Дмитрий Ланцев: "Закон о местном самоуправлении нуждается в доработке"
Корреспондент ИА REGNUM побеседовал со специалистом российского фонда "Институт экономики города" (г. Москва) Дмитрием Ланцевым.
REGNUM: Дмитрий Михайлович, каково Ваше отношение к закону о местном самоуправлении?
Наш институт принимал участие в подготовке этого закона, причем с самого начала, с разработки концепции. И надо сказать, на первом этапе казалось, что принятие этого законодательства позволит придать новый импульс в развитии конституционных положений о местном самоуправлении. Однако, сейчас мы можем констатировать, что вопрос о реформировании законодательства свелся к вопросу о разграничении полномочий, хотя на наш взгляд, тема местного самоуправления существенно выходит за эти рамки. Есть много вопросов, которые могли бы получить дополнительное законодательное отражение, но, тем не менее, не получили. Мне кажется, что нынешние недостатки следуют из того, что на концептуальном уровне была сужена задача. Сузив задачу, мы не увидели весь комплекс проблем, попытались решить лишь один локальный вопрос, в результате допустили достаточно много и мелких, и технических ошибок. Сегодня, работая на муниципальном уровне, мы сталкиваемся с тем, что очень многие муниципалитеты поставлены новым законодательством в тяжелые условия, всплывают вопросы, которые до конца не притерты. К тому же муниципальный уровень постоянно испытывает проблемы с финансами, недофинансированными мандатами, жилищно-коммунальной сферой. Понятно, что нужны доработки.
REGNUM: Вы верите в успех реформы, учитывая, что, например, во Владимирской области есть достаточное количество ее противников?
Могу сказать, что мы не почувствовали, что закон построен на идеологии Конституции и Европейской партии местного самоуправления. Общаясь с людьми, писавшими Основной Закон России, мы знаем, что авторы закладывали идею о выведении местного самоуправления из системы государственных органов. Идеология в том, чтобы люди сами решали свои проблемы, распоряжались ресурсами, а сейчас получается, что все зарегламентировано. Это выхолащивает здравое зерно.
REGNUM: Ваше отношение к назначению глав муниципальных образований губернаторами?
Назначение глав местного самоуправления - это просто абсурд, к тому же прямое нарушение конституции. Губернатор и мэр никак не связаны юридически. Мне кажется, что для этого оснований нет. Отмечу, что год от года растет уровень муниципального управления, появляются грамотные эффективные люди, которые по-новому выстраивают отношения с бизнесом. Сколько можно тащить назад!
REGNUM: Как в России складываются отношения власти субъекта федерации и муниципалитетов?
Понятно, что по-разному. Чаще всего отношения сложные. Обычно противостоят глава субъекта и глава областного центра (но, насколько, я знаю во Владимире пока такой ситуации нет). Это нормальный процесс, потому что город - главный поставщик бюджета и донорам хочется тоже иметь деньги.
REGNUM: Вы согласны с мнением, что из Москвы многое не видно?
Да.
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Причиной стрельбы в рязанской школе стал буллинг нового одноклассника
- Более 17 тыс. заявок подали в ходе дополнительного отбора на «Время героев»
- Маршрут транзита газа из России в Приднестровье определят дополнительно
- СМИ: после развала «Анны Киевской» в ВСУ решили не создавать новых бригад