Министр сельского хозяйства Калининградской области Владимир Зарудный в интервью ИА REGNUM рассказал о перспективах развития региона после президентского указа о запрете на ввоз в Россию продовольствия с Запада.

ИА REGNUM: Владимир Алексеевич, сейчас стало модным спрашивать, какой сыр вы едите на завтрак?

Если честно, много лет, благодаря предпочтению моей супруги, на нашем столе была «Виола».

ИА REGNUM: Финский сыр?

Финский, да. Но с прошлого года вся моя семья переключилась на один из сыров нашего, местного сельхозтоваропроизводителя. Такая же категория — плавленый сыр, но я считаю, что наш вкуснее, лучше и значительно дешевле.

ИА REGNUM: Насколько?

Почти в полтора раза дешевле. И главное — я видел, как его производят, я знаю, что молоко, которое идёт на его производство — высшего качества, я видел абсолютную стерильность в цехе. Видел стандарты качества. И я спокоен, когда его кушают мои дети и жена.

ИА REGNUM: А что за фирма? Тоже захотелось попробовать

Без рекламы. Но это продукт Калининградской области.

ИА REGNUM: Я не случайно заговорил про сыры. Несколько дней назад владелец одной торговой сети заявил, что «пока нет определённости по поставкам в Калининград твёрдых и полутвёрдых сыров». Кроме всего прочего, этот бизнесмен подверг критике региональные власти, заявив, что его компания «какой-либо практической помощи от местного правительства не получает»

Не буду комментировать эти эмоциональные высказывания. Сегодня жители нашего региона ничем не отличаются по профилю потребления от жителей Польши, Германии, Литвы и т.д. Безусловно, развитие торговых сетей подняло и ассортиментную линейку нашего продовольствия, и качество выпускаемой продукции. Сегодня можно констатировать, что в Калининградской области есть большой рынок товаров высокого качества, и практически нет рынка для товаров низкого качества. Низкокачественный товар сегодня никому в Калининграде не продашь. И это во многом заслуга отцов-основателей калининградских торговых сетей.

Возвращаясь к проблеме сыров, прежде всего, надо отметить, что родиной сыров является Европа. Поэтому, очевидно, что произошло снижение ассортимента. Сыр — это та категория, в которой очень широкая палитра продуктов, в которой в свою очередь каждый человек имеет предпочтение по каждому случаю. На завтрак, на обеденный стол, по торжественным случаям, есть сыры для ресторанов, есть сыры для промышленной переработки….

Однако надо сказать, что политика, которую ведёт губернатор Николай Цуканов, придя четыре года назад к управлению нашим регионом, позволила заложить основу для производства сыров здесь, в Калининградской области. Была принята молочная программа, сделаны внушительные инвестиции как в первичное производство молока, так и в его промышленную переработку. И на ряде предприятий сегодня производятся сыры. В Гусевском районе — четыре вида твёрдых сыров, в Калининграде — несколько видов. Но, конечно, заместить всю линейку сыров со всех регионов Европы здесь мы пока не сможем. И естественны желания отдельных посредников, брокеров взвинтить цены на этом спросе. Но мы считаем, что рост конкуренции — самый действенный способ по снижению цен. Мы передали все контакты калининградских производителей твёрдых и полутвёрдых сыров торговым сетям, и думаю, что сейчас идёт фаза переговоров — по какой цене, по какой ассортиментной матрице, кто и куда будет поставлять. Считаю, что уже в следующем году линейка местных сыров будет значительно расширена.

ИА REGNUM: Правильно ли я понимаю, что региональный Минсельхоз, учитывая географическое положение Калининградской области, уже несколько лет готовился к подобному сценарию?

Скажу так: я надеялся, что когда-нибудь будут приняты действенные меры по защите внутреннего продовольственного рынка Российской Федерации в целом и Калининградской области в частности. Приведу простой пример по моркови.

Польские фермеры, благодаря массированным вливаниям Евросоюза в основные средства производства, благодаря в разы большему субсидированию погектарной площади растениеводства, благодаря программам стимулирования экспорта сельхозпродукции из Евросоюза, предлагали нам морковь — с доставкой — по цене 2 рубля за килограмм. Если цена на оптовую морковь — 2 рубля за кило, то, уверяю вас, никому из калининградских фермеров не придёт в голову ей заниматься. Рынок занят чужаками.

ИА REGNUM: А сколько выращенная в Калининградской области морковь стоит?

Себестоимость моркови — с учётом наших налогов, зарплаты, техники, дорог и кредитов в коммерческих банках — составляет 6 рублей за килограмм. Этим в Калининградской области занимались лишь энтузиасты-фермеры, потому что люди ценят свежий продукт и имеют такого же ценящего покупателя.

Сегодня, в связи с указом президента, у нас появился шанс вернуть себе утраченные рынки. Да, не будет сначала моркови по два рубля за килограмм, потому что чудес не бывает. Польский фермер, который берёт в Rabobank кредит, платит 3,5% годовых и жалуется, что это дорого. А наш фермер должен взять под 16% годовых и радоваться, что ему вообще дали деньги.

Поэтому в нынешней ситуации надо с банками разговаривать по-другому. И этот шанс, который мы обязаны использовать для национального возрождения сельского хозяйства, не должен тормозиться отдельными банкирами, которые не хотят «вкладываться» в фермера.

Благодаря указу, у нас появляется возможность не только морковку выращивать, а всю овощную линейку открытого грунта. Появляется возможность начать строительство теплиц. Если раньше нам по 22 рубля привозили голландские помидоры, напичканные чудесами органической химии, если раньше польское яблоко зимой стоило 14 рублей за килограмм, опять-таки благодаря программам ЕС по поддержке экспорта, то теперь эти ниши освобождаются для местного фермера.

ИА REGNUM: Так вы лично прогнозировали такое развитие событий, как минимум, для нашего анклава?

Знал ли я или не знал? Не знал. Предполагал или не предполагал? Нет, не предполагал. Но губернатор несколько лет назад нам поставил задачу — скорейшими темпами обеспечить продовольственную безопасность региона. Поэтому получилось очень даже, по-моему, неплохо.

…Честно говоря, когда я пришёл в министерство из перерабатывающей отрасли, то планировал в первую очередь уделить акцент именно глубокой переработке, созданию квалифицированных рабочих мест, но губернатор поставил и определил приоритеты в развитии сельскохозяйственной отрасли. Это ввод земли в оборот, создание малых форм хозяйствования, закладка садов, интеграция крупного, среднего и мелкого производителя. В 20 раз было увеличено финансирование мелиоративных работ сельхозземель. Мы разработали и запустили программы поддержки начинающих фермеров, развития семейных животноводческих ферм. И именно губернатор создал условия для этих программ, утроив бюджет, а вместе с федеральным бюджетом мы получили почти в 4 раза больше средств на развитие отрасли, чем было до нас.

И получается, что вот эти первоочередные задачи «аграрной власти», если так можно перефразировать название известной работы Ленина, и дали подобный результат. Если бы этого не было сделано, введение указа Владимира Владимировича Путина застало бы нас врасплох.

ИА REGNUM: Хотелось бы от вас услышать, как говорится, полный расклад по мясу, молочке, хлебу, овощам-фруктам. Что есть сейчас, что не исчезнет с прилавков завтра, а чего не будет долго

Всё будет нормально. Не переживайте! Мы живём в век развитой мировой логистики. Мой сын заказывает какую-нибудь безделушку на eBay, и она приходит через неделю из Китая. Почти также работают логистические компании и торговые дома. И те же торговые дома, которые занимались вчера поставками продовольствия в Россию из Европы, сегодня предлагают ассортиментный перечень из стран, не попавших под санкции. Никаких проблем нет. Это значит, что не надо лететь в Чили, чтобы подписать там контракт на поставку одной фуры яблок. Этот грузовик с яблоками уже стоит на европейских логистических центрах и просто будет перенаправлен на Калининградскую область.

Поэтому мы не ожидаем перебоев ни по одной из позиций, а их около сорока. Более того, поскольку сейчас пойдут товары не из еврозоны, может быть, в среднесрочной перспективе цены будут пониже, а ассортимент станет пошире. Особенно фрукты. Смущает пока только, как уже говорил, ассортимент твёрдых и полутвёрдых сыров.

ИА REGNUM: Скажите, а насколько выгодны поставки тех же фруктов или овощей с юга России?

Каждую осень мы с супругой солим помидоры. И мы покупаем не «пластмассовые» помидоры из Польши, а только российские, грунтовые, с юга. Может быть, они не очень красиво упакованы, каждый помидор надо тщательно промыть, потому что они растут в чернозёме, но они вкусные. Пахнут именно помидорами. То же самое по другим южным овощам — баклажанам, перцу и т.д.. И в этом плане поставки из России нам очень важны.

Но дело в том, что мы в некоторой степени уязвимы, начиная где-то с февраля, когда во всей большой Российской Федерации заканчиваются фрукты и овощи, и нам приходится завозить из других стран. Мировой рынок гораздо шире тех стран, которые присоединились к российским санкциям. Он готов восполнить любые потребности Российской Федерации в продовольствии.

Но поймите, нам-то надо, чтобы национальный производитель поднялся! Нам надо, чтобы российские фермеры вернулись на прилавки магазинов и торговых сетей. Нам надо использовать эту ситуацию для модернизации отраслевой инфраструктуры. Чтобы появились фруктохранилища, цеха по переработке овощей и фруктов в соки и другие продукты высокой добавленной стоимости. Чтобы рабочие места были созданы у нас. Да, оперативная и локальная задача — обеспечить население Калининградской области всей продуктовой линейкой, в этом не сомневаемся. Но надо идти дальше. Ведь что такое импорт товаров — это экспорт денег, экспорт благосостояния. Зачем нам его экспортировать?

ИА REGNUM: Вы сказали про фруктохранилища. Помнится, была долгая история с областным овощехранилищем, которое так и не построили

Несколько овощехранилищ у нас уже построено. И продолжают строить. Вопрос был один — это будет единое, «областное» овощехранилище либо фермеры будут строить каждый для себя при господдержке. Фермеры изъявили желание, что каждый должен построить такое овощехранилище, которое считает нужным и там, где ему удобно. Социалистические, «колхозные» принципы, к сожалению, в современных условиях трудно реализуемы. Да, где-то мы должны регулировать рынок, но в этой ситуации — переходного периода, экстренных мер — мы должны спустить план по районам по закладке и садов, и посевных площадей под овощи открытого грунта и финансово подкрепить этот план.

ИА REGNUM: Сады — яблоневые?

Да. Но закладка садов — это только верхушка айсберга. Нужна переработка. 30 тонн с каждого гектара! В этом году будет заложено 50 гектаров яблоневых садов, а по поручению губернатора в следующем году мы значительно расширяем посадки садов. И это не только яблоки, но и груши, сливы, черешня.

ИА REGNUM: Вы уже сталкивались с факторами «фруктового мошенничества», когда поляки поставляют те же яблоки в Сербию и Белоруссию, а оттуда они идут к нам под видом «разрешённых»?

Я с этим не сталкивался и считаю, что сегодня предприниматели дорожат своей репутацией. Если в 90-е годы можно было толкнуть машину контрафакта, заработать и быть счастливым, то сегодня все дорожат перспективами дальнейшей работы. К тому же у таможни есть «чёрные списки», и единожды попав туда, очень тяжело из них выйти. Не думаю, что это носит массовый характер.

ИА REGNUM: Вы сказали, что «путинский указ» даёт шанс для развития Калининградской области. А если он будет отменён на следующий год или вообще досрочно, и в регион вновь хлынет двухрублёвая морковка и иже с ней, как вы будете выкручиваться?

Очень хороший вопрос. Мы все — аграрии — надеемся, что этот указ будет длиться, минимум, год, а желательно, чтобы по большинству овощных позиций — три и более лет. Потому что именно столько времени требуется фермерам, чтобы вернуть вложенные средства. И если указ будет отменён досрочно, поверьте, для всей аграрной отрасли Калининградской области это станет очень серьёзным разочарованием. Фермеры и крестьяне поверили в своё будущее и не хотят пройти вновь через жернова «экономических реформ», которые помним с 90-х, и шрамы от которых до сих пор свежи.

ИА REGNUM: В конце 2012 года я брал у вас интервью, где вы прогнозировали, что в 2013 году будет возвращено в оборот около 40 тысяч гектаров непахотных земли. Прогноз сбылся?

На тринадцатый год мы ввели в оборот 93 тысячи гектаров (листает сводку). В текущем году уже 21 тысячу ввели.

ИА REGNUM: Перевыполнили!

Дело в том, что у нас появились очень крепкие инвесторы, которые заходят на землю с новыми проектами и на целине буквально вырастают ухоженные поля и рабочие места.

ИА REGNUM: А что сеют?

Первый год сеют рапс, потому что технология рапса высоко индустриальна и ускоренными темпами уничтожает все сорняки. А почва на метр и более засорена за 20 лет бездействия. Последующие три года — зерновые культуры, затем — пропашные, овощные и т.д.

ИА REGNUM: Этого хватает региону?

Мы давно обеспечиваем себя зерном. Полный баланс по зерну у нас составляет 220 тыс. тонн, включая нужды населения, корм животным, потребность мукомольной промышленности. В прошлом году мы убрали 350 тысяч тонн зерновых. То есть свыше 100 тысяч тонн мы поставили на экспорт. В этом году, прогнозирую, мы уберём более 420 тысяч тонн, дай Бог нам хорошей погоды. Плюс под 100 тысяч тонн рапса соберём. Получается, что такой богатый урожай будет первый за всю российскую историю Калининградской области и сопоставим с урожаями в советское калининградское время.

Но сегодня у нас, в отличие от советских лет, в разы меньше работают людей, в разы выше производительность труда, эффективность и отдача от вложенных средств. Не менее трети всего выращенного зерна — третьего, продовольственного, класса.

ИА REGNUM: Куда экспортируете зерно?

Германия, Норвегия. Сегодня Калининградская область является ещё и крупнейшим регионом — экспортёром российского зерна. И мы поставляем зерно из других российских регионов туда, куда традиционно русское зерно не доходило — рынки Северной Европы. В этом году мы готовимся принять судно класса «Panamax» ёмкостью до 60 тысяч тонн с соевыми бобами из Латинской Америки. И это же судно может быть загружено русским зерном для поставок в Латинскую Америку, что совершенно меняет зерновую логистику. Так что у нас всё самое интересное только впереди!