Результаты исследования оценок экспертного сообщества "Инвестиционная привлекательность Украины", подготовленного специалистами Фонда содействия "Свободная Европа" и консалтинговой компании "United Communications", прокомментировал 20 июля 2006 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM эксперт Александр Един.

ИА REGNUM: Эксперты, согласно исследованию, во многом связывают состояние и дальнейшее развитие экономики Украины с внутриполитической ситуацией в этой стране. Какими последствиями, в этой связи, может обернуться нынешний политический кризис на Украине для ее экономики?

Все будет зависеть от того, чем закончится этот политический кризис. Если будет создано стабильное большинство в Верховной Раде, которое сможет сформировать правительство, то острая фаза кризиса закончится, и, в случае успеха правительства, наступит некая стабилизация. Если же нынешняя политическая ситуация на Украине будет обостряться, то политические риски возрастут и потоки инвестиций резко сократятся. На это указывают и авторы исследования "Инвестиционная привлекательность Украины" - Украина называется в исследовании страной с высокими политическими рисками, что во многом сдерживает приток инвестиций. Речь не идёт о спекулятивном капитале, который легко приходит и так же легко уходит. Речь идёт о серьёзных инвестициях в создание новых производств. Это инвестиции с большим сроком окупаемости, которые нуждаются в стабильности и прогнозируемости, а их-то на Украине и нет.

Все 2 года нескончаемого "оранжевого" карнавала экономические проблемы Украины стояли на самом последнем месте и уступали место политическому интересу. Декларировались те или иные реформы, а реального реформирования экономики не происходило. У государства даже какой-то внятной долгосрочной концепции экономического развития не появилось. Более того, "оранжевые" в начале 2005 года сами усугубили ситуацию своими непродуманными популистскими заявлениями о реприватизации и попытками директивного управления рынком (вспомните бензиновый и сахарный кризисы). Многие бизнесмены утратили уверенность в том, что у них не отберут собственность, и просто прекратили или резко сократили инвестиции в развитие. Более того, опасаясь реприватизации, многие старались выкачать из своей собственности как можно больше денег. Это происходило весь 2005 год. И падение темпов роста экономики в 2005 году, которое, напомню, началось ещё при старых ценах на газ, это прямой результат политической нестабильности в стране.

ИА REGNUM: По данным исследования юго-восток является наиболее экономически развитым регионом Украины и, соответственно, наиболее привлекательным для инвестиций, а соответствующие показатели запада страны равны нулю. При этом политически эти 2 региона Украины давно уже являются антагонистами. Чем, на ваш взгляд, чревата эта ситуация для страны в целом?

Юго-восток - это действительно локомотив всей экономики Украины, который тащит на себе всю экономику страны. Юго-восток - основной источник экспортных поступлений, его производство является основой украинского ВВП. В силу промышленной развитости юго-востока Украины, там в наибольшей степени сконцентрированы интеллектуальные и управленческие кадры. Бизнес юго-востока на многие вопросы внутреннего развития страны смотрит иначе, чем аграрный деиндустриализированный запад.

Промышленность юго-востока создавалась как часть единого народно-хозяйственного комплекса СССР, поэтому управленцы юго-востока Украины ясно осознают кровную заинтересованность в сохранении максимально хороших отношений с Россией. Это касается и технологий, и кооперации, и рынков сбыта и многого другого. Западная Украина, напротив, никаких экономических отношений с Россией не имеет.

В результате, вот уже скоро 2 года юго-восток вынужден бороться с доминирующей и навязываемой всей стране позицией запада Украины, традиционно игнорирующего значение российского фактора для экономики страны.

И в последнее время наблюдается стремительный рост самосознания юго-востока, что проявляется и в кампании по легализации русского языка, и в создании "территорий без НАТО". Активизировалась и дискуссия о необходимости федерализации Украины. Если еще год назад, разговоры о федерализации были до известной степени табуированы, а те, кто их поддерживал, обвинялись в сепаратизме, вплоть до того, что были даже попытки заведения уголовных дел, то сейчас федерализация рассматривается уже как один из возможных вариантов выхода из кризиса. Потому что перманентный и все более усугубляющийся политический кризис на Украине рискует перерасти в глобальный кризис украинской государственности, и тогда, федерализация выступит как возможный вариант спасения украинского государства и сохранения Украины в ее нынешних границах. Таким образом, идея федерализации, которая рассматривалась, как проявление "радикального сепаратизма" в 2004 году, сейчас выступает как вполне реальный способ спасения Украины от развала.

ИА REGNUM: Экономическая ситуация на Украине, согласно результатам исследования, на 100% зависит от отношений с Россией. Как вы считаете, означает ли это, что ухудшение политических отношений с Россией может привести экономику Украины к еще большему кризису?

Экономика Украины на 100% зависит от экономической политики самой Украины. То, что отношения с Россией для экономики Украины являются приоритетными - это очевидно. Достаточно посмотреть на статистику товарооборота. Более четверти товарооборота Украины приходится на Россию, которая для Украины в этом отношении является страной лидером. За последние 1,5 года, когда политические отношения двух государств существенно ухудшились, осложнились и торгово-экономические отношения. Россия перестала рассматривать экономику Украины как партнёрскую, и лишила ее многих прежних преференций. Это выразилось и в сокращении рынков сбыта для украинской продукции, и в прекращении дотирования украинской экономики за счет поставок газа по низким ценам и во многом другом.

И мы видим, что украинская экономика к этому оказалась совершенно не готова. И это при том, что Россия пока ведёт себя достаточно сдержанно. Надо ясно понимать, что у России много рычагов воздействия на украинскую экономическую ситуацию, и пока задействованы далеко не все из них. Но это совершенно не значит, что Россия их рано или поздно не задействует, если украинское руководство займет откровенно русофобскую и антироссийскую позицию, как это сделало, например, руководство Грузии.