Замена миротворческого контингента чревата обострением ситуации: интервью президента Абхазии Сергея Багапш ИА REGNUM
К сожалению, после развала Советского Союза восстанавливаться бывшим субъектам союза было очень тяжело. Тем более Абхазии, где год и два месяца шла кровопролитная война. Безусловно, эти два фактора и сыграли огромную негативную роль, в частности, в становлении экономики республики. В тоже время жизнь диктует свои правила и наступает период, когда государству просто необходимо совершить рывок именно в экономическом плане. Не следует забывать, что в течении последних лет Абхазия находится в блокаде, а экономика может развиваться лишь тогда, когда экономическое пространство открыто и доступно для инвесторов, деловых людей, для движения грузов и т.д. В связи с этим новая власть готовит программу развития республики, где значительное место будет отведено именно инвестиционным программам и отношению с Российской Федерацией. Мы всегда подчеркиваем, что Российская Федерация - это главный наш партнер, страна, на которую мы ориентированы, у нас рублевое пространство. Можно и дальше перечислять причины - это и финансовые проекты, банковские системы, денежный оборот и т.д. Конечно у нас очень много и своих ресурсов, в том числе природных, которые можно использовать для бурного развития экономики. Первое - это курортная сфера, которая как локомотив должна потянуть за собой и аграрный сектор, и кустарное производство, и сферу обслуживания, и торговлю и все остальное. Немаловажную роль в развитии экономики республики играет энергетика. Мы намерены всерьез использовать и сквозное железнодорожное сообщение, открыть аэропорт... Но все это, к сожалению, пока упирается в решение чисто политических вопросов. В этом направлении руководство нашей республики ведет постоянную работу.
ИА REGNUM: Намеченный визит в российскую столицу наверняка связан именно с решением с этих вопросов?
Естественно. Отмечу также, что помимо встреч с российскими политическими и деловыми кругами, мы собираемся встретиться в Москве с представителями нашей диаспоры. У нас немало соотечественников, которые покинули Абхазию по ряду субъективных и объективных причин, имеющих сегодня большой опыт работы в Москве и хорошо знакомых с российской экономикой. Мы намерены пригласить их в Абхазию, с тем, чтобы развивать здесь собственный бизнес и поднимать экономику с использованием их интеллектуального и делового потенциала.
ИА REGNUM: Будет ли в Абхазии продолжен приватизационный процесс и каковы гарантии защиты частной собственности, особенно с учетом того, что грузинское руководство периодически заявляет о незаконности всех сделок, заключенных в Абхазии в послевоенный период?
Безусловно, приватизационный процесс будет продолжен, и новая власть уже предпринимает определенные меры по защите частной собственности. Грузия, конечно же, будет продолжать говорить о незаконности всех сделок. Думаю, такая позиция не должна вызывать удивления. Надеяться на то, что грузины с восхищением будут смотреть, как Абхазия поднимается из руин и развивает свою экономику, не приходится. Руководство Грузии должно понять - для того, чтобы переговорный процесс возобновился и протекал в нужном русле, с чего-то следует начинать. В данной ситуации я считаю, что нет смысла ставить политику выше экономики, если хочешь решить какие-то политические вопросы и вообще вести политический диалог. Любое препятствие, которое будет ставиться на нашем пути, сразу же отразится на двустороннем диалоге. Поэтому в переговорном процессе, мы будем настаивать на осуществлении уже ранее принятых договоренностей и в первую очередь Сочинского Соглашения (март 2002г. - ред), в котором оговорены экономические проекты, одинаково выгодные и для Грузии, и для Абхазии.
ИА REGNUM: Будучи главой Госкомпании "Черноморэнерго" Вы вели переговоры с грузинской стороной по обеспечению Грузии электроэнергией, в частности, в канун Рождественских праздников 2003 года. Не считаете ли Вы, что успешный опыт ведения переговоров с грузинской стороной сделает возможным решение хотя бы экономических проблем, к примеру, возобновления работы Транскавказской железной дороги? Насколько вообще Вам видится возможность возобновления этой линии?
В том же Сочинском Соглашении оговорены и вопросы энергетики, и железной дороги, и возвращения беженцев в Гальский район Абхазии. В энергетической сфере мы сотрудничаем давно. У нас большие проекты по реализации электроэнергии в России. Что же касается обеспечения Грузии электроэнергией в канун Рождественских праздников - этот вопрос, подчеркиваю, стоял по-другому. Не мы им давали, они получали то, что им было положено, мы просто не препятствовали этому.
Что касается восстановления железнодорожного сообщения, то в этом заинтересована не только Абхазии. В первую очередь это будет выгодно самой Грузии, поскольку железнодорожные перевозки - это тарифы, пополнение бюджета, развитие инфраструктуры, новые рабочие места и тд. Это нормальный процесс. Кроме того, в восстановлении железнодорожного сообщения, заинтересованы Армения и Россия. К сожалению, сама Грузия и тормозит этот процесс. Хочу подчеркнуть, что независимо от того согласится Грузия или нет, мы свою часть железную дороги полностью восстановим до государственной границе по реке Ингур.
ИА REGNUM: Какие, на Ваш взгляд, экономические отрасли Абхазии могут быть привлекательны для российского инвестора?
В первую очередь - это курортная сфера, затем перерабатывающая и строительные отрасли. Эти три основных направления, весьма выгодны, как для нас, так и для наших партнеров, тем более, что они не требуют значительных затрат, но при этом дают быструю и ощутимую прибыль. Вот именно по этой причине мы предполагаем пересмотреть часть законов и состыковывать их с российскими. Помимо этого нам необходима мягкая налоговая и таможенная политика для инвесторов. Экономический потенциал Абхазии дает нам твердую уверенность, что в течение 10-15 лет мы сможем занять достойное место среди аналогичных по численности и территории государств с развитой экономикой. Ведь до начала грузино-абхазской войны у нас производилось промышленной промышленности более чем на 750 млн. рублей, 15% которых импортировали в капиталистические страны. Производили ежегодно более 100 тысяч тонн чая, 100 тысяч тонн цитрусовых, около 7 тысяч тонн табака, выращивали эфиромасличные культуры, овощи, фрукты, и мы уверены, что в ближайшие годы мы восстановим большую часть того, что было. Хочу подчеркнуть, что Абхазия будет работать с российским бизнесом, не отвергая других инвесторов. Если есть желание у других государств экономически сотрудничать с нами - мы готовы к отношениям со всеми.
ИА REGNUM: Каков уровень отношений с Турцией и какая политическая роль будет отведена этой стране новыми властями Абхазии?
У нас нет сегодня как таковых политических контактов и связей с Турцией. Есть связи с коммерческими структурами и с нашей диаспорой - это наши братья, которые по воле случая оказались на чужбине. Мы и в дальнейшем всячески будем поддерживать эти контакты. В Турции мы покупаем топливо и муку, продаем туда лес и уголь. У нас есть серьезная программа относительно нашей диаспоре, не только в Турции, но и в дальнем зарубежье, а это значит, что Комитету по репатриации предстоит серьезная работа.
ИА REGNUM: С чем связано назначение на пост главы оборонного ведомства Султана Сосналиева, принимавшего активное участие в грузино-абхазском противостоянии? Абхазия опять готовится к войне? Есть ли предпосылки для возобновления военных действий?
Это не имеет абсолютно никакого отношения к войне, уверяю вас. Сосналиева в Абхазии знают и уважают все, и он хорошо знает Абхазию. Он действительно возглавлял оборонное ведомство республики в самые трудные времена - во время войны. Он герой Абхазии, заслуженный человек и пользуется большим авторитетом. Откровенно говоря, вначале он отказывался возглавлять министерство обороны. И по человечески его можно понять - это очень скромный человек. Но мы настояли. Сегодня в Минобороне, как никогда, необходимо проведение реформ. И вот здесь пригодятся профессиональные качества Султана Сосналиева - он хороший специалист. Мы создаем свои Вооруженные силы на профессиональной основе, и мы единогласно пришли к мнению, что это реально может воплотить в жизнь именно Султан Сосналиев.
ИА REGNUM: Сергей Васильевич, как Вы оцениваете состояние Вооруженных сил? Готова ли сегодня Абхазия отразить потенциальную агрессию?
После войны в Вооруженных силах все-таки сделано немало: появились новые структурные подразделения, рода войск. Нам нужно иметь небольшую, мобильную, но высоко подготовленную армию. Уже начата работа в этом направлении, и мы будем ее форсировать. Каким бы ни было состояние наших вооруженных сил, это в смысле - готовы мы или не готовы, не дай Бог конечно, но мы готовы ко всему...
ИА REGNUM: Грузинская сторона сегодня говорит о возможном привлечении украинских миротворцев в зону конфликта. Какова позиция Абхазии по этому вопросу? И какова позиция относительно привлечения к посредничеству НАТО, ОБСЕ, СЕ?
На это я смотрю очень прагматично... Мы уже определились в этом вопросе. Вот уже на протяжении почти 10 лет российские миротворцы находятся в Абхазии и делают все возможное, для предотвращения боевых действий, для стабильности и мира на абхазской земле. В ходе миротворческой миссии они потеряли 96 военнослужащих. Что же касается привлечения к процессу украинских миротворцев, то этот вопрос не решается в одностороннем порядке. Я не думаю, что ООН или кто-бы ни было пойдет на замену миротворческого контингента сейчас, поскольку это чревато новым обострением ситуации, а это никому не нужно. Мы же свой выбор сделали, и не собираемся от него отказываться.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- Как в России отметят День матери
- На Украине заявили, что ракеты «Орешник» не существует
- Путин: средств противодействия «Орешнику» не существует — 1003-й день СВО