Запрет импорта в Россию польских яблок, судя по новостному потоку из Польши, не на шутку взбудоражил население республики. Апогеем плодово-ягодной истерии стал призыв к соотечественникам есть яблоки "назло Путину". Прислушались ли паны к голосу политиков, разбирался калининградский корреспондент ИА REGNUM, посетивший в минувшие выходные соседнее славянское государство.

Михал Ляхович из Национального союза групп фруктам и овощам на фоне телекартинки с яблоками, не уступающими по размерам его голове.

Мой путь лежал в Гданьск, где вторую неделю бурлит знаменитая Доминиканская ярмарка. "Вот где поляки не преминут взбаламутить народ яблочным протестом", - думал я, стоя в двухчасовой пробке на польской стороне границы.

Гданьская ярмарка раритетного добра ежегодно собирает тысячи своих поклонников из Германии, Франции, Голландии и, конечно же, из России. И во всей Польше на сегодня не найти круче места, где можно одновременно достучаться до общественного мнения Евросоюза (вдруг вздумавшего не компенсировать яблочные потери), и России, "цинично" нашедшей плодожорку в польских садах.

Польское радио "Зэт" в автомобиле только укрепляло мои домыслы. Радийщики каждые полчаса гоняли нарезку с бархатным мужским голосом, понятную даже без перевода: "Польско яблоко - наилепшее! Съешь польско яблочко!"

Но вот и старый Гданьск с загорелыми толпами туристов. Как говорится, яблоку негде упасть. На этом каламбуре и завершилось моё журналистское расследование. Поляки-продавцы на жаре похлёбывали пиво на зависть автомобилистам, бодро втюхивали латунные подсвечники по цене бронзовых, даже нечаянно били обеденные тарелки времён Юзефа Пилсудского. Но никто из них не хрустел зелёнобоким молодцем. Зато наяривали сосиски с картошкой.

Презрев старьёвщиков, я нырнул в обжорные ряды. Там-то фруктов завались. Паночки тебе и свежие соки выжимают, и хитрыми ножичками, способными превращать плод в гирлянду, сверкают. Но яблоками вновь не пахло. Побродив с полчаса, я нашёл-таки одно единственное яблоко, из которого свёрлышком вырезали сердцевину. Чем не новый символ всепольского единства?

Не стоит думать, что на Доминиканской ярмарке не обсуждают российско-польские отношения. Как говорится, обкашливают, да ещё как. И "овоцувку" (плодожорка по-польски) "крымоцувкой" называют. И что не покупка, то политика.

Вот стоит шунгитовый бюст Дзержинского. Его продавец, сносно говорящий по-русски, убеждает меня: "Бери скорее! Такие бандиты, как Дзержинский, Сталин, Гитлер, на прилавке не залёживаются". Далее следует традиционная для этих мест тирада о сталинском "мордоре". О гитлеровских зверствах ни слова.

Сосед по раритетной палатке выносит бронзовый профиль молодого Сталина с дыркой на щеке (специально под шуруп). "70 злотых (800 рублей. - А.В.), - предлагает пан. - Молодой Сталин. Как и ваш Путин. Также себя ведёт, как Сталин в молодости".

Но через пару рядов я познакомился с женщиной, торгующей самоварным мылом. Пани - этническая полька, но живёт под Вильнюсом. "Откуда я так хорошо знаю русский язык? Так я только на нём и разговаривала всю жизнь, - смеётся она. - Это сейчас мы в Литве стали меньшинством..."

"Зажимают вас литовцы?" - спрашиваю. "Пусть попробуют, - отвечает пани. - Мы вместе с русскими держим оборону".

Для меня стало очевидно, что поляки начинают солидарничать с русскими, когда их прижмёт.

...Стоило после ярмарки зайти в гостиничный номер, как телевизор вернул меня в "яблочную вселенную". На всех каналах только и твердили об этом. Вот Михал Ляхович из Национального союза продавцов фруктов и овощей грустит на фоне телекартинки с яблоками, не уступающими по размерам его голове.

С экрана льются тревожные цифры: сегодня один поляк в среднем съедает до 15 кило яблок в год. С учётом новых реалий, это катастрофически мало. Бизнесмены и политики всерьёз призывают - словно в годы советских пятилеток! - вдвое, а то и втрое увеличить объём поедания "стратегического" фрукта.

Наутро я отправился в гигантский ТЦ "Ашан", где, как известно, "прописались" калининградцы. Яблочный отдел огорошил меня зияющей пустотой паллет. "Скупили всё?!" - не поверил своим глазам. Но одновременно и ажиотажа среди польской публики не наблюдалось. (Знакомый рекламист, увидев снимок с пустыми полками, предположил, что это вполне может быть маркетинговым трюком. Покупатели, видя, что "яблоки смели", инстинктивно берут и себе). Я подождал минут пятнадцать, прежде чем к "дефицитному товару" подошли первые покупатели. Семейная пара. Было видно, как жена подтрунивает мужа - мол, ну бери яблоки, раз родное правительство просит. Пан, посмеиваясь в ус, набрал с килограммчик.

Поляки всегда умели посмеяться над собой. Ещё вчера они рассказали свежий анекдот - есть в Польше самый дешёвый винный напиток (как наши "Три семёрки") под названием "Яблочко". Так вот - сидят бомжи на помойке, вливают в горло сие вино и ухмыляются: "Назло Путину!"

"Настолько примитивная акция, - делится со мной мнением житель Ольштына Томаш Оманьски, возглавляющий в Калининграде Польский культурный центр. - Вот вчера в Ольштыне раздали по остановкам 20 кг яблок. Это стало медиасобытием дня! Но никто из журналистов не поинтересовался, а куда же вы остальной миллион тонн яблок денете?"

Пан Томаш однозначно связывает "яблочную блокаду" с поддержкой Варшавой украинского Майдана. "Ещё тогда, весной, все понимали, что за поддержку евромайдана Польша ответит перед Россией. И, прежде всего, экономически. Все понимали это, кроме нашего правительства, - продолжает Оманьски. - Всем было известно, что украинский конфликт не является внутренним делом Польши, тем не менее, наше правительство сознательно туда влезло, дискредитировав себя как объективного наблюдателя".

"И сегодня, когда прогноз (об экономических последствиях за поддержку Майдана) сбылся, власти говорят нам - а скушай-ка яблочко! Иначе как издёвкой, это не назовёшь!", - негодует поляк.

...В отеле на завтраке во фруктовнице краснело только одно яблоко, на которое никто из постояльцев не позарился, предпочитая арбузные дольки и виноград. Смело взяв его, я устроил провокационную фотосессию перед "Ашаном" (см. фото) в надежде, что хоть кто-то из поляков поднимет вверх большой палец. Даже футболку с надписью "Polska" надел.

Но даже охранники не обратили на меня внимания.