Елена Алтынкум: Между войной и холодом: сирийские беженцы терпят ужасные бедствия
Редкие оливковые деревья, кустарники, колючки - унылый пустынный пейзаж на турецкой территории тянется до самой сирийской границы. По ночам температура опускается до семи градусов, дует сильный ветер, приносящий сухой песок. Сирийские женщины прячутся в чадру, детям на лицо натягивают шапку и прорезают отверстия для глаз. Лагеря сирийских беженцев находятся в приграничных турецких провинциях Килис, Хатай, Шанлиурфа, Кахраманмараш - вдали от жилых поселков, у самой сирийской границы. Самый многолюдный лагерь Онджупынар расположен в провинции Килис. Здесь проживают более 12 тысяч человек.
Губернатор провинции Ахмет Одабаш (Odabaş) обещает переселить всех обитателей к зиме в теплые комфортабельные контейнеры, чтобы, цитирую, "создать сирийским гостям комфортабельную здоровую окружающую среду". По сообщениям турецкий прессы, для этих целей из бюджета выделено около пятидесяти миллионов долларов. Парусиновые палатки должны заменить современные передвижные сборные вагончики, каждый из которых (с душем, ванной, туалетом и горячей водой) способен вместить две-три сирийские семьи. Согласно плану, территорию этого городка планируют разделить на несколько микрорайонов с трехэтажной начальной школой, медицинским центром, учебными курсами для женщин, а в центре построить мечеть. Строители уже завезли около двух тысяч контейнеров, часть из которых поступила из Израиля, остальные обещает в самое ближайшее время поставить государственная компания "Токи", которая выполняет госзаказ по строительству подобных сборных домов для пострадавших от землетрясения в соседней в юго-восточной провинции Ван, которое произошло в октябре минувшего года и унесло жизни более шестисот человек, а несколько десятков тысяч оставило без крова. Компания уже собрала для всех пострадавших во время землетрясения около тридцати тысяч контейнеров, без крыши над головой остаются более семидесяти пяти тысяч турецких граждан, которые до сих пор проживают в холодных палатках. Несмотря на обещания, власти не могут обеспечить всех пострадавших теплым жильем. Люди жалуются, что правительство забывает о своих гражданах и занято выполнением более "важного" заказа по обеспечению теплым жильем сирийских беженцев. "Наш дом был сильно поврежден во время землетрясения, - говорит сорокалетний Ахмет, - мы до сих пор живем на земле, в платке. Мы не можем арендовать даже самую дешевую квартиру. У меня трое детей и больная жена, что нам делать?".
Минувшей зимой в Ване выпал сильный снег, который засыпал все палатки. Спали в пальто, согревались, кто как мог, от переохлаждения умерли несколько женщин, стариков и малолетних детей. Очевидно, такая же участь ожидает этой зимой и всех находящихся в Турции сирийцев. Многие сомневаются, что власти смогут до наступления холодов выполнить обещания и установить в срок все необходимые контейнеры. К тому же, по словам турецких газет, строители поставляют некачественные дома, которые разваливаются прямо на глазах, так что приходится тратить много времени на ремонтные работы. Строители, в свою очередь, обвиняют власти, которые якобы не переводят вовремя платежи, зафиксированы случаи мошенничества и растрат, начальник строительства одного из объектов сбежал в Стамбул, прихватив с собой несколько тысяч долларов и его до сих пор ищет полиция. Информация о том, что далеко не всем сирийцам удастся до холодов переехать в теплые дома периодически просачивается в турецкие газеты и порождает среди сирийцев сильную панику. "Мы не ждем ничего, - заявил один из беженцев пятидесятилетний Али, мы просто не хотим погибнуть от холода. Власти позвали нас сюда и должны нам помочь", - сказал он.
Из-за теплого жилья между сирийскими семьями то и дело возникают ссоры, которые заканчиваются разборками и драками. На днях в одном из лагерей беженцев в провинции Хатай в ходе массовых беспорядков, возникших в ходе спора за место в контейнере, получили ранения несколько турецких полицейских. На место инцидента были отправлены машины скорой помощи и автобус с бойцами спецподразделений. Толпу разогнали при помощи слезоточивого газа. В интервью турецким журналистам сирийский беженец по имени Али Армади сказал: "Мы получили теплое жилье два дня назад. Мы боимся выходить из дома, потому что есть желающие занять наши места, день и ночь мы караулим наши жилища. Мы не хотим возвращаться в палаточный городок". Ситуация осложняется тем, что в каждом из лагерей проживают тысячи человек. В случае возникновения драки к враждующим сторонам присоединяются много сочувствующих, начинается настоящее побоище, в котором участвуют до нескольких тысяч человек. Враждующих приходится разнимать при помощи слезоточивого газа. В ход идут дубинки, камни, холодное оружие. Не так давно в одной из палаток в провинции Кахраманмараш был зарезан 18 летний подросток, Ахмет Х., который скончался от полученных ран в больнице. Власти начали расследование преступления. По некоторым данным, подростка зарезал кто-то из соседей, не поделив с ним место в теплом контейнере.
Исполнительный директор религиозного фонда "Инн", который занимается проблемами сирийских беженцев на юго- востоке Турции, Осман Аталай говорит, что ситуация ухудшается с каждым днем: "Начинается зимний сезон, приходят холода, в палатках сквозняки и холод, что негативно сказывается на здоровье детей и пожилых людей. Не хватает бензина и дизельного топлива, что усложняет поставку в лагеря продуктов питания".
Каждому приезжающему в Турцию беженцы дают по сто лир и теплую фуфайку. Однако теплых вещей катастрофически не хватает. Мужчины до сих пор ходят в летних сандалиях, а дети бегают босыми, несмотря на холода. На минувшей неделе ООН объявила о выделении около 64 миллионов долларов на покупку зимних вещей для всех сирийских беженцев в Турции, Иордании и Ливане. Турецкие власти уже объявили о начале кампании по сбору теплых вещей среди населения. В учебных заведениях собирают обувь, зимние одеяла, одежду, однако, как сообщают газеты, многие грузы с гуманитарной помощью не доходят до адресатов. Вещами торгуют на турецких базарах, а теплые одеяла предприимчивые турецкие торговцы перепродают втридорога несчастным сирийцам. Печка буржуйка для многих остается единственным источником тепла. У печки готовят еду, собираются всей семьей, вспоминают о доме и слушают сирийское радио. Чтобы согреться, некоторые устанавливают буржуйки прямо в центре палатки, оставляют их гореть на ночь и погибают от угарного газа. Так, в минувший год в лагерях погибли несколько сирийских семей, включая малолетних детей.
На юго-востоке Турции разбиты 13 палаточных лагерей, где, по разным данным, находятся от ста двадцати до ста тридцати тысяч сирийских беженцев. Опасаясь сильных холодов, многие сирийцы предпочитают возвращаться обратно на родину. "В ответ на просьбу переселить мою семью в теплый дом, начальник лагеря засмеялся и предложил нам переехать на виллу премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, - сказал в интервью турецким журналистам сириец Али Койа. Накануне Али, посовещавшись со всей семьей, принял решение отправиться на зимовку обратно в Сирию.
Елена Алтынкум - обозреватель ИА REGNUM (Турция - Сирия)
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- МИД Армении вызвал посла РФ из-за недовольства высказываниями в СМИ
- Армия России заняла второе место в рейтинге военной мощи Global Firepower
- Кремль прокомментировал санкции против российского нефтяного сектора
- Лидер Приднестровья заявил, что газ из РФ скоро поступит в республику