Греция и ЕС: битва титанов за шило и мыло
Головокружительный кульбит, который совершили Греция и Евросоюз за истекшие двое суток, можно охарактеризовать лишь старым шахматным правилом: одинаковые ситуации преобразуются только в одинаковые ситуации. Если посмотреть внимательно на заключенные соглашения, то не изменилось совершенно ничего. Греция не вернула кредиторам 1,5 млрд евро, выплатить которые она была должна еще в июне, но при этом не объявила суверенный дефолт. ЕЦБ, Еврокомиссия и МВФ делают вид, что это просто технический сбой, который вот-вот будет устранен.
В свою очередь, Германии удалось предотвратить списание части долга, на чем настаивала Греция и, собственно говоря, из-за чего и был референдум. По ходу дела премьер Ципрас выкинул за борт министра финансов Варуфакиса и прямо проигнорировал итоги воскресного национального референдума, о чем и сказал в одном из своих последних интервью Варуфакис, что в стране совершен военный переворот, только не с помощью танков, а банков. В свою очередь, экстренный саммит еврозоны пообещал грекам за три года выделить еще 86 млрд евро.
Что было раньше? Греческий долг достиг 234% ВВП. Ее экономика не только не имела перспектив роста, но и утратила способность долг хотя бы обслуживать. Вопрос уже в мае встал ребром: заплатить кредиторам или зарплаты и пенсии грекам? Правительство пыталось следовать рекомендациям «тройки» и сокращать госрасходы. Это привело к падению ВВП и росту безработицы до 35% (до 60% среди молодежи). Было очевидно: рекомендации ЕС не работают. Страна стремительно беднеет.
Что есть сейчас? Точно то же самое! ЕС удержал Грецию в еврозоне и даже как-то подвигнул Ципраса принять «европейские» условия. Включая самые неподъемные. Даже те, которым греки «охнули» на референдуме («охи» по-гречески означает «нет»). В частности, с 13 до 23% увеличивается НДС. В том числе на продукты питания и транспорт, что сразу ударит по безработным. Отмена льгот для островов ударит по их туристическим доходам, так как там почти все привозное, от еды до потребительских товаров. Сократятся размеры пенсионных выплат, отменяются льготы, пенсионный возраст повышается до 67 лет. Вводятся новые налоги, корпоративные и на роскошь. А самое главное, сохраняется норма на ограничение выдачи грекам наличных денег суммой 60 евро в день. Это при том, что более половины греческой торговли и сервиса не принимают карточки и работают только за наличные. Но иначе нельзя. Только за июнь население сняло со счетов более 5 млрд евро.
Даже если не вдаваться в тонкости, сейчас ситуация в Греции ни по одному из ключевых значащих факторов не отличается от того, что было до референдума. Экономика стагнирует. Можно сколько угодно повышать ставку налога, скажем, на прибыль, но если сама прибыль равна нулю, то и налоги больше денег не принесут. Антикризисные меры в целом дают именно такой результат. В магазинах еще как бы полно товаров, но уже видно, что оборот торговли снижается. Тем самым еще больше сокращая ВВП.
По оценкам экспертов, текущий год Греция закроет с падением от 5 до 20%. Это значит, даже если не изменить никаких других факторов, то размер греческого долга достигнет 250−270% ВВП. А если «тройка» даст еще 86 млрд евро (которые полностью уйдут на перекредитование,
Словом, немалыми стараниями Греция и ЕС просто поменяли шило на мыло, а Ципрас, выступив с громкой инициативой референдума, оказался у разбитого корыта. И только по собственной инициативе — если бы он после референдума занял жесткую позицию, то сегодня все было бы иначе, и Греция не стояла на пороге народного бунта. Впрочем, даже якобы достигнутый компромисс пока является лишь пожеланиями. «Тройка» начнет вырабатывать порядок выделения упомянутых 86 млрд евро, только если в ближайшие 24 часа греческий парламент успеет принять обеспечивающие реформу законы. А с этим делом уже возникли трудности.
Часть депутатов от СИРИЗА публично заявили, что будут голосовать против Ципраса и тройки кредиторов. Стало быть, уверенного большинства у Ципраса уже нет. И времени на его получение за счет торговли с оппозицией — тоже. К тому же продолжают тикать часы «технических трудностей» зависших июньских долговых платежей. Правила позволяют тянуть резину не более тридцати суток, две недели из которых уже прошли. И в качестве вишенки на торте. 20 июля истекает срок погашения Грецией следующей порции долгов на 4,268 млрд евро, из которых 3,5 млрд — перед ЕЦБ.
Словом, греческое пике продолжается. Ничего не изменит даже передача в специальный международный фонд греческой госсобственности на 50 млрд евро. Как потому, что судьба самого фонда туманна, так и потому, что эти деньги на фоне общего размера долгов, что слону дробина. Кроме того, не будет большой сложностью предположить, что когда новые «антикризисные законы» заработают, то лишь ускорят усыхание греческой экономики. Денег на возврат долгов станет еще меньше. Тогда как самих долгов, наоборот, больше. Значит, и рванет сильнее. Заклепывание аварийных клапанов, конечно, уменьшает громкость свиста, но не снимает проблему критического перегрева самого котла.
Так что ранее озвученный прогноз по Греции о том, что её выход из еврозоны предопределен экономическими факторами такого масштаба, что компенсировать их невозможно никаким политическим давлением, — остается в силе. Денег в Греции нет, даже если всю страну выставить на торги. Посмотрим, как через неделю «тройка» будет объяснять невозврат Афинами уже четырех с хвостом миллиардов евро и что случится потом. Ничего еще не закончилось, господа. Совсем не закончилось. Все самое интересное еще только начинается. В прошлое воскресенье, 12 июля, Еврокомиссии удалось «не услышать» немецкое предложение насчет «временного вывода Греции из еврозоны». Но давайте подождем конца июля и послушаем, как в Берлине понравится не получить уже шесть миллиардов…
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Экипаж самолёта перед крушением в Актау сообщал о взрыве баллона на борту
- Профессора киевского университета уволят после слов о «голодных украинках»