Айтен Мустафаева: "Азербайджан в отношении Ирана проводит политику сдерживания и противовесов"
Интервью ИА REGNUM с директором Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), депутатом Милли Меджлиса Азербайджана Айтен Мустафаевой.
ИА REGNUM: Не секрет, что вокруг Ирана растет напряженность, и это вызывает оправданную обеспокоенность у соседних стран, поскольку намерение Запада решить иранский вопрос силовым методом ничего хорошего всему региону не сулит. Насколько реально такое развитие событий?
Я считаю, что в иранском вопросе немало зависит от позиции России, для которой одним из стратегически важных направлений является Южный Кавказ, бассейн Черного и Каспийского морей, ставший важным энерго-транзитным, экономическим и геополитическим узлом на карте Евразии. Относительно Ирана чувствуется единодушное желание Запада свергнуть тегеранский режим и методом создания общественно-политического хаоса овладеть энергетическим и транзитным потенциалом Ирана и Персидского Залива, являющегося важнейшим энерго-транспортным узлом планеты. В этом вопросе Западу стараются противостоять Китай и Россия, которые не заинтересованы в потере этого важного геополитического и энерготранзитного региона. Я думаю, в частности, для России уже стало уроком то, что произошло в арабских странах, где свержение правящих режимов и разжигание гражданской войны, привело к крупной потере российских финансов, инвестиций и геополитических позиций.
ИА REGNUM: Выходит, что события в арабских странах, играющих важную роль в добыче и транзите энергоресурсов, принесли огромные дивиденды Западу, получившему нефтегазовые и транзитные мощности этих стран?
Однозначно видно, что проекты "арабской весны" имели целью устранить строптивых арабских лидеров и полностью прибрать к рукам контроль над энергоресурсами стран Магриба и Ближнего Востока. В результате получилось, что Запад за бесценок получил нефтегазовый потенциал этих государств, что позволит компенсировать поставки иранских углеводородов в Европу, на которые наложен пакет эмбарго.
ИА REGNUM: То есть "арабская весна" основной целью имела скрутить по рукам Иран и лишить его власти энергетического козыря?
Совершенно верно: ведь Иран угрожает, прекратив поставки углеводородов в Европу, тем самым еще больше усугубить тяжелое положение ряда стран Евросоюза, переживающих финансово-экономический кризис. Теперь, когда есть альтернатива в виде дешевого нефтегаза из болеющих "арабской весной" стран Магриба, для Европы практически не представляют никакого значения угрозы Ирана прекратить поставки углеводородов.
ИА REGNUM: Запад намерен в ближайшее время атаковать Иран, российские военные ожидают, что атака произойдёт этим летом. Сообщают, что в России они разработали план перемещения российских войск в Армению, которая граничит с Ираном. Не приведет ли это к еще большему росту напряженности в Закавказье?
Согласно российским СМИ, Генштаб РФ подготовил план действий на случай нападения на Иран. Однако Минобороны России утверждает, что у Израиля, как основного инициатора удара по Ирану, не имеется достаточной военной силы, чтобы сокрушить иранскую оборону, и считает, что в военные действия будут вовлечены и США. Но сами США неоднократно заявляли, что не собираются начинать военной кампании против Ирана. В этой связи я считаю, что нет особой необходимости в перемещении российских войск в Армению, поскольку мало того, что это очень дорогостоящий проект, да еще и к тому же дополнительная концентрация войск на границе натовской Турции создаст для России совершенно ненужную напряженность в отношениях с Западом. То есть концентрация войск только усугубит положение и может подтолкнуть Запад скорее решить иранский вопрос силовым или внутриреволюционным методом. К тому же атака на Иран обернется гуманитарной катастрофой, от которой пострадают соседние страны, в том числе и Армения, политики которой, ратуя за перемещение дополнительных российских войск на базу в Гюмри, кажется забывают, что война в Иране может обернуться, в первую очередь, катастрофой и для Армении, которая по большому счету живет за счет иранских инвестиций, поставок углеводородов и продуктов.
ИА REGNUM: Если взорвется ситуация вокруг Ирана, каким образом это может сказаться на Нагорно-карабахском конфликте?
Нагорно-карабахский армяно-азербайджанский конфликт сделал Армению заложником глупости, недальновидности своих политиков, лишивших Армению возможности успешно развиваться как независимая страна в условиях добрососедских отношений, став частью глобальных проектов, связавших Южный Кавказ с миром. Армянские националисты оставили разрешение этого конфликта на долю молодого поколения граждан Армении, поскольку ни для кого не секрет, что Азербайджан всеми методами готов восстановить свою территориальную целостность, что позволяет сделать ему международное право и имеющиеся в стране ресурсы. А что касается Армении, ставшей проводником нестабильности и войн в регионе, то поддержка и подачки со сторон России и Ирана неизбежно прекратятся в любом случае. Тем более, в случае эскалации напряженности вокруг Ирана, которая может привести к изменению геополитической ситуации в регионе.
ИА REGNUM: Уже давно сформировалось устойчивое мнение, что Армения является основным партнером и проводником российских интересов в Закавказье. Можно ли сказать, что под воздействием геополитических реалий меняется и структура армяно-российских отношений?
Я неоднократно отмечала, что под воздействием геоэкономических и геополитических факторов подвергается изменению и структура армяно-российских отношений. Дело в том, что Россия заинтересована в стабильности своих южных рубежей и расширении своего экономического присутствия на Южном Кавказе. И осуществляет эту политику посредством расширения торгово-экономических связей с Азербайджаном, составляющим 70% экономики всего Южного Кавказа. На этом фоне постоянно дотационная Армения, живущая за счет России, уже становится обузой, поскольку нынешний вектор армянской политики в регионе уже не приносит особых политических дивидендов, ради которых стоило бы на нее тратить миллиарды долларов из российского бюджета. Наоборот: националистическая агрессивная политика нынешних властей Армении создает проблемы для расширения экономической экспансии России на Южном Кавказе, которая проходит через углубление отношений с Азербайджаном и Турцией, являющимися важными торговыми и энерготранзитными странами Каспийского, Черноморско-Средиземноморского регионов.
ИА REGNUM: В мае этого года намечено проведение Чикагского саммита НАТО, на котором попытаются снять напряженность между США и Россией относительно развертывания систем ПРО США в Европе и Азии. Если решится положительно этот вопрос, то возможно ли прогнозировать спад напряженности вокруг Ирана?
В преддверии Чикагского саммита бывший сенатор США Сэм Нанн, а ныне - ключевой функционер в NTI, влиятельном политическом и аналитическом центре США, который специализируется на ядерной безопасности и нераспространении оружия массового поражения, выступил с инициативой вывода всего американского тактического ядерного оружия из Европы. Конкретно Нанн предложил, чтобы на саммите НАТО в Чикаго в мае этого года было бы объявлено о том, что США полностью выведут это оружие на свою территорию в течение пяти лет. Отмечу, что Сэм Нанн - это политик, к голосу которого в вопросах ядерной стратегии и ядерного разоружения принято прислушиваться на Западе. Если переговоры удадутся, то это приведет к тому, чтобы убрать ядерные бомбы США с Европейского континента, что автоматически смягчит напряженность как вокруг иранского вопроса, так и в целом в противостоянии Запада с Россией и другими странами-лидерами евразийского региона.
ИА REGNUM: Затронет ли Чикагский саммит вопросы, касающиеся и Кавказа?
Чикагский саммит в этом году планирует рассмотрение вопроса дальнейшего развития Афганистана, укрепления стабильности страны внутренними силами, без участия войск НАТО. Развивающийся, меняющийся мир, опирающийся на прогресс информационных и других технологий, вышедший на новые уровни планирования и прогнозирования развития человечества, создает условия для развития, в том числе, и таких стран как Афганистан, завязший в войнах, террористических атаках, наркоторговле. В условиях, когда будет разрушен преступный региональный маршрут наркоторговли, терроризма, торговли людьми из Афганистана-Ирана, и оккупированные армянскими ВС азербайджанские земли потеряют свое предназначение лагеря, привала, рассадника наркотиков, созданного и используемого армянской стороной в Нагорном Карабахе и других 7 оккупированных азербайджанских районах.
ИА REGNUM: Рост напряженности вокруг Ирана вызывает обеспокоенность и в Азербайджане, который может оказаться "между молотом и наковальней" в случае начала военных операций на иранской территории. Как вы оцениваете риски для Азербайджана в складывающейся ситуации?
Сбалансированная позиция Азербайджана в отношении Ирана была заложена еще президентом Гейдаром Алиевым, который еще в первые постсоветские годы прекрасно понимал, что иранский вопрос будет долго влиять на региональную политику. Усилиями Г.Алиева, в Азербайджане была выработана такая внешнеполитическая стратегия в отношении Ирана, которая позволяет с одной стороны развивать добрососедские отношения с этой страной, а с другой стороны дипломатическими и военно-политическими методами сдерживать попытки иранских властей вмешиваться во внутренние дела суверенного Азербайджана. Сегодня Азербайджан продолжает использовать эту стратегию: с одной стороны давая Ирану гарантии, что азербайджанская территория не будет использована для ударов по иранской, а с другой наращивая военное сотрудничество и закупки новейших вооружений у стран НАТО, Израиля, России и СНГ. То есть Азербайджан в отношении Ирана проводит политику сдерживания и противовесов. Для этого у Азербайджана есть дополнительные причины, поскольку сегодня Арменией оккупировано около 20% азербайджанских территорий и военная операция против Ирана может разжечь тлеющий армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт.
ИА REGNUM: То есть Россия не заинтересована в том, чтобы сохранялась напряженность на Кавказе и вокруг Ирана?
В марте этого года, ныне уже новый президент РФ Владимир Путин на встрече с редакторами западных СМИ прокомментировал видение России относительно этой проблемы. В.Путин ясно сказал, что: "Мы будем все делать для того, чтобы военного конфликта ни в самом Иране, ни вокруг Ирана не произошло. Для нас это имело бы очень негативные, прямые последствия". По словам В.Путина, боевые действия в Иране чреваты исходом беженцев в сопредельные страны. И в первую очередь в Азербайджан. "Иран все-таки наш сосед по Каспию, любое раскачивание ситуации там, безусловно, отразилось бы на этом регионе мира". А значит, российские власти прекрасно понимают, что на южных рубежах РФ, на Кавказе и в Прикаспийском регионе, являющемся важным энерго-транзитным и геополитическим узлом Евразии, нельзя допустить повторения событий, имевших место в арабских странах.