Утверждение на посту президента Дагестана бывшего спикера Народного Собрания Муху Алиева стало результатом сложных переговоров между основными политическими группировками этой республики. Борьба и переговоры шли в основном между командой бывшего главы Дагестана Магомедали Магомедова, поддерживавшей Муху Алиева, сторонниками мэра Махачкалы Саида Амирова и оппозиционным "северным альянсом", в который входят глава города Хасавюрт Сайгидпаша Умаханов и некоторые депутаты Народного Собрания, и который поддерживал кандидатуру начальника Управления Федерального казначейства по Дагестану Сайгидгусейна Магомедова. Что борьба была серьезной, становится очевидным из публикаций дагестанских СМИ, повествующих о произошедшей смене власти.

Еженедельник "Новое дело" подробно рассказывает о совещании республиканского "актива" с полпредом Дмитрием Козаком, которое состоялась в Махачкале 17 февраля. По данным "Нового дела", ряд представителей "Северного альянса" все же не были допущены на это совещание, хотя специально встречали Козака в аэропорту, и он обещал им распорядиться, чтобы их пропустили. Само совещание началось с выступлений в пользу Алиева. "Затем слово взял депутат Народного собрания Сулайман Уладиев. Он прошел несколько шагов от "Камчатки", где сидели его единомышленники из "Северного альянса", прошел в центр зала. Выступал он экспрессивно, перемещаясь взад-вперед вдоль длинного стола и оживленно жестикулируя. Говорил о том, что он "готов поддержать любую кандидатуру, которую предложит президент, но Дагестану нужны перемены, а утверждение кандидатуры Муху Алиева ничего не изменит". "Послушайте, кто его поддерживает? Власть. А чего хочет народ? Реформ, мирной жизни, изменений, - заявил депутат. - Дагестанцы поддерживают кандидатуру Сайгидгусейна Магомедова, и подтверждение тому - вот эти подписи", - он продемонстрировал увесистую папку и положил ее перед Козаком. Отойдя на пару шагов, он сказал: "Я прошу вас, донесите до президента желание дагестанцев, их надежды, которые в этой папке". С "Камчатки" раздались аплодисменты...

Потом на трибуне появился Гасен Балатов, член комитета Народного собрания по местному самоуправлению и зам мэра Махачкалы Сайда Амирова в Союзе муниципальных образований, и предложил кандидатуру Амирова "как самую подходящую в этой ситуации".

Потом на трибуну вышел олимпийский чемпион по вольной борьбе, один из ведущих игроков "Северного альянса" Сайгид Муртузалиев: "Мы любое решение примем, мы чтим законы, но надо учитывать мнение простого народа. Вы тут не можете за народ говорить, и я не могу, поезжайте в Кизлярский район, например, и спросите людей, кого они хотят видеть. Они вам скажут: Сайгидгусейна Магомедова! А вам, Магомедали Магомедович (Магомедов - ИА REGNUM), большое спасибо за то, что вы ушли. Только надо было это раньше, после второго срока, делать! Это не ваше и не вашего тухума место!"

"Специфическое умение дагестанских "авторитетов" договариваться "быстро и красиво" в самых сложных ситуациях, - продолжает "Новое дело", - в очередной раз проявилось в те два дня, что отделяли приезд полпреда в Махачкалу от сессии Народного собрания, утвердившей предложенную президентом России кандидатуру президента республики. Еще в пятницу (17 февраля - ИА REGNUM) ударное звено "северных" с боем прорывалось в махачкалинском аэропорту к Козаку, а затем скандально отметилось на "консультациях" с полпредом, а уже в воскресенье (19 февраля - ИА REGNUM) - спустя день после встречи в Москве Владимира Путина с Муху Алиевым - его лидеры засвидетельствовали свое почтение будущему президенту... Еще в воскресенье источники с главной площади говорили о том, что с оппозицией "все утрясли", и опасались лишь резких движений со стороны "городских" (сторонников мэра Махачкалы Амирова - ИА REGNUM)- причем не по вопросу о президенте, а по кандидатуре спикера парламента. Но уже в понедельник, на сессии Народного собрания, и мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, и Гаджи Махачев (депутат Госдумы, считающийся союзником "Северного альянса" - ИА REGNUM) сидели не на своих обычных местах, а в почетном первом ряду. Понятно, что воскресный визит "северян" в дагестанский Белый дом не ограничился обменом любезностями - в ближайшие дни начнется распределение портфелей в новом кабинете министров. Очевидно, взаимопонимание между непримиримыми еще вчера оппонентами было достигнуто, потому что голосование на сессии по обоим вопросам прошло "в темпе вальса".

Еженедельник "Черновик" высказывает мнение, что полпред Козак первоначально собирался предложить на пост президента Дагестана кандидатуру главы казначейства: "По нашим сведениям, Козак прилетел из Ростова с желанием видеть Президентом РД именно Магомедова (не Магомедали)."

Еженедельник "Молодежь Дагестана" рассказывает о сессии Народного Собрания, проходившей 20 февраля. Издание явно демонстрирует лояльность новому главе республики, переходя на критический тон в отношении уходящего "на покой" Магомедали Магомедова:

"Муху Гимбатович (Алиев - ИА REGNUM) был лаконичен, чёток и точен в оценке прошедших 15 лет. Он не говорил о судьбоносной миссии Госсовета, его великих заслугах перед дагестанцами. Сказав, что наша память не может быть короткой, Президент явно намекнул на негатив, а не позитив. М. Г. Алиев отметил весомую роль М. М. Магомедова в деле обеспечения безопасности и единства Дагестана в периоды опасных угроз. Но напыщенных слов благодарности он не произнес. Другие, увы, патоку все лили и лили. Нельзя было не обратить внимание и на другое обстоятельство. М. Магомедов несколько раз, сначала в аэропорту после прибытия из Москвы, а затем и на сессии, подчеркивал, что он предложил кандидатуру М. Г. Алиева Президенту В. В. Путину. В таком случае было бы логично услышать от Президента Дагестана слова благодарности в адрес бывшего председателя Госсовета. Но Муху Гимбатович поблагодарил за инициативу сначала В. В. Путина, а затем Д. Н. Козака"

Говоря о политической активности "Северного альянса", "Молодежь Дагестана" подчеркивает, что его лидеры, находившиеся в жесткой оппозиции Магомедали Магомедову, стали союзниками нового президента:

"Весьма активную пиар-кампанию провели сторонники руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Сайгидгусейна Магомедова. Сначала она была, как выражаются менеджеры, больше инсайдовской, а затем, на последнем этапе, обозначилась на экранах телевизоров и в газетах. Но позитивная людская молва, по-моему, принесла главному казначею республики больше очков, чем все СМИ. Когда не видят того, о ком многие говорят, когда не слышен его живой голос, облик загадочного человека вызывает повышенный интерес, его невольно наделяют дополнительными положительными качествами. В этом смысле кампания имела определенный успех. Как и следовало ожидать, действующая власть предприняла какие-то меры по нейтрализации усилий единомышленников С. Магомедова, но сделала это достаточно мягко, без натиска и перебора. Но кто-то запустил в оборот даже словечко "оппозиция". Какая оппозиция?! Всё, как мне кажется, гораздо проще: С. А. Магомедов решил испытать судьбу, реализовать все свои возможности для того, чтобы стать Президентом. Я лично не знаю ни одного случая, когда бы он небрежно брошенным словом или действием оскорбил Муху Гимбатовича, задел его достоинство. Насколько могу судить, вслух выражались опасения в том, что, в случае победы, М. Г. Алиев может сохранить сложившийся порядок вещей и таким образом еще больше усугубить положение республики. Да, С. Магомедова поддерживал так называемый Северный альянс - Сайгидпаша Умаханов, Сайгид Муртузалиев, Испай Омаракаев, Газимагомед Магомедов (Гимринский), Сулейман Уладиев (все - депутаты Народного Собрания Дагестана - ИА REGNUM), Вячеслав Буров (глава Кизлярского района - ИА REGNUM) и другие. Понятно, что не всем они симпатичны, не всем нравятся их действия. Но считаться-то с этой реальной силой приходится! Будучи реалистами, эти и другие политики накануне сессии заявили о полной поддержке М. Г. Алиева. Новый штрих перемен..."

При этом еженедельник "Молодежь Дагестана", считающийся рупором одного из "крыльев" национальной интеллигенции республики, не прогнозирует возможности союза между Муху Алиевым и мэром Махачкалы Саидом Амировым, подчеркивая, напротив, самостоятельную политическую активность последнего: "Давно ни для кого не было секретом большое желание мэра Махачкалы С. Амирова, в случае успеха М. Г. Алиева, стать премьером. А тут Магомедали Магомедов - ни в какую, упорно не хочет отступить от своего столь же сильного желания видеть своего сына преемником М. Г. Алиева. Ситуация начала накаляться, отношения между М. Магомедовым и С. Амировым предельно натянулись. Сторонники мэра, а их в парламенте немало, настроились блокировать кандидатуру Магомедcалама Магомедова (сына Магомедали Магомедова, в спикеры Народного Собрания - ИА REGNUM). Тем временем противники С. Амирова, а это, прежде всего, Г. Махачев, С. Умаханов и их друзья, приняли решение поддержать Магомедcалама Магомедова. Буквально накануне сессии мэр столицы дал отбой своей команде."

Оценивая избрание Алиева, газеты разнятся в своих оценках. Так, "Молодежь Дагестана" пишет: "15 лет правления М. М. Магомедова стали фактом и фактором политической истории Дагестана, к руководству республики пришел человек, который во многом не похож на своего предшественника, полон решимости вернуть утраченное доверие народа к власти, кардинально пересмотреть кадровый корпус, перешедший на самообслуживание, восстановить истинные морально-нравственные ориентиры, отцепить от тела республики тяжеленные наросты коррозии, пролить обильный свет на закоулки и тупики теневой экономики..."

А главный редактор "Черновика" Хаджимурат Камалов обращается к Муху Алиеву с такими словами:

"Лично я, Хаджимурад Камалов, с сегодняшнего дня становлюсь для Вас, Муху Гимбатович (на любом посту), оппозиционером... Почему я принял такое сложное для меня решение? Вы-то хорошо понимаете мои мотивы, постараюсь разъяснить их и своим читателям... "Президентство М. Г. Алиева было призвано сохранить всю властную иерархию и структуру правления, созданную упорным трудом предшествующего руководителя республики. Речь даже не о личностях и персонах в среднем звене управления, кровно заинтересованных сохранить свой статус-кво. Он сохранил СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ, унаследованный от Председателя Госсовета", - примерно такие строчки можно будет прочитать в учебниках истории через следующие пятнадцать лет убожества, которое по сценарию Магомедали Магомедова призван сохранить его "преемник" спикер. Интересно, что из всех возможных вариантов своего воцарения Муху Алиев выбрал самый унизительный - кулуарную договорённость с уходящим в отставку "бывшим". Были ли другие варианты? Были! Самый разумный:
- заручиться нейтралитетом фактических лидеров народных масс (обезопасить себя от саботажа);
- разработать программу качественного преобразования экономики, базирующейся не на тотальной торговле, как сегодня, а на природном ресурсно-производственном потенциале;
- подготовить проект реструктуризации госсектора экономики, предусматривающий сокращение бюджетных учреждений, не несущих в себе социальных функций (таких в республике около 2,5 тысяч);
- свести воедино план силового и реабилитационного (комбинированного) варианта борьбы с террором;
- и ПРОБИТЬСЯ к Владимиру Владимировичу на самостоятельную двухчасовую беседу, отказавшись от услуг "парламентёра" (имеется в виду ранее встречавшийся с Путиным Магомедали Магомедов - ИА REGNUM). Для этого варианта нужны собственная воля и свободолюбие, необходимы вера в уполномочивший его народ и уверенность в разумной воле российского Президента. Ничего этого на поверку у Муху Гимбатовича не оказалось. Он "попросил" дать ему кресло. И он помогал набирать "потёмкинских мужичков" для встречи с Козаком, чтобы, не дай бог, не просочилась для слепо-глухо-немого федерального центра суровая сказка про Деда."

Другой автор "Черновика", Расул Хайбуллаев, менее категоричен в своих оценках и прогнозах. Он считает важным, что в вопросе о власти перестал играть первостепенную роль национальный подтекст:

"Теперь об аварцах и даргинцах. Почему-то мало кого из них интересует, лицо какой национальности население Дагестана будет ненавидеть следующие 4 года. Как-то всё это мелко и неинтеллигентно. Аварцы, там, даргинцы... Конъюнктура в республике поменялась. Дагестан вырос в своём понимании политических процессов и экономических тенденций. Не принципиально - КТО. Важно - КАК. То есть будет ли передел собственности, нарушится ли баланс существующих в республике финансово-политико-криминальных сил, начнётся ли охота на "ведьм", поднимется ли ставка на должности, возрастёт ли процент отката и тому подобные, вполне приземлённые вещи. А вы тут про нации. Незаметно для себя республика из махрового националиста начинает трансформироваться в космополита-прагматика. И неслучайно Муху Алиева возвели на должность именно главные даргинские лидеры - Магомедали Магомедов и Саид Амиров. Аварцы лишь поддержали, памятуя о пословице "Из двух зол выбирают меньшее". На мой взгляд, назначение Алиева - это не самый худший вариант для республики, тем более в тандеме с новым спикером парламента - вполне либеральным, образованным и перспективным сыном МММ (Магомедали Магомедова - ИА REGNUM) Магомедсаламом Магомедовым. Сомневаюсь, что он будет "достойным внуком" в худшем смысле этого слова, хотя бы потому, что он - крупный собственник. Именно он как собственник, капиталист, в первую очередь, заинтересован в развитии реальных рыночных институтов на территории РД."

"Черновик" предрекает также довольно серьезную борьбу за пост премьера: "С одной стороны, "национальная рокировка", связанная со сменой аварцем даргинца на посту главы республики и даргинцем аварца в должности руководителя парламента, сохраняет сложившийся за эти годы баланс национального представительства в органах власти. Так что третий по важности пост - премьерский (закреплённый за кумыками), - вроде бы не затрагивается, и Атай Алиев (нынешний премьер Дагестана - ИА REGNUM) (тоже вроде бы) может вздохнуть свободно... Однако заявление некой группы депутатов Народного Собрания РД в адрес Президента России о необходимости назначить руководителем правительства других лиц показывает, что не все политические силы довольны существующим раскладом сил. Озвученные вышеуказанной "некой" группой депутатов фамилии возможных претендентов на пост премьера - Пирзият Багандова, Галина Арнаутова, Мадер Канберов и др. лица из команды махачкалинского градоначальника Саида Амирова - наводят на определённые мысли. Мы уже говорили о том, что среди наблюдателей и политологов фигура нынешнего президента Дагестана Муху Алиева считается слишком зависимой. Причём даже не от одной политической силы, а от нескольких. Одновременное удовлетворение интересов сторонников ушедшего Магомедали Магомедова, имеющего свое лобби в НС РД мэра Махачкалы Саида Амирова, а также "Северного альянса" превращают Алиева в фигуру достаточно непредсказуемую. Поэтому в выигрыше при данном раскладе сил остаётся только тот, у кого больше всего рычагов влияния на первое лицо.

Экс-первое лицо Магомедали Магомедов, посадив на должность спикера парламента своего сына Магомедсалама, в основном сохранил рычаги влияния. "Северные", судя по отсутствию громких заявлений протеста и поддержке депутатом Госдумы РФ Гаджи Махачевым Магомедсалама Магомедова, тоже, вероятно, имеют доступ к "телу"... Возможно, им был обещан ряд министерских портфелей в правительстве. Кроме того, есть предположения, что поддержка "Севером" Муху Алиева и Магомедсалама Магомедова осуществлена в ходе договорённости между сторонами о том, что должность премьер-министра РД займёт нынешний руководитель Счётной палаты РД Хизри Шихсаидов (премьер Дагестана в 1997-2004 гг. - ИА REGNUM) - фигура, во многом устраивающая оппозиционеров. Возникает вопрос: имеет ли Амиров (а может, сохранит ли) аналогичные рычаги влияния? Учитывая стремление Саида Амирова посадить в премьерское кресло своего человека, можно сделать вывод, что рычагов влияния на верховную власть либо мало, либо они косвенные."