Политические эксперты, обычно характеризуют первые 100 дней президентства, как крайне важную знаковую дату, как некий индикатор состоятельности избранного президента в качестве государственного лидера и управленца.

Разумеется, 100 дней президентства Евгения Шевчука - период весьма недолгий, и за этот срок не могло произойти кардинальных изменений в экономической, социальной и политической сферах. Однако вполне достаточный, чтобы увидеть - у нового президента есть политическая воля, понимание того, на базе каких ценностей и принципов, в каком геополитическом направлении будет работать в предстоящее пятилетие его политическая команда.

И все же, как мы полагаем, принимая государственные дела и строя планы по обустройству приднестровского общества, президент не в полной мере представлял себе, какое наследство ему досталось, и был, конечно, шокирован реальным состоянием государственного механизма: коррумпированной системой управления государством, разрушенной экономикой, утерей народом веры к власти.

Безусловно, за 100 дней "навести в государстве правовой порядок" - задача из области фантастики. Невозможно вот так в одночасье уничтожить коррупцию, проникшую в большинство клеточек нашего общественного организма. Но можно сделать так, как поступил Евгений Шевчук - обозначить борьбу с коррупцией как одну из главных целей своего президентства и начать на нее решительное правовое и общественное наступление, создавая атмосферу равной правовой ответственности всех без исключения должностных лиц государства: министра, депутата, судьи, президента.

Часто в годы великих потрясений и переломных эпох жизнь заставляет прибегать к чрезвычайным мерам и принимать решения, которые, мягко говоря, выходят за рамки правового поля. При этом, облеченные властью руководители, как правило, любят кивать на "безвыходную" ситуацию, в которой оказалось общество и государство. Мол, другого выхода, кроме как "на каждый закон есть "законный" путь обхождения данного закона", просто нет для поддержания жизнеспособности социума; нет, в силу экономической и политической блокады, таможенных и транспортных редутов, воздвигаемых сопредельными странами для ослабления Приднестровья, для того, чтобы заставить его принять "прокрустовы" условия диктуемые Западом и Молдовой. Иначе, мы не сможет гарантировать поступательное государственное развитие Приднестровской Молдавской Республики.

С точки зрения выживаемости и здравого смысла, все это действительно так. Все это так, когда речь идет о государственных, национальных интересах. Ради защиты базовых ценностей, коренных интересов и жизни приднестровского народа, в конце концов, можно в какой-то временной период закрыть глаза на "что-то". Тем более что ведущие международные акторы зачастую демонстрируют вопиющее пренебрежение к нормам международного права, к правам и свободам человека, в том числе, в отношении Приднестровья.

Однако подобная практика рано или поздно приводит к неразрешимому противоречию. А именно, в среде политических руководителей и управленцем постепенно "забывается" государственный интерес, лежащий в основе этой практики, и все больше начинает превалировать интерес частный, личный. Они настолько привыкают действовать именно так, а не как иначе, что по-другому уже просто не могут. Во многом, как мы полагаем, это и случилось с политической командой прежнего президента. Видя эту печальную реальность и понимая, что необходимо кардинальным образом переломить существующую порочную практику, Евгений Шевчук, будучи кандидатом в президенты, сформулировал свой главный предвыборный лозунг "Порядок будет!", подразумевая, разумеется, правовой порядок.

Первые же шаги нового президента продемонстрировали прямую взаимосвязь между предвыборным лозунгом, обещаниями, данными избирателям, и реальными конкретными делами. Именно сформулированная им идеология верховенства закона и на этой основе выстраиваемый ныне Евгением Шевчуком правовой порядок в государстве стали главным завоеванием, главным достижением его первых 100 дней президентства. В данном контексте, полное кадровое переформатирование исполнительной власти, осуществленное новым президентом, и привлечение к административной и уголовной ответственности отдельных должностных лиц из прежней администрации, причастных к нарушению закона, предстает как подтверждение его правовой жизненной позиции, реализация его предвыборных обещаний, возвращение государственного строительства в русло законности и нравственности, борьба с правовым нигилизмом.

Множеством уже принятых решений и шагов, направленных на введение правого порядка на границе, таможне, в сфере государственного управления и налогового законодательства и пр. новый президент возвращает народу утраченную веру и уверенность в торжество закона и справедливости. Граждане вновь начинают понимать, что нужно жить по закону, а не по каким-то там понятиям и "серым" схемам.

Не меньшим злом для приднестровского общества и государства до недавнего времени являлись чиновничье бездушие и зазнайство, волокитство и взяточничество, пренебрежение нуждами и чаяниями простых людей. Социологические исследования, которые проводились в течение ряда лет в городах и районах Приднестровья центром социальных и политических исследований "Перспектива" и НИЛ "Социология" ПГУ им. Т.Г. Шевченко по заказу уполномоченного по правам человека, выявили вопиющую картину моральной деградации, вседозволенности и безнаказанности чиновничьего аппарата. Большая часть, опрошенных граждан Приднестровья, с возмущением фиксировали отсутствие внимания местных чиновников к их нуждам и проблемам, нежелание принять участие в их решении, отсутствие милосердия, нарушение их законных прав.

Евгений Шевчук в первые же дни своего президентства, вынужденно совершив кадровую революцию, в том числе на среднем и низшем управленческих уровнях, сделав ставку на моральные качества членов своей команды, в качестве одного из главных приоритетов провозгласил политику открытости и доступности, сопричастности к нуждам и заботам граждан Приднестровья. Став реальностью, эта политика должна развернуть чиновника лицом к простым людям. Другими словами, изо дня в день, разрушая прежние барьеры между властью и народом, она должна привести к установлению между ними системы эффективной обратной связи. Государственная ответственность и соблюдение закона должны стать в государстве моральным императивом.

Не только каждый конкретный чиновник, но и сам президент работают сегодня в режиме свободного доступа, в том числе активно используя социальные сети, оперативно реагируя на запросы населения и проверяя результативность избранной тактики сопричастного взаимодействия на всех уровнях. Другими словами, в центр своей внутренней политики Евгений Шевчук поставил человека, его права и достоинство.

Не будем подробно перечислять другие, весьма заметные, новации и позитивы нового президента, наглядно демонстрируемые им в течение своих первых 100 дней реальной верховной власти. Заметим только, что прорывные положительные результаты заметны на многих фронтах, в первую очередь в экономической, финансовой и внешнеполитической сферах. Как-то незаметно, сами собой отпали все предыдущие предвыборные пропагандистские страшилки о том, что Евгений Шевчук, дескать, "человек Молдовы", либо "человек Евросоюза", в лучшем случае "человек Украины", готовый предать интересы независимого Приднестровья. Своими конкретными делами Евгений Шевчук смог убедить как своих сторонников, так и своих внутренних и внешних оппонентов в том, что, прежде всего, он гражданин и патриот Приднестровской Молдавской Республики, разделяющий базовые ценности независимого приднестровского государства, отстаивающий его суверенитет и волю приднестровского народа, высказанную на конституционном референдуме 2006 года.

Несмотря на изначально неблагоприятные факторы российско-приднестровского взаимодействия позднего президентства Игоря Смирнова, новый президент очень быстро сумел добиться доверия и уважения со стороны политического руководства России. Можно даже утверждать, что приход Евгения Шевчука "заставил" ответственных российских лиц кардинальным образом скорректировать свою политику на приднестровском направлении в его пользу. Самым значимым проявлением этой новой российской политики стало назначение вице-премьера Дмитрия Рогозина (значимой для приднестровцев фигуры) специальным представителем Российской Федерации по Приднестровью. А его скорый приезд в Республику, воспринимаемый приднестровцами как Событие - демонстрация поддержки ПМР, это, по сути, триумф Евгения Шевчука как политика и президента.

Демонстрируя настойчивость в реализации избранной им тактики малых "шагов" на молдавско-приднестровском направлении, намечая широкий круг вопросов в рамках молдавско-приднестровского переговорного процесса, решение которых в интересах приднестровского народа, и при этом твердо отстаивая принцип равенства сторон и незыблемость независимой приднестровской государственности, Евгений Шевчук получает от своих избирателей существенную поддержку и наращивает свое политическое влияние.

100 дней - это именно 100, а не 500 и не 1000 дней. 100 дней - это только начало большой и чрезвычайно сложной политической работы президента Евгения Шевчука. Сегодня в Приднестровье начались системные кардинальные изменения, как во внутренней, так и во внешней политике. Разумеется, не все решается так, как хотелось бы новому президенту. Существуют серьезные скрытые и явные угрозы и опасности со стороны отдельных политических сил. Латентно продолжается кампания дискредитации его кадровой политики и принятых решений со стороны его оппонентов и враждебных Приднестровью сил. Существует большая вероятность жесткой конфронтации двух ветвей власти: исполнительной и законодательной, которая, по сути, находится в оппозиции к действующему президенту. Ощущая определенный кадровый "голод", Евгений Шевчук продолжает формирование своей политической команды, создает стабильный и высокопрофессиональный кадровый резерв, инициирует то, что мы можем назвать "шевчуковским" призывом во власть.

Все это так. Безусловно, одно, новым президентом Приднестровской Молдавской Республики поставлена востребованная народом архи-сложная задача - построение "нового" Приднестровья, фундаментом которого будет, прежде всего, закон, подлинные интересы народа и сопричастное участие всех его граждан в государственном управлении. Не решив намеченных им задач, Приднестровье не сможет вырваться из ситуации нынешнего коллапса. Это хорошо понимает Евгений Шевчук, который сделает все возможное и невозможное, чтобы стать для приднестровцев лидером с большой буквы, президентом прогресса и созидания.

Илья Галинский - директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (Тирасполь).