"Новый Жилищный кодекс - разочарование или попытка создать гражданское общество": Интервью спикера кемеровского Облсовета Геннадия Дюдяева ИА REGNUM
ИА REGNUM: Геннадий Тимофеевич, как вы в целом оцениваете новый Жилищный кодекс? По-вашему, он принят своевременно?
- Прошло то время, когда государство всех обеспечивало жильем. Эту проблему собирались решить к 1980 году, потом к 2000. Не удалось. Новый жилищный кодекс не ставит вопрос о решении жилищной проблемы. Он дает возможность человеку определить свое поведение в этой сфере, как поступить в той или иной ситуации.
Новый кодекс предписывает содействие строительству, обеспечению населения жильем, чтобы граждане, в первую очередь, полагаясь на свои собственные возможности, могли эти вопросы решить. Это главный посыл. Но как содействовать? Можно объяснить просто на словах: "Нуждаешься? Очень понимаем и поддерживаем". А можно принимать те необходимые нормативные акты, которые реально облегчат ситуацию. Знаю, как непросто все эти вопросы решаются сегодня.
Вообще, задумка нормальная, вполне отвечает сегодняшнему дню. Разрабатывать этот документ было жизненно необходимо. За 20 лет, что прошло со времени принятия последнего жилищного кодекса, все переменилось: страна, общественная формация. И ЖК надо было менять.
ИА REGNUM: Считаете, это сделано удачно? Многие признают закон недоработанным.
- Действительно, на лицо та же ошибка со стороны федеральных властей: предварительно не провели эксперимента в одном - двух субъектах, мало времени дали регионам. Тоже самое было с законом о монетизации льгот. Совет народных депутатов Кемеровской области обращался во все органы с просьбой, посвятить 2005 год доработке этого закона. Но нас не услышали: слишком мало по России несогласных.
ИА REGNUM: Какие пункты нового ЖК вы бы отметили в качестве минусов?
- Есть много тяжелых и спорных моментов. К примеру, отменены ордера на получение жилья. Есть принцип договора социального найма для нуждающихся категорий (их определяет область). Но этот договор не предполагает права передачи, то есть эта жилплощадь не будет собственностью граждан.
Определение имущественного ценза для нуждающихся граждан остается неясным. Надо реально в каждом регионе устанавливать, кого относить к малоимущим. К тому же понятие "малоимущий" может быть единым по Кузбассу, но цена жилплощади везде своя. Не скрою, соблазнительно было бы по всей области определить один какой-то стандарт. Но вот, например, для Ижморки и областного центра Кемерова одинаковые условия определить просто невозможно. Да это и неверно будет: уровень жизни, уровень доходов, стоимость жилья - все различно, все надо будет непременно учитывать. Но, если разделим всю территорию области по зонам, тогда внутри зоны все должно выдерживаться. Но это все выстроить надо правильно. Это тоже важная часть работы. Думаю, что в Кузбассе мы все же просчитаем все варианты и выберем оптимальный для населения.
Очевидно, что после формального определения критериев малоимущих, многие перейдут или попытаются перейти в эту группу. Кто-то будет занижать доходы, кто-то скрывать. Поэтому списки нуждающихся надо будет досконально проверять. И не один раз, чтобы в итоге помощь получили те, кому она на самом деле необходима.
Будь у нас этот год рассчитан на доработку нового кодекса, все бы подсчитали. Теперь придется с ходу ориентироваться. Придется принимать дополнительные нормативные акты. Поэтому справедливо называют этот законопроект "сырым". Он требует глобальных дополнений, доработок.
ИА REGNUM: Понятно, что в каждом регионе - своя специфика. Что характерно для Кузбасса? Какие особенности, трудности можете отметить?
- В первую очередь - наличие аварийного жилья, причем в большом количестве. Наследство от угольной промышленности - отработанные шахтовые поля. И не просто выработки на локальной территории, но площади целых городов. Это наша проблема. Высокая доля городского населения - это тоже немаловажно. В сельской местности жилищные проблемы решаются дешевле, проще, требуют меньше затрат. Это опять-таки наша специфика, отличающая Кемеровскую область от других регионов.
Ряд экологических проблем нас затрагивает. Сейсмическая активность в последнее время возросла. Поэтому приходится повышать сейсмостойкость зданий. Кроме того, у нас недостаточно жилья вообще: мало построено на сегодняшний день, новое строительство ведется слабо. Недостаточно развита система ипотечного кредитования. А цены на квартиры растут стремительно. Никакие даже самые смелые прогнозы не могут предугадать их рост.
ИА REGNUM: Чем на данный момент занята специальная группа, которая воплощает новый ЖК на практике?
- Если закон в силу вступил, нам, законодателям, остается начать работу по его реализации на месте. Сейчас определено главное - не допустить, чтобы новый кодекс ухудшил положение граждан. Допустить этого мы не можем ни по должностной обязанности, ни по совести.
Будем вести работу поэтапно. Для начала проверим состояние очереди. Предоставим очередникам жилищные бюджетные ссуды от областной администрации. Затем будем считать метраж, имущественный ценз, определять категории нуждающихся. Все это требует огромных затрат сил и денег. Потом мы обратимся в облсовет для того, чтобы на региональном уровне четко определить правила игры.
ИА REGNUM: Много говорим о проблемах и недоработках в новом кодексе. А позитивные моменты вы бы отметили?
- В нем есть справедливые вещи. Например, сохраняется очередь на получение жилья, существовавшая до 1 марта текущего года. Это необходимое положение, но в новом законе не указано его практическое осуществление: не обозначены источники финансирования, возможные масштабы строительства и другие моменты. В Кузбассе 117 тысяч очередников - это данность, глаза на эту цифру не закроешь.
Безусловно, хорошо, что бесплатная приватизация продлена до 2007 года. У нас в регионе 28% населения этого выбора еще не сделали. Так что в этом отношении у людей есть время.
Если посмотреть глобально, то в случае успешной реализации этого закона в России начнется формирование нормального гражданского общества. Человек, имеющий хорошее жилье, за которое он сам отвечает, должен знать свои права и обязанности, полноценно нести ответственность. Это в целом позволит сформировать средний класс. Но это с условием, что все пройдет удачно. В противном случае получим еще одно разочарование.
Справка ИА REGNUM:
Геннадий Дюдяев родился в 1947 году в селе Красное, Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области. В 1969 году окончил Кемеровский совхоз-техникум, в 1984 году - Новосибирский сельскохозяйственный институт.
Работал трактористом, заведующим фермой, бригадиром в колхозе "Победа", управляющим участком в колхозе имени Ленина, главным агрономом, председателем колхоза "Страна Советов" Ленинск-Кузнецкого района. В 1989-1993 годах был председателем Ленинск-Кузнецкого районного агропромсоюза, а затем председателем областного Совета аграрного союза. Работал председателем райкомзема - заместителем главы администрации Ленинск-Кузнецкого района.
С 1997 по 1999 год работал заместителем губернатора области по агропромышленному комплексу и экологии администрации Кемеровской области. В апреле 1999 года избран председателем Совета народных депутатов Кемеровской области. До конца 2001 года являлся членом Совета Федерации Федерального собрания РФ.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- На Крещение в Москве ожидается символическое похолодание
- Вучич предложил провести встречу Путина и Трампа в Сербии
- На Кубани многодетную мать заподозрили в избиении трёхлетнего сына
- В Россию из Сирии вернулась ещё одна семья с двумя детьми