На Украине одной из ведущих тем стала возможная конституционная реформа. Корреспондент ИА REGNUM спросил у политолога Владимира Кисенко, как он относится к нынешнему празднованию Дня Конституции.

К празднику Дня Конституции больше всего подходит известная фраза из песни: это праздник со слезами на глазах. Пожалуй, впервые День Конституции в Украине отмечается в разгар не только политического, а и системного конституционного кризиса. Кризиса, который проявляется не только в том, что на поверхность вышли внутренние противоречия, несостыковки между отдельными нормами Конституции. Стало очевидным и другое: если раньше Конституцию нарушали, точнее, не соблюдали, то все-таки не явно. А в разгар политического кризиса Конституцию стали нарушать открыто, грубо. И сейчас и политики, и эксперты говорят о том, что конституционное пространство в Украине разрушено очень существенно.

ИА REGNUM: Можно ли "отремонтировать" это пространство?

Становится очевидным для многих, что необходимо фактически думать о подготовке если не новой редакции Конституции, то таких изменений, которые бы все-таки помогли нормализовать ситуацию, вернули бы Основному Закону страны силу и значимость как для политиков, так и для общества.

ИА REGNUM: Вот уже есть предложения на этот счет у президента и спикера Верховной Рады..

Что касается этих предложений, то, конечно, наибольший резонанс вызвали предложения Виктора Ющенко. Хотя пока речь идет только о политических заявлениях. Самого проекта Конституции президентская сторона пока еще не представила. Речь идет об отдельных, но очень важных и резонансных идеях. Конституционные предложения Александра Мороза, скорее, являются реакцией на ситуацию политического кризиса и на противостояние с президентом Ющенко. Конституционная идея Мороза является продолжением второго этапа конституционной реформы, который предполагал расширение полномочий органов регионального самоуправления, прежде всего, областных Советов и уменьшение влияния президента на органы исполнительной власти на местах. В частности, предполагалась ликвидация районных администраций и существенное ограничение функций областных государственных администраций, которые возглавлялись и возглавляются людьми, назначенными президентом. В нынешних условиях, с учетом того, что Верховная Рада пятого созыва практически уже прекратила свою работу и, скорее всего, 30 сентября состоятся досрочные парламентские выборы, конституционный проект Мороза вряд ли будет реализован. Следует ожидать, что после выборов начнется очень серьезный переговорный процесс, либо очень серьезная борьба по поводу того, каким образом будет дальше развиваться конституционный процесс. И вот здесь как раз, в этом контексте, предложения Ющенко вызвали большой интерес.

ИА REGNUM. Насколько позитивно предложение Ющенко о двухпалатном парламенте?

Эта идея далеко не нова. Многие помнят, что в 2000 году, когда президент Кучма проводил свой референдум, он уже предлагал перейти к модели двухпалатного парламента. И тогда эта идея получила поддержку большинства проголосовавших, но парламент ее так и не утвердил. В начале 90-х годов тоже эта идея выдвигалась, но когда была утверждена Конституция 96-го года, опять-таки депутаты отказались от идеи двухпалатного парламента. И вот теперь Ющенко возвращается к этой идее. Многие комментаторы и политики сразу же обратили внимание, что в свое время, в, частности, в 2003-м году, когда Кучма инициировал конституционную реформу и предложил идею двухпалатного парламента, Ющенко тогда резко критиковал эту идею, называя ее "недемократичной". Теперь же он сам эту идею выдвигает. И это дает повод к достаточно ироничным комментариям. Тем не менее, я думаю, что эта идея будет обсуждаться. Некоторые комментаторы видят в ней некий предмет для компромисса между Ющенко и Партией регионов. Дело в том, что в Партии регионов достаточно сторонников двухпалатного парламента, в том числе и потому, что двухпалатный парламент, особенно если верхняя палата будет формироваться по региональному принципу, это фактически непрямой путь к федеративному государственному устройству. И, кстати говоря, Ющенко дал понять, что верхняя палата должна формироваться по региональному принципу, хотя и не расшифровал: а как именно она будет формироваться. Я думаю, от этого и будет зависеть отношение к идее двухпалатности. У нее есть свои плюсы и минусы. В Европе часть стран исповедует двухпалатность, часть европейских парламентов имеет однопалатную модель. Поэтому надо подождать и посмотреть, какой будет все-таки реальная конкретная модель и новой Конституции и новой структуры парламента. И только уже после этого можно будет давать оценку. И, думается, что тема конституционной реформы будет одной из ведущих в ходе предстоящей избирательной кампании.

ИА REGNUM: Каким может быть механизм конституционных изменений?

Ряд представителей окружения президента, а также одна из лидеров оппозиции - Юлия Тимошенко, заявили о том, что было бы желательно 30 сентября провести не только досрочные выборы, но и конституционный референдум, который бы утвердил новую Конституцию или новую редакцию Конституции. Но вокруг этого вопроса может быть очень серьезная борьба: насколько конституционно проведение такого референдума, насколько этот референдум будет легитимным. Тем более что нет еще даже проекта Конституции, который мог бы быть вынесен на всенародное голосование.