Чингиз Велиев: Украине осталось не более 4-5 лет "транзитной вольницы"
Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом в топливно-энергетической сфере, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым.
ИА REGNUM Новости: Господин Велиев, на днях президент Украины, союзницы Азербайджана по ГУАМ, Виктор Ющенко заявил, что его страна столько бесплатно газа перекачала в Европу, что может еще 150 лет пользоваться бесплатными поставками из России.
Трудно комментировать заявления нестареющих душой ветеранов майданного популизма, особенно сделанные в преддверии президентских выборов на Украине. Эти утверждения не основываются на конкретных цифрах и предназначены для несведущих избирателей. Если даже российский газ транспортировался в Европу со времен Запорожской Сечи, и то, по-моему, не набежала бы сумма, на которую претендует господин Ющенко.
На самом деле контракты на транзит и продажу газа Украине были разделены всего каких-то 3 года назад. Кроме того, не стоит забывать, что прежде чем газ с Ямала или Центральной Азии дойдет до территории Украины, он транспортируется по территории России, что - как ни свежо это звучит для украинского президента - тоже процесс не бесплатный. На сегодня стоимость российского транзита (1000 кубометров газа на 100 км пути) на 10 центов дешевле украинского. Не говоря уже о 20%-ной скидке на текущий год стоимости российского газа для Украины относительно среднеевропейской цены. Стоит при этом упомянуть, что внутренняя цена на газ для населения Украины ниже, чем в России, не говоря уже о стратегическом партнере Киева Азербайджане, где она выше украинской почти в 2 раза. Заметьте, что при этом Украина не экспортер газа, а один из крупнейших в Европе его импортеров.
Наверное, Ющенко начинать предвыборную кампанию куда приятнее с заявлений о том, что Украине кто-то и что-то должен на 150 лет вперед, чем разъяснять населению необходимость поднятия цен на газ в соответствии с требованиями Международного Валютного Фонда, жестко увязывающего их с выделением Украине очередных траншей кредитов.
ИА REGNUM Новости: А чем, по-вашему, мотивируется столь очевидное рвение украинского руководства превратить проект NABUCCO в реалии, ведь газ по той трубе пойдет не только в обход России, но и самой Украины?
Разве что застарелым желанием досадить России. И явно преждевременным ощущением принадлежности страны к Евросоюзу, сопровождающимся ставшей дежурной заботой о европейской энергобезопасности. В случае если по NABUCCO будет транспортироваться центральноазиатский газ, Украина останется один на один с Россией в условиях сокращения транзита через её территорию. Не будем забывать о проектах "Северный поток" и "Южный поток", с реализацией которых Москва может оставить Киев вне газовой игры, фактически заставив его полностью пересмотреть ориентиры своей экономической политики. Напомню, что в конце прошлой недели премьер-министры России и Словении подписали соглашение по "Южному потоку", тем самым устранив последние препятствия на пути реализации этого проекта. То есть Украине осталось не более 4-5 лет "транзитной вольницы".
ИА REGNUM Новости: Насколько обоснованы ожидания, что реализация "Южного потока" может сделать неактуальным другой стратегический для Евросоюза газопровод NABUCCO, на который в Азербайджане возлагают немало надежд?
Безусловно, реализация "Южного потока" поставит много вопросов перед потенциальными инвесторами NABUCCO. Чем в противном случае, по-вашему, вызвано перенесение инвестиционных решений по последнему проекту на 4-й квартал будущего года, с посвящением первых трех кварталов его открытым обсуждениям? Сроки начала строительства NABUCCO в очередной раз сдвигаются, теперь на год, и ожидаемые Европой первые 31 миллиард кубометров газа попадут туда не раньше 2014 года и то в случае, если определятся конкретные поставщики. А сама идея проекта NABUCCO скоро разменяет третий десяток. Она была выдвинута еще администрацией Джорджа Буша старшего, имя которого на постсоветском пространстве куда больше ассоциируется с гигантскими куриными окорочками. Что касается Азербайджана, то реализация "Южного потока" не является для него драматической, поскольку транспортировка добываемого в республике газа диверсифицирована. Кроме того, не раз уже высказывались предложения со стороны Ирана, России и Турции о закупке газа, который будет добываться в рамках Стадии-2 проекта "Шахдениз".
Я не стал бы исключать после реализации проектов "Южный поток", "Голубой поток-2" использование Азербайджаном, Россией и Ираном открывающихся еще более широких возможностей для проведения SWAPских (обменных) операций. Чисто технически по газотранспортным сетям "Газпрома" азербайджанский газ может поступать даже на Украину.
Впрочем, говоря об экспорте газа, не следует исключать и быстрорастущий внутренний энергетический рынок Азербайджана. Ведь на долю гидроэлектростанций приходится не более 10% энергии, вырабатываемой в республике, тогда как остальные 90% - это природный газ или использующийся в качестве резервного топлива мазут. Сегодня на фоне падения в последние 3 года выработки электроэнергии в республике мы не имеем официальных прогнозов потребности в газе на ближайшую перспективу. Хотя именно этот фактор будет определять экспортные возможности Азербайджана, данные по которым весьма противоречивы и колеблются в диапазоне от 7-8 до 12-13 миллиардов кубометров в год в рамках Стадии-2 проекта "Шахдениз".
ИА REGNUM Новости: А что при имеющемся раскладе дает, по-вашему, Азербайджану меморандум, подписанный на днях между его госнефтекомпанией (SOCAR) и "Булгаргазом"?
Судя по комментариям к этому документу главы SOCAR Ровнега Абдуллаева и с учетом поправки на нюансы перевода с азербайджанского на русский, речь идет о намерении транспортировки Азербайджаном сжиженного природного газа (СПГ) в Болгарию. В свое время Туркмения уже рассматривала вопрос строительства завода по сжижению газа на побережье Каспия и сочла проект нерентабельным. Учитывая высокую стоимость завода по сжижению СПГ и обладание этой технологией считанных компаний в мире, а также ограниченные возможности азербайджанского экспорта, рентабельность такого проекта выглядит весьма спорной. Кроме того, сторона, принимающая транспортируемый СПГ, должна обладать соответствующими терминалами и заводом по регазификации, а ведь это тоже очень затратные объекты. Учтите также, что ни Азербайджан, ни тем более Болгария не обладают технологиями и опытом работы по сжижению природного газа.
Исходя из сказанного, мне кажется, что эти намерения SOCAR, как и некоторые другие, озвученные в прежние годы, останутся лишь на бумаге. Мой пессимистичный прогноз оправдывает и то, что со сменой власти в Болгарии ставились под сомнение реализация подписанных прежним болгарским правительством проектов строительства АЭС в Белене и даже болгарской части "Южного потока", не говоря уже о новых планах. Проблема заключалась в банальном отсутствии денег у болгарской стороны для реализации принятых ранее решений.
ИА REGNUM Новости: По словам главы SOCAR, в Азербайджане подходят к NABUCCO как части "Южного коридора", в который еще входят проекты Трансадриатического трубопровода (ТАР) и газопровода Турция-Греция-Италия (TGI). Почему, по-вашему, энергетический рынок восточноевропейских стран столь привлекателен для Азербайджана и других производителей энергоносителей?
Дело в том, что энергетический рынок Западной Европы сбалансирован и не будет расти высокими темпами. Более того, ожидается перенос многих предприятий в страны-новобранцы ЕС, где стоимость рабочей силы намного ниже. Отсюда в этом регионе следует ожидать значительного роста темпов потребления углеводородных ресурсов. Что же касается реализации других перечисленных вами проектов, то преградой для них является застарелая проблема транзита азербайджанского газа через территорию Турции. Соответствующие переговоры идут не первый год, а сдвигов не видно.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Российский конькобежец раскритиковал критерии нейтрального статуса
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Путин начал в Кремле переговоры с премьер-министром Словакии Фицо