, цены в которых по поводу праздника явно подпрыгнули, полиция в праздничной форме излучает доброжелательность, немногочисленных бомжиков не гоняют, но почти что ласково выпроваживают подальше от глаз приличной публики. Европессимистов не видно. По периметру площади палатки еврогородка, каждая из них, олицетворяет одну из 25 стран ЕС; если Литва, например, разложила на стендах туристические проспекты, то Чехия - пиво, сразу же приходит на ум, что именно с сегодняшнего дня торговля пивом в Латвии после 22.00 запрещена. Духовые оркестры "Рига" и Национальных вооруженных сил демонстрируют высокое профессиональное мастерство, причем военные почему-то отдают предпочтение мелодиям итальянской эстрады. Людей хватает, но чтобы не протолкнуться - до этого далеко, и весьма.

В 12.00 к микрофону подошла президент страны Вайра Вике-Фрейберга, в красном. После минутной овации, она адресовала свое обращение к тем, кого в наиболее точном переводе на русский язык из контекста можно было бы назвать земляками. Президент без бумажки произнесла проникновенную и образную речь, по обыкновению перемежая ее поэтическими строчками устного народного творчества. В. Вике-Фрейберга говорила, что "все мы - братья, все мы - люди, мы, латыши, идем в Европу со своей душой и своим обликом". Она напомнила, что "не легким был наш путь, так как мы сумели быстро поставить на ноги государство и не только возвратиться на свое место под солнцем, но и вернуть свой гимн, свой флаг, свои права, мы стали теми, кто может встать рядом с другими, конкурировать с ними и демонстрировать даже лучшие достижения, чем у других". Завершилась речь просьбой к Богу благословить Латвию.

Речь спикера Сейма Ингриды Удре, эффектной блондинки в элегантном белом костюме, ничем особым не запомнилась, но и этот спич завершился словами "Боже, благослови Латвию". Премьер-министр Индулис Эмсис на торжествах в Риге отсутствовал. Как было сообщено, один из лидеров Союза зеленых и крестьян вступал в ЕС вместе с сельчанами в Ругайской волости Балвского района, и его выступление транслировалось по радио. Обратили на себя внимание следующие его слова: "Мы - в начале нового пути, вероятно, немного жаль своей независимости, но жизнь такова, что вперед мы пойдем вместе с другими 25 странами", а вступление Латвии в ЕС - это рост народного хозяйства. В своей достаточно нестандартной для великой даты речи, премьер не забыл поблагодарить чиновников местной и центральной власти, политиков, приблизивших Латвию к заветной цели, но самую большую благодарность И. Эмсис адресовал латышскому народу, который "долго и тщательно работал все годы после восстановления независимости, чтобы мы теперь, сохранив свою национальную идентичность, могли соответствовать высоким нормам Европы".

Завершал официальные речи на Домской площади мэр Риги Гундарс Боярс. Его речь принципиально отличалась от других тем, что к людям он обращался, не подчеркивая национальную принадлежность - только "жители Латвии" или "рижане". Но, в конце концов, также попросил у Господа благословления для Латвии. Звучит мелодичный гимн Латвии, за ним - гимн Евросоюза, вариация "Оды к радости" Бетховена на латышском языке. В небо взлетели несколько сотен синих шариков со звездами Евросоюза. Народ остался на площади слушать выступления иностранных певцов и музыкантов, а президент страны отправилась на остров Доле, где детские и школьные годы провел ее отец. Там, согласно древней традиции сажать дерево в честь новорожденного, В. Вике-Фрейберга посадила липу, символизирующую для древних латышей богиню счастья Лайму, покровительницу и заступницу женщин. Президент так объяснила свое решение: "Сегодня перед нами открылась историческая возможность, которой нам следует воспользоваться, чтобы жить в согласии и благополучии. Надеюсь, что моя липа станет свидетельством этого исторического дня для наших детей и внуков". Но не только глава государства оставила такое свидетельство. Министр обороны Атис Слактерис и командующий Национальными вооруженными силами вице-адмирал Гайдис-Андрейс Зейботс недалеко от Министерства обороны посадили пять елей. А. Слактерис нашел в них символ с давней мечтой латышей о мире. В подтверждение своих слов глава военного ведомства напомнил, что ровно 10 лет назад (30 апреля 1994) с Россией подписан исторический договор о выводе ее армии с территории Латвии, "и вот теперь мы уже - в НАТО, а наши солдаты - в миротворческих миссиях". Среди с почтением внимавших министру замечены исполнительный секретарь по интеграции в НАТО бригадный генерал Раймонд Граубе и вернувшийся из Ирака командир латвийского контингента майор Сандрис Браленс.

Но этими посадками дело не закончилось. По инициативе эстонских братьев напротив Национальной оперы еще три елочки, символизировавших Латвию, Эстонию и ЕС посадили председатель комиссии по иностранным делам Сейма Латвии Артис Пабрикс и его коллега из эстонского Рийикогу Марко Михкельсон. Вечер первого дня пребывания в Европе официозная Латвии отметила на светских вечеринках.

Страна вторая, протестующая

ИА REGNUM уже проинформировал о митинге протеста, собравшем у памятника Освободителям Риги от фашистов, десятки тысяч участников. Такое скопление людей в одном месте корр. ИА REGNUM видел только во время баррикад, приведших к выходу Латвии из СССР. По различным данным количество участников митинга протеста колебалось от 20 до 50 тысяч. Это был громоподобный голос против введения с 1 сентября преподавания в русских школах не менее 60% предметов на латышском языке и сдачи выпускных экзаменов на нем же. Окончательно стало ясным, что прошедшая недавно двухдневная забастовка школьников - это не стремление прогулять уроки. 1 мая в Риге - теплый солнечный день, но люди не поехали ни на природу, ни на дачи, ни на огороды. Причем, подавляющее большинство присутствующих на этот раз - не дети, а взрослые. Уже в 10 утра протестующие стали собираться в двух точках: у Дворца конгрессов, и у собора Петра, на верху которого в недавнем прошлом российские нацболы грозились взорвать гранату, оказавшуюся, впрочем, муляжом, за что и попали в тюрьму, а затем были высланы в Россию. На этот раз Исполнительный директор Риги Марис Тралмакс не решился отказать в заявке на проведение акции протеста. В 11 утра колонны стали вытягиваться по направлению к Даугаве, чтобы пересечь мост и дойти до монумента. Оперативный полицейский транспорт демонстративно припаркован по обе стороны набережной. На пути к памятнику Освободителям бросился в глаза фургончик, через открытые двери которого явно виден гробик, обвернутый в цвета флага Евросоюза, стало быть, увидим аутодафе.

Организация акции осуществлена на высоком политтехнологическом уровне. В глазах рябит от белых маек с надписью "Руки прочь от русских школ!", у многих на спинах прилеплены плакаты, написанные по-английски, в переводе это звучит так: "27% населения - чужие в Латвии. Добро пожаловать в Европу". Чужие - ALIEN - это термин, взятый из паспортов неграждан Латвии, до сих пор вводящий в изумление пограничников и таможенников по всему миру. ALIEN - кругом: на майках, повязках на руках и головах, значках, плакатах. Подходы к памятнику регулирует полицейские, очень корректно просят не ступать на проезжую часть, при скоплении людей у перекрестков останавливают движение транспорта, оцепления на площади перед монументом нет, но и ближе, чем на сотню метров к нему, полиция не подходит; скорее всего, совпадение, но на персональных нашивках с фамилиями полицейских славянские встречаются чаще иных.

Площадь перед памятником - в плакатах. Среди уже знакомого "Русскую школу ногами пиная, помни, фашист, про девятое мая!" видны не менее яркие, например, "Мы - не русские латыши, мы - латвийские русские", "Мы - это мы, и сумеем сберечь русский язык. Это - больше, чем речь!", "Миф об оккупации - прикрытие русофобии".

Площадка- трибуна - высока, ораторы - слышны, никакого пережевывания - напор, высокий тон, хлесткие лозунги, отличные модераторы. В толпу кидается: а на Домской площади ИХ гораздо меньше, чем НАС здесь, в ответ - вопли восторга. В толпу кидается: президент Вике-Фрейберга беспокоится, как бы нашим детям солнце головки не напекло, в ответ - свист и рев. Речи перемежались выступлениями музыкантов и певцов; впечатлила "Во поле березка стояла" на латышском языке, рэп "Нет реформе!" и бардовская песня, припев которой подхватывали десятки тысяч: "Мы - русские, мы - русские, мы - русские, мы все равно поднимемся с колен!". Собственная безопасность - на высоте: сотрудники официальной фирмы в официальной форме, у каждого - радиостанция, мегафонов - немеряно. Та же техника и у активистов Штаба защиты русских школ, распорядительные функции они выполняют несколько экзальтированно, но весьма эффектно, и не без эффективности. Когда одной из участниц митинга стало плохо с сердцем, коридор для "скорой помощи" без помощи полиции был организован за пару минут, в него, конечно, прежде всего, ринулись телевизионщики, но со стороны все это выглядело, как в хорошо сработанном американском фильме.

Кстати, полиция не зафиксировала на митинге ни одного случая нарушения общественного порядка. Единственное административное правонарушение можно усмотреть в том, что люди стояли на газонах, но если организаторы митинга будут оштрафованы за траву, помятую у монумента освободителям Риги от фашизма, то на фоне осуждения советского партизана Кононова Верховным судом Латвии на 20 месяцев тюрьмы, это будет чересчур пикантным.

То, что вполне вероятно в сентябре латвийским властям придется пожинать бурю, подтверждают практически все выступления, корр. ИА REGNUM же отметил для себя следующие: Жутко картавящий и постоянно срывающийся на фальцет, как левые эсеры в советских фильмах, 12-классник из Пушкинского лицея: "мы вступили в борьбу и в этой борьбе победим". Активист Штаба защиты русских школ: "Борьба будет долгой: Мы должны будем занять круговую оборону вокруг русских школ. Миром правит не любовь, и даже не деньги - воля. Наши батальоны растут, мы идем в последний бой, он - трудный самый". Лидер фракции политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) Яков Плинер: "Достоевский говорил: "Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет", - школьная реформа 2004 г. - месть нашим детям за Советскую власть. Разорвем петлю на шее". Депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Владимир Бузаев: "Наша задача - русскому языку статус официального (по-латышски). У наших детей отобрали Дворец пионеров (Рижский замок - ИА REGNUM), чтобы отдать его канадской пенсионерке (президенту В. Вике-Фрейберге - ИА REGNUM; в ответ крики из толпы - "Домой!".

Благодатной для такой реакции почву сделала и сама президент Латвии. Ведь еще пять лет назад, будучи впервые избранной главой государства, В. Вике-Фрейберга на встрече с русской прессой вызвала русских на соревнование, кто быстрее изучит язык - она русский, или они - латышский. Теперь же, буквально за день до 1-майского митинга протеста, президент страны отказалась в радиоэфире обратиться к русским школьникам по-русски, объяснив это тем, что "все дела и сложности, связанные с протестами, требуют от меня так много времени, что еженедельные занятия русским языком пришлось отложить в сторону".

Замеченный же корр. ИА REGNUM по дороге к монументу Освободителям гробик на митинге протеста не всплыл, оказалось, что он был предназначен для другого места. Пятеро мужчин в масках внесли его на Домскую площать во время концерта около 15.30 по московскому времени. Дежурившие на площади полицейские пытались задержать гробовщиков единой Европы, но удалось это лишь в отношении одного Юриса Мачтама, кстати, кандидата в депутаты Европарламента от общественной организации "Евроскептики", которого ожидает акт об административном правонарушении. Оказавшийся поблизости иностранный коллега с некоторым удивлением заметил корреспонденту ИА REGNUM, что не понимает, согласно каким латвийским законам с флажками ЕС по Домской площади ходить можно, а с гробиком тех же цветов - нет.

В отличие от Риги акция протеста в приморском городе Лиепае не обошлась без эксцессов. Как сказали корр. ИА REGNUM местные активисты, "отказ Парламентской ассамблеи Совета Европы возобновить мониторинг в Латвии, и сговор России с ЕС не упоминать в двустороннем договоре Латвию, как страну, где грубо нарушаются права национальных меньшинств, показали, что мы можем рассчитывать только на собственные силы". И эти силы в городе под липами были задействованы в полной мере. Только мэр Лиепаи Улдис Сескс собрался было поднять на центральной площади флаг ЕС, как свыше 500 противников реформы образования в тех же майках "Руки прочь от русских школ!" начали несанкционированное шествие по улицам города. Есть еще одно отличие: в Риге организацию протеста взял на себя Штаб защиты русских школ, а в Лиепае - Латвийская национально-демократическая партия во главе с Евгением Осиповым. Когда лидер нацдемов обратился с речью к единомышленникам, полиция пыталась задержать его, но митингующие не дали этого сделать, вторая атака также оказалась нерезультативной. Толпа, обзывая полицейских фашистами, оттеснила их к опертранспорту, зафиксирована попытка разбить палкой окно стекло в полицейской машины. Осипов скрылся с места акции на специально подъехавшим к нему микроавтобусе, улов лиепайской полиции - двое задержанных.

Трудно сказать, почему дело дошло до схватки: то ли нежелание полицейского начальства Лиепаи под объективами телекамер жестко реагировать на протесты в праздничный день вступления Латвии в ЕС, то ли полная беспомощность полиции, но как бы там ни было, все происшедшее полиция зафиксировала на видео, и точка пока в деле не поставлена.

Страна третья, оттягивающаяся

Солнечный день, отличная погода, влекущие к себе парки и скверы Риги, многочисленные торговые ярмарки и праздничные базарчики, повсеместно звучащая музыка, многочисленные конкурсы и лотереи в связи с праздником присоединения Латвии к ЕС вытащили тех, кого называют обывателями, из домов на улицы. Тут во всю постаралась Рижская дума. Вся площадь перед ней отдана ремесленникам, активно торгующим своим товаром. Лощадь, запряженная в повозку, катает детей, на надувных штуковинах бесплатно на этот раз прыгает ребятня, родители же, потягивая пивко, забавляются шашлыками и копченными колбасками. Тинэйджеры по всему Старому городу катаются на роликах и скейтах. Недалеко от городского канала уже в седьмой раз проводится ежегодный самый длинный фуршет Латвии. На этот раз латвийские производители продуктов питания протянули свои ларьки на 185,5 м., что является новым рекордом страны. От народа не протолкнуться, дети резвятся с Вини-Пухом в специально построенном городке. О том, что подорожало уже практически все - от машин и оборудования до бензина и соли - люди стараются не думать. Праздник.

Страна четвертая

У памятника Свободы - смена караула. Разводящий и два караульных в форме времен Первой республики лицом каменны, движениями точны, в руках - американская винтовка М-16. Прямая нога в галифе, заканчивающемся блестящим сапогом, от земли поднимается едва ли на пятнадцать сантиметров, движения настолько замедлены, что между одним и другим шагом можно, не торопясь, вытащить из пачки сигарету и закурить. Вокруг хватает и полиции, и военных. Тут же две бедно, но аккуратно одетые тетушки, торгуют газетой Латвийского Национального фронта (ЛНФ) DDD ("Деоккупация. Деколонизация, Дебольшевизация"). Предлагают ее и корр. ИА REGNUM за 20 сантимов (примерно 37 центов). На вопрос, как же они не боятся полиции, распространяя прессу за деньги без чекового аппарата и в неразрешенных местах в центре Риги, получаю ответ: полиция патриотов не трогает. Открываю газету патриотов. Призыв под ее названием - ЛНФ приглашает всех латышей ежедневно в полдень сильно желать: "Оккупанты латышского народа! Уезжайте домой! Наши собственные трусы, хиляки и изменники - уйдите в сторону!". Главный вопрос номера "Как вы оцениваете двухлетнюю деятельность газеты DDD?" задан многим известным в Латвии личностям. Среди большинства ответов, подчеркивающих важность проводимой DDD работы, самый краткий от композитора Раймонда Паулса: "Я вас поздравляю! Точно поздравляю!". Статья главного редактора "Латышскому народу поможет психическая энергия" начинается со слов "Люди с запасом психической энергии должны рассматриваться, как государственное богатство". В материале "Объединение "НЕТ русским террористам"" рассказывается об акциях на эту тему: только больной не поймет, что латышский народ находится у последнего рубежа. В разделе "Пресса оккупантов" выдержка из интервью, данного зампредом комиссии по международным делам Российской Госдумы латвийской газете "Вести сегодня", преподносится как образец "великорусской фашистской идеологии". Карикатура номера - фотомонтаж, где под сапогами российского фронтовика-пенсионера карта Латвии. В напечатанном в DDD письме читателя жирным шрифтом выделено: "Россия должна выплачивать еще живым легионерам (Waffen SS - ИА REGNUM) пенсии, а их детям - пособия". И завершается номер очередным сочинением, пришедшим на объявленный редакцией конкурс под названием "Разве Латвийское государство, выплачивающее пенсии оккупантам, отнимая тем самым ломоть хлеба от пенсионеров-латышей, не разграбляет ли их счастливые дни старости?". Озаглавлено сочинение так "У пенсионеров-оккупантов в Латвии нет никаких прав, есть только долг". Вспомнив одиссею партизана Кононова, корр. ИА REGNUM с полчаса тестировал реакцию правоохранительных органов на незаконное распространение у символа независимости Латвии в день ее вступления в ЕС газеты, разжигающей национальную вражду. Никакой реакции.