Политика

Самоуправленческая реформа (Правда Севера-Запада)

К осени в области будет 246 муниципальных глав

Не успела страна переварить пресловутый закон о монетизации - 122-й ФЗ, как на горизонте замаячил 131-й ФЗ, вступающий в силу 1 января 2006 года и реформирующий местное самоуправление. Для тех, кто ещё не понял, что такое местное самоуправление, поясняем: это когда управляем сами. Как управляем? Выбираем самых достойных на должность местного (районного, городского, поселкового) главы, депутатов и рулим. Куда и как? А на эти вопросы ответы даст только время.

Разделили каравай

На данный момент завершён первый этап реформы местного самоуправления - определение границ. По последним уточненным данным, в Архангельской области будет 246 муниципальных образований. В том числе 21 муниципальный район, 6 городских округов (это самые большие по численности населения муниципальные образования). Муниципальные районы делятся на 26 городских поселений (где центром является, например, рабочий посёлок) и 193 сельских поселения. Сейчас, напомним, 27 муниципальных образований.

По словам заместителя губернатора Архангельской области по работе с органами местного самоуправления Виталия Баско, к проблеме нарезки муниципальных образований администрация области подошла более чем вдумчиво. "Мы старались максимально сохранить то, что выстраивалось годами, к чему привыкли люди. Например, во многих случаях муниципальные образования остались в границах уже существующих сельских советов. Кроме того, учитывали и тот факт, что если в сельском поселении кроме школ нет других мест работы, развитой инфраструктуры, нужно его присоединять к рабочему посёлку. Естественно, всё это делалось в рамках требований закона".

Кстати, в законе после внесения ряда поправок из обязательных исчез принцип пешеходной доступности. То есть изначально при нарезке муниципальных образований нужно было обязательно учитывать, чтобы из самого отдалённого населённого пункта до центра МО - столицы - человек мог за 8 часов дойти пешком, решить свои дела и вернуться. Теперь этот принцип значится лишь в разряде желательных для соблюдения.

В общем, каравай по имени "Архангельская область" нарезали на 246 муниципальных кусков. С 2006 года в области появятся два уровня местной власти. Муниципальная в лице муниципальных районов будет решать самые глобальные проблемы городских и сельских поселений. А за поселениями остаётся как раз решение тех вопросов, которые доселе были нерешёнными, потому что муниципальная власть (не говоря уже о государственной) была не в состоянии вникнуть в нужды конкретного жителя отдалённой деревни. В общем, заниматься самыми насущными нуждами и чаяниями населения. К слову сказать, действия муниципальных районов и городских округов бесконтрольными не останутся - координировать их действия, как и прежде, будет государственная власть в лице администрации Архангельской области.

Кто-то может спросить: "А как же сельсоветы? Они разве эту функцию не выполняли?" "Они старались выполнять, но у них не было самостоятельности, - поясняет Виталий Баско. - Не было имущества, бюджета, а значит, средств для решения каких-то вопросов, и руководителям сельсоветов всё равно приходилось идти к главе района на поклон. Сейчас у муниципальных образований будет всё - свой бюджет, своё муниципальное имущество, свои права и обязанности. И уже жителям МО делать выбор - достойный, грамотный человек будет распоряжаться имуществом и работать на пополнение бюджета или наоборот? Жителям решать, кого выбрать в депутаты представительного органа своего муниципального образования и смогут ли эти люди работать на благо жителей, а не своего бизнеса, своего кармана".

Кого хочешь - выбирай

Вот мы и подошли к самому интересному - к выборам. По закону они должны состояться не позднее 2 октября 2005 года. Области предстоит избрать 219 глав поселений и столько же представительных органов. До 31 марта будет принято решение, сколько какому поселению нужно избрать депутатов. Пока лишь известно, что много. При- чём есть некоторые сомнения, что выборы состоятся на все 100 процентов. И это будет проблема. Администрация области планирует до вступления закона в силу, то есть до 1 января 2006 года, научить новоиспечённых глав азам муниципальной службы, объяснить, что такое имущество, рассказать об основных принципах формирования бюджета. Зачем это нужно? Элементарно: по закону главой МО может стать любой дееспособный человек не моложе 21 года. И даже не важно, есть у него хотя бы законченное среднее образование или нет, главное, чтобы человек был хороший. Но ведь от решений этого человека будет зависеть благосостояние жителей поселения. Значит, его нужно научить, как правильно, чтобы не навредить жителям, не разбазарить народные деньги, распоряжаться имуществом и бюджетными средствами.

И учить придётся не только главу, но и его команду. По подсчётам специалистов, на сегодняшний день в области ощущается острая нехватка грамотных муниципальных служащих. С 2006 года их понадобится около 2 тысяч - чтобы всем муниципальным образованиям хватило. Квалифицированные кадры - самая острая проблема в реализации реформы местного самоуправления. В администрациях сельских советов есть, например, бухгалтеры, но они вряд ли знают, что такое бюджет и межбюджетные отношения.

На днях в Москве, в Министерстве регионального развития РФ состоялось совещание, на котором говорилось о том, что Федеральный центр должен обязательно помочь финансами Субъектам Федерации, чтобы те смогли подготовить достаточное количество муниципальных служащих. А иначе, опасаются в Москве, может получиться так же, как с законом N 122, когда неплохую, на первый взгляд, идею чуть не погубили из-за финансовой недостаточности. А были бы деньги - в Архангельске есть где учить. Целый факультет государственной и муниципальной службы в Поморском университете есть. Готовые специалисты вряд ли, конечно, в поселения поедут - с жильём проблема, да и зарплаты большой им никто не предложит. А вот из местных кого пограмотнее, с высшим образованием вполне научить можно, а заодно и частично проблему с безработицей решить. Говорят, избранному главе можно даже зятьёв и шуринов в администрацию устроить (оно и понятно - есть деревни, в которых чужих не бывает, - одни родственники, сватья, братья), лишь бы по критериям подошли под статус муниципального служащего. И ещё надо учесть, что если народ окажется главой поселения недоволен, то его и отозвать можно. Это для отзыва областных депутатов закона нет, а муниципальная власть всегда под Богом, вернее, под избирателем ходит. Зарвался-заворовался - долой ирода! Да в трудовой книжке ещё и запись будет - отозвали с должности.

А жить муниципальному образованию за счёт чего? За счёт своего же бюджета. При чём минимальный уровень бюджетной обеспеченности у всех МО есть (за счёт подоходного налога, например). Запланированы и федеральные фонды финансовой поддержки. Кроме того, первые бюджеты муниципальным образованиям будут верстать специалисты администрации области. Даже фонд оплаты труда администрацией будет определяться. Правда, методик расчёта зарплаты главы ещё нет. От чего она будет зависеть - от количества населения, наличия или отсутствия градообразующего предприятия, от протяжённости муниципального образования - будет известно не раньше августа этого года.

И последнее. Выбраны главы МО и депутаты местных советов будут только на два года. Это сделано для того, чтобы в следующий раз выбирать разом всех - от президента до органов местного самоуправления. В общем, 2008-2009 годы пройдёт у нас под знаком повсеместных нескончаемых выборов. Причём традиционно - выборов исключительно светлого будущего.

О том, как депутаты сами себя выпороли (Вельск-инфо)

Заметки с сессии районного Собрания

Основной интригой сессии районного Собрания депутатов, состоявшейся 23 марта, был вопрос о проекте новой (второй по счету за два месяца!) структуры администрации района. "Важский край" опубликовал по этому поводу обращение к депутатам и готовился дать бой на сессии. Но С.Н. Колотилов поступил мудро и выбрал единственно-правильное решение: во избежание неприятностей снял вопрос о структуре с повестки дня...

Нигилизм или неопытность?

Снять-то он снял, но почему-то не посчитал нужным объяснить депутатам, как же он собирается дальше разруливать сложившуюся ситуацию? Понятно, что останется в силе документ о структуре, принятый депутатами 9 февраля. Но при этом почему-то до сих пор не принято штатное расписание, соответствующее новой структуре. Выходит, все это время оставалось в силе старое, "веревкинское" штатное расписание, в котором фигурируют должности, ликвидированные 9 февраля. Тогда на основании чего, на основании какого документа приняты на работу новые руководители, в частности, заместители главы? Непонятно...

Впрочем, утверждение заместителей Колотилова на нынешней сессии прошло без "сучка, без задоринки". Глава поочередно представил пятерых своих ближайших помощников, скупо и стандартно их охарактеризовал: мол, ответственные, работоспособные, опытные... Никто особо и не возражал - главе виднее. Но на всякий случай администрация совместно с Боровиковым заранее организовала выступления "группы поддержки", хотя необходимости в этом, в общем-то, и не было. Пользу из этих выступлений извлекли разве что журналисты: благодаря тому, что "проправительственные" депутаты вынуждены были открыто "засветиться", теперь стало совершенно очевидно, кто является "ближним кругом" Колотилова и Боровикова в районном Собрании.

Сначала глава представил своего первого заместителя - Виктора Дуганова. В целом его выступление произвело неплохое впечатление, как и первые отзывы об устьянском специалисте. Но вот акцент на то, что Дуганов является чуть ли не лучшим в области специалистом в сфере ЖКХ (в выступлениях Колотилова и Трапезникова), был вряд ли уместен, так как в соответствии с утвержденной структурой и названием свой должности Виктор Дуганов как раз и не будет заниматься ЖКХ, для этого предусматривается должность отдельного заместителя. Правда, в кулуарах все единодушно сходились во мнениях, что Дуганов все-таки будет руководить коммунальным хозяйством...неофициально (?). Депутат Геннадий Касьянов усомнился в приписываемых Дуганову заслугах и попросил уточнить, какие такие небывалые успехи достигнуты в Устьянах в сфере ЖКХ? Дуганов парировал на это тем, что по его данным Устьянский район занимает по состоянию коммунального хозяйства второе место в области, а Вельский район - третье снизу...

Людмила Макарова, заместитель главы по финансам и экономике, свою программную речь свела к тезису о том, что никакой крупной реорганизации в ФЭУ не будет, а также повторила модный сейчас лозунг о более активном участии района в областных и федеральных инвестиционных программах. Других предложений у Людмилы Леонидовны, похоже, нет, так как "оптимизация расходов и доходов" - это дежурные благие намерения всех министров финансов любого уровня. Ей, пожалуй, досталось от депутатов больше, чем другим кандидатам в замы. Трапезников критиковал ФЭУ за долги перед поставщиками тепла, Касьянов упрекнул в полном отсутствии финансовой дисциплины и недостаточном поступлении доходов в бюджет, а Еремченко напомнил о долгах перед учителями. Но тут на помощь Макаровой пришли те, кому это и было положено по заранее написанному сценарию: депутат из Долматово Мария Шестакова и заместитель председателя районного Собрания Зинаида Рыжкова. Как всегда витиевато и непонятно выступила Татьяна Тюкина, выразившая надежду на "тесное сотрудничество" между ФЭУ и комиссией по финансам, бюджету и экономике, которую она возглавляет. Кандидатуру Валерии Носаревой на пост заместителя главы по социальной инфраструктуре поддержали как "запланированные" выступавшие, так и незапланированные. Всегда критически настроенный Федор Кутев назвал это решение главы "попаданием в десятку", Юрий Козлов сказал, что он "давно работает с Валерией Михайловной и просит ее поддержать", а Гульнара Нетесова отметила, что Носарева "одна из немногих, кто может принимать решения и отвечать за них". Некоторым диссонансом прозвучало выступление депутата от "Важского края" Татьяны Прибытковой, которая несколько нарушила благостное течение сессии напоминанием о социальных проблемах Кулоя и неудовлетворительной работе в этом направлении управления соцзащиты.

Следующим "пред депутатские очи" явился Сергей Суханов, специалист в области механизации сельского хозяйства, которому теперь предписывается заниматься политикой, администрированием, кадрами и местным самоуправлением. Дежурным от "группы поддержки" по этому кандидату был судромский депутат Александр Бородулин (которого, кстати, прочат вместо Суханова на должность директора Вельской МТС). Ничего путного Бородулин, конечно, не сказал, кроме того, что "я его давно знаю". Поддержал коллег-сельскохозяйственников и депутат Сергей Брагин (которого считают доверенным лицом Колотилова в Собрании депутатов), а также уже традиционный "одобрятель" Юрий Козлов (он так же всех "одобрял" и при Боровикове, и при Веревкине).

Довольно толково и по деловому выступил в Собрании кандидат на должность заместителя главы по сельскому хозяйству Владимир МОРОЗОВ. По "разнарядке" его поддержал еще один член боровиковско-колотиловской коалиции, тоже аграрий Виктор Шорохов. Сделал он это довольно коротко и оригинально, процитировав фразу из одной редакционной статьи в "Вельск-инфо": "Морозова можно назвать идеальным сочетанием "профессионализма" и "командного духа" (он давно знаком с Колотиловым и в сельском хозяйстве разбирается)".

Вопросы к Морозову были только у одного депутата - Гульнары Нетесовой. Она спросила его о судьбе фирмы по заготовке леса, которой владеет Морозов. Как выяснилось из объяснений новоиспеченного зама, такая фирма, действительно, ему принадлежала, но уже продана, а вырученные средства вложены в ООО "Переработчик".

В конечном итоге, все пятеро заместителей главы были утверждены подавляющим большинством голосов. Голосовали "против" или воздерживались по разным кандидатам от четырех до шести депутатов ("Важский край", солидаризовавшийся с ними Г.П. Касьянов и, в некоторых случаях, В.М. Трапезников).

Депутаты отказываются от собственных прав и полномочий

Однако началась сессия не с утверждения замов главы, а с дискуссии по новому регламенту работы Собрания депутатов. По сравнению с предыдущим, в новый проект внесены некоторые изменения. В частности, открывать первую сессию теперь будет не старейший депутат, а глава района (который, как говорится, "задаст тон" обсуждению кандидатуры председателя), уточнен порядок создания депутатских групп, председатель получил право созывать, кроме внеочередных, еще и экстренные сессии (с оповещением депутатов за сутки). Установлен и точный срок предоставления депутатам рабочих документов по повестке дня - не позднее, чем за 21 день до открытия сессии.

Лидер депутатской группы "Важского края" Алексей Смелов обратил внимание коллег на то, что в регламенте не прописан порядок внесения на сессию альтернативных проектов решений, хотя сама возможность их внесения декларируется. Он предложил установить срок для такого внесения - не позднее 10 дней до начала сессии. Против этой инициативы резко выступили Сергей Брагин и Федор Кутев, которые предложили вносить альтернативные проекты в общем порядке, то есть также за 21 день. Таким образом, эти депутаты лишают оппозицию возможности критиковать и корректировать "правительственные" проекты: ведь если депутатам документы из администрации поступят ровно за 21 день, то у несогласных уже не будет времени подготовить и внести свой вариант - остается лишь только принимать или отклонять единственный вариант. Вопиющая, бросающаяся в глаза абсурдность предложений Брагина и Кутева, впрочем, не смутила некоторых депутатов. За поправку Смелова проголосовало 13 человек, шестеро воздержались и пятеро проголосовали против (поправка не прошла, так как для ее принятия необходимо 16 голосов). Так депутаты сами себе добровольно урезали полномочия.

Мазохистские настроения в части депутатского корпуса проявились и при обсуждении других предложений "Важского края", касающихся повышения статуса и возможностей районного Собрания. Выяснилось, что некоторые народные избранники (увы, большинство) вовсе не хотят быть реальной, а не декоративной властью, им попросту эта власть не нужна. Так, например, казалось бы, безупречно-логичная инициатива Алексея Смелова об увеличении бюджета районного Собрания до уровня бюджета областного Собрания (разумеется, в пропорциональном соотношении), нашла поддержку только у 10 депутатов из 24 присутствовавших. На этом моменте стоит остановиться подробнее.

Как известно, "Важский край" как демократическая организация много лет борется за фактическое, а не формальное равновесие исполнительной и законодательной ветвей власти в Вельском районе. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1996 году, когда "Важскому краю" удалось внести ряд важных положений в Устав района. Второй этап - разделение должностей главы района и председателя Собрания в 2001 году. Третий - учреждение должностей председателя и его заместителя, работающих на постоянной основе, а также формирование аппарата Собрания.

Первые три шага сделаны, хотя на практике они и не принесли ожидаемого эффекта. Руководители Собрания очень быстро "нашли общий язык" с администрацией и в большинстве случаев выступают с ней единым фронтом. В этих же целях используются и возможности аппарата Собрания. Реально наш "парламент" так и не стал тем, кем должен был стать по определению - противовесом, оппозицией исполнительной власти. Возможно, это произо-шло из-за конкретных личностей руководителей, возможно, перемены в структуре Собрания оказались недостаточными - не столь важно. Факт остается фактом: зачастую руководство Собрания и его аппарат работают не в интересах депутатов, а выступают единым фронтом с администрацией против депутатов. Это, конечно, противоестественно и потому необходимо дальнейшее развитие и укрепление представительной власти в районе.

Позиция "Важского края" заключается в том, чтобы следующий четвертый шаг был сделан в сторону увеличения бюджета Собрания. Речь, конечно, идет не о повышении зарплаты председателю, заместителю и сотрудникам аппарата. Деньги нужны для того, чтобы привлекать по договорам экспертов, специалистов разных отраслей, юристов, консультантов для квалифицированной разработки собственных проектов "районных законов" (решений, положений и т.д.). Ведь сегодняшние депутаты работают на общественных началах, и у них нет возможности (а у некоторых и желания) скрупулезно и тщательно работать над проектами. Они могут сформулировать "идеологию", основные принципы, а техническую сторону подготовки документов должны взять на себя специалисты-профессионалы. Поэтому Алексей Смелов и предложил увеличить расходы на законотворчество (сейчас на районное Собрание тратится 0,37% от расходной части муниципального бюджета, а на областное Собрание - 0,7% от расходов бюджета области). Коллеги его не поддержали, видимо, они согласны с тем порядком вещей, когда проекты решений готовит исключительно районная администрация. В таком случае, может быть, сразу необходимо сделать пятый (и заключительный) шаг в реформе представительной власти: сократить количество депутатского корпуса до 8-10, и чтобы все они работали на профессиональной основе? Интересно, сколько сегодняшних депутатов захотели бы переизбираться на новый срок?

Кадровый фактор (Правда Севера-Запада)

Александр Донской начинает формирование команды. Официально объявлено: "Все, кто перестанет воровать и примет правила игры нового мэра, останутся на местах". Очевидно на 99 процентов, что уйдёт Калинин, - такой груз негатива и подозрений в коррупции "не вынесет ни один Боливар". Кстати, Калинин на днях нашёлся - он лёг в урологическое отделение Первой городской больницы. Мы думаем, что заболевание скорее не урологическое, а дипломатическое - только так можно избежать вызова в прокуратуру. Но вернёмся к Донскому.

У него с урологией всё в порядке. У Александра Викторовича на повестке дня два вопроса. Первый - о вакантном месте заместителя, курирующего экономику, имущество и финансы. Ближайшее окружение нового мэра говорит о трёх вариантах: Рубан (бывший финансист ефремовской администрации), Фёдоров (финансист одной из структур "Архэнерго"). При этом сам Донской утверждает, что намерен подать объявление о вакансии в столицу, и тут может всплыть кто угодно. Тем более, что свои услуги по поиску надёжного человека предлагают и Кудрин, и Малаков (прекрасная партия для получения федеральных денег, но есть проблема с откатами). Скорее всего, будут раздроблены обязанности вице-мэра, курирующего социальные вопросы, оргработу и кадры. На социалке, по-прежнему, вероятно, будет сидеть В.В.Орлов. Из-под него (и это вполне естественно с точки зрения логистики) уйдут кадры и оргработа.

Вот и второй вопрос повестки дня: орговиков и кадровиков на горизонте мало. Донскому усиленно предлагают кандидатуру Павленко (первого зама в команде Ефремова), Пантелеева (бессменного орговика при Балакшине и Ефремове). Называется даже вариант Песцова (серенького человечка, которого называли тенью сначала Ефремова, а потом и Нилова). При этом, по данным из ближайшего окружения Донского, следует, что новый мэр очень бы не хотел окружать себя тенями прошлого. По всей видимости, останется на своём месте вице-мэр, курирующий ЖКХ, Войков. Во-первых, потому что вхож в администрацию области, во вторых, Войков вменяем (а это - редкость!). Единственное осложнение - он до сих пор не наладил отношения с "Архэнерго".

Кстати, "Архэнерго" ведёт себя довольно нагло и жёстко: в последние дни правления Нилова на мэрию валятся многочисленные инкассовые поручения, то есть "Архэнерго" настаивает на безусловном списании денег со счетов мэрии. Возможно, это связано с реформированием энергосистемы (вновь образованные структуры должны быть чисты от долгов). А возможно, это способ показать новому мэру, кто в доме хозяин. Впрочем, если на финансы сядет Фёдоров, то и Войков на ЖКХ будет хорош: получится классическое сочетание кнута и пряника. Вообще, в отличие от прошлых приходов в мэрию новых мэров, приход-2005 кардинально отличается непредсказуемостью. Любые прогнозы могут рассыпаться, если Донской решит формировать команду (или ближайшее окружение) не из местных, а, например, из москвичей или других иногородцев. По крайней мере, придут люди, не завязанные на местную, погрязшую в разводках так называемую элиту, во-вторых, это - свежий ветер новых идей, а в-третьих, за новыми людьми придут и новые деньги.

Диктатура пенсионеров (Вельск-инфо)

Диктат пенсионеров нарастает, начисто отбросив проблемы детей, подрастающего поколения и людей среднего возраста. Почему-то можно требовать повышения пенсий, пособий, льготных выплат, напрочь забывая о мизерных детских пособиях, о крайне низкой заработной плате, о невозможности молодых семей получить или приобрести жилье.

Если и требовать что-то от властьимущих, то здравый смысл подсказывает, что требовать нужно "единым пакетом". Невозможно поднять уровень жизни одних за счет других слоев населения. И больше надо требовать от местной исполнительной власти, судебной, фискальной и других надлежащего исполнения уже существующих законов. Наверное, жизнь на местах на 70% из 100% зависит от местных властей, а вовсе не от Москвы. Но вы можете спросить: "А кто будет сторожить "сторожей"?", и будете правы. Ответа на этот вопрос нет.

Складывается просто анекдотическая ситуация. Заработная плата, например, на Вельской птицефабрике ниже не только прожиточного минимума, но и меньше пенсии любого пенсионера Вельского района. Демографический кризис в стране нарастает. Если сейчас на трех работающих приходится два пенсионера, то к 2020 году эта пропорция будет 1:1. Через год-два правительство России для обеспечения пенсиями вынуждено будет повысить порог пенсии до 65 лет. При этом средняя продолжительность жизни, если брать мужское население страны, - 54 года.

Происшествия

Бомба для чиновника (МК в Архангельске)

В ночь с 23 на 24 марта в Соломбале сгорел автомобиль "Мицубиси-Голанд". Машина принадлежала председателю комитета торговли и потребительского рынка областной администрации Александру Гречаному. Несмотря на высокое положение, занимаемое потерпевшим в обладминистрации, информация о происшествии (правда, без указания фамилии) появилась на сайтах информагентств только спустя двое суток. Слухи же о поджоге распространились по городу куда как оперативнее.

Поджог

Как стало известно корреспонденту "МК в Архангельске", в день происшествия Александр Гречаный приехал домой около 22 часов. Поставил машину во дворе и поднялся к себе домой. Около полуночи раздался громкий хлопок, который разбудил хозяина автомобиля. Выглянув в окно, Гречаный увидел, что горит его машина. На место происшествия подъехали пожарные, которых, как потом выяснилось, оперативно вызвал сосед потерпевшего.

Злоумышленники с правой стороны кирпичом разбили стекло машины и забросили внутрь бутылки с зажигательной смесью. Салон автомобиля выгорел полностью. Бензобак также был объят пламенем, но взрыва, как опасались пожарные, не произошло. В машине сгорели портфель с бумагами и фотоаппарат. По факту поджога возбуждено уголовное дело. Потерпевший

Александра Гречаного в Архангельске больше знают как экс-руководителя ООО "Европейский дом", в которое входит гостиница "Бизнес-центр-отель", европейская столовая "Нулевая верста" и пиццерия "Зеленая дорога".

В июне прошлого года Гречаный перешел на государственную службу, возглавив комитет торговли и потребительского рынка администрации Архангельской области. Кроме того, Александр Гречаный - член партии "Единая Россия".

Версии

В Архангельске не каждый день поджигают личные автомобили госслужащих. чисто внешне нападение на иномарку выглядит как наглая хулиганская выходка. Какие-то отморозки с помощью кирпича и незатейливой пластиковой бутылки с горючей смесью поджигают серебристый полуспортивный "Мицубиси". Никто из людей не пострадал, а автомобиль не взорвался. А то, что машина - собственность чиновника, так разве ж уличные хулиганы могут об этом знать!

Однако против хулиганской версии говорит именно тот факт, что на стоянке рядом с "Мицубиси" стояли куда более дорогие и престижные "Лендкрузеры", БМВ и прочие классовоненавистные иномарки. Но от рук злоумышленников пострадала почему-то именно машина Гречаного. Видимо, этот поджог организаторы "талантливо" имитировали под обыкновенную хулиганку.

Существует еще одна версия, которая связана с профессиональной деятельностью чиновника. Известно, что Александр Гречаный в обладминистрации руководит комитетом торговли и потребительского рынка. В сферу его служебных интересов входят так называемые "алкоголики". То есть предприниматели из алкогольного бизнеса. С октября прошлого года комитет начал вплотную заниматься этим сегментом областной экономики и требовать с торговцев алкоголем платить в областной бюджет налоги и акцизы, не уводя прибыль в "тень". А поджог автомобиля чиновника, это своего рода "черная метка", этакое первое предупреждение руководителю комитета по торговле, чтобы он не слишком усердствовал в деле повышения собираемости налогов. Метод устрашения чиновника довольно красноречив, традиционен для "алкоголиков" и относительно безопасен (если вообще уместно здесь говорить о какой-то безопасности).

И есть третья версия. Версия, напрямую связанная с переделом собственности. Предмет интереса - "Бизнес-центр-отель", точнее, доля акций ООО "Европейский дом", владеющего отелем. Цель устрашения - бывший владелец "Европейского дома" Александр Гречаный. Цена вопроса - около 200 тысяч долларов на каждого из трех дольщиков. Вот об этой версии и стоит рассказать поподробнее.

66,6 процента

Чтобы не путаться с такими неблизкими понятиями, как "передел собственности" и "государственный служащий", сразу поясним, что по закону о госслужбе чиновник не имеет права владеть коммерческими предприятиями. Люди бизнеса, переходя на службу в органы государственной власти, передают акции в доверительное управление, как правило, близким родственникам. Кстати, свою долю акций Гречаный передал в трастовое управление не родственникам, юридической фирме.

Другой чиновник, коллега Гречаного по обладминистрации, руководитель департамента общественных связей и информации Яков Попаренко также передал свой бизнес в доверительное управление. В том числе и 33,3% акции в ООО "Европейский дом". Вторая доля в 33,3 % "ЕД" принадлежала владельцу АТК Юрию Фирсову (в августе 2004 года он погиб в авиакатастрофе), а третьей долей в 33,4% владел Александр Гречаный.

У вопроса об акционировании и распределении долей в "Европейском доме" есть своя история, которая также имеет непосредственное отношение к третьей версии.

Бизнес-центр

В 1995 году компания "Инфотелеком", созданная Юрием Фирсовым и Яковом Попаренко, учредила ООО "Бизнес-центр-отель". Это ООО обустраивало гостиницу на Полярной,6 и заканчивало строительство отеля на Воскресенской, 8.

К тому времени "Инфотелеком" терпел большие убытки. Фирма разваливалась на глазах, и учредителям нужно было прилагать большие усилия по спасению своего бизнеса. В результате неправильного использования денег вкладчиков разорились "Гандвикбанк" и "Севкомбанк" (учредители Фирсов и Попаренко), которые кредитовали строительство гостиницы. Банкротство этих двух по сути "кошельков" вынудило владельцев "Инфотелекома" создать фирму, на которую можно было "сбросить" часть кредитов и долгов, в том числе по незавершенному строительству "Бизнес-центр-отеля" на Воскресенской.

Как это видится через 10 лет, то по замыслу наших бизнесменов фирма должна была под гнетом кредитных обязательств обанкротиться где-то через полгода. Тогда существовало даже характерное выражение "замутить акционерку". Так вот руководить обреченной "акционеркой" учредители назначили Александра Гречаного.

Но фирма "Бизнес-центр-отель" выжила. В течение 5 лет расплатилась со всеми кредитами и долгами. В гостинице, под руководством Гречаного, был сделан качественный ремонт, эксплуатировалось импортное оборудование и итальянская мебель. Компания платила налоги и вовремя выплачивала зарплату сотрудникам. Но гостиницу на Полярной учредители Фирсов и Попаренко в итоге все же решили продать. А Гречаный занялся обустройством "Бизнес-центр-отеля" на Воскресенской.

А в 1998 году Александр Гречаный создал свою компанию, которую назвал "Европейский дом". "ЕД" выкупал у других собственников дополнительные этажи в "Бизнес-центр-отеле" на Воскресенской и начал динамично развиваться.

И все шло своим чередом, если бы не очень странное событие, которое произошло в 2001 году. По необъяснимым мотивам собственник Гречаный продает 66,6 % акций "Европейского дома" всего за 4 тысячи рублей, в то время как фактическая стоимость имущества гостиничного комплекса оценивается более чем в 6 млн. рублей! Владельцами двух пакетов по 33,3% за бесценок становятся Яков Попаренко и Юрий Фирсов. Генеральным директором "Европейского дома" и соответственно "Бизнес-центр-отеля" остался Александр Гречаный.

Суета

В мае 2004 года Гречаный предложил компаньонам расстаться: "Есть только два пути, или я продаю вам акции, или наоборот - вы мне".

Но когда стало известно, что Гречаный уходит на госслужбу, а акции предприятия передает в трастовое управление юристам, партнеры засуетились. Когда возник вопрос о назначении генерального директора "Европейского дома", Юрий Фирсов предложил свою кандидатуру. Однако Гречаный, памятуя его отрицательный управленческий опыт, когда тот же "Инфотелеком" был доведен до ручки, - отказался. И взамен предложил кандидатуру своей супруги. После утверждения нового гендиректора давление на Гречаного стало откровенным и бесцеремонным. По словам очевидцев, Гречаного попросту обещали "закатать в асфальт": А на одной из встреч Юрий Фирсов якобы открыто заявил, что их интересует не столько гостиница, а желание держать свежеиспеченного чиновника на "крючке".

Авиакатастрофа В августе 2004 года под Вельском случилась трагедия. В частном самолете местного банкира вместе с хозяином разбился Юрий Фирсов. Обстоятельства этого дела расследуются компетентными органами до сих пор. Люди, хорошо знавшие Юрия Фирсова, отмечали, что за месяц-два, накануне его гибели он находился в крайне беспокойном состоянии. После сделки в 1,5 млн. долларов по покупке у американцев компании АТК (не путать с АТК-медиа) он лихорадочно искал дополнительные средства, чтобы расплатиться с кредитом. После гибели Фирсова 33,3 % акций "Европейского дома" остались у его наследников. Как рассказал Александр Гречаный, после похорон Фирсова (не дожидаясь 9-го дня) к нему обратился Яков Попаренко, который задумал фактически "кинуть" наследников. - Попаренко мне предложил, - рассказывает Гречаный, - что теперь, оставшись вдвоем, пока наследники Фирсова судятся между собой, можно сделать так, чтобы у них от "Бизнес-центр-отеля" осталось только одно название. "Ты ведь можешь повлиять на юристов, которые управляют твоими акциями", - сказал Попаренко. Естественно, я не согласился. Это в высшей степени аморально, не по-человечески, ведь у Фирсова осталось четверо детей! Когда Фирсовы вступят в наследство, они сами решат, что делать со своими активами. Мне очень не нравится, когда одни люди создают, а другие у них отнимают. Именно поэтому я принял решение озвучить эти факты.

Аргументы и факты

Буквально накануне поджога автомобиля "Мицубиси Голанд", принадлежащего Александру Гречаному, юристы, управляющие акциями ООО "Европейский дом", пришли к заключению о необходимости судебного разбирательства по факту приобретения в 2001 году Яковом Попаренко доли акций "ЕД".

Мы вполне допускаем, что эти два события - обращение в суд и поджог автомобиля между собой никак не связаны, что, возможно, это хулиганская выходка или даже месть "алкоголиков". Однако, отвечая на вопрос "кому выгодно", больше всего аргументов почему-то как раз у третьей версии.

Информационная блокада, связанная с именем Гречаного, также логично вписывается именно в третью версию. Говорят,что на прошлой неделе за 40 минут до начала эфира на канале СТС-Архангельск поступил устный приказ (предполагаем, что от чиновника Якова Попаренко) о снятии программы с участием руководителя комитета торговли и потребительского рынка Александра Гречанова.

Не слишком ли много совпадений?