12 сентября 2012 года в Голландии состоялись внеочередные парламентские выборы. Для нас главным сюрпризом оказалась очевидная смена в последний день предпочтений голландских избирателей на левом фланге политического спектра. Еще 29 августа 2012 года, т. е. за две недели до выборов, опросы показывали возможную победу на них Социалистической партии (Socialistische Partij, SP) Эмиля Ремера. В предвыборных поллах она набирала 24% - 38 мандатов из 150-ти. Именно SP являлась фаворитом и главным соперником правящей в Голландии либеральной Народной партии за свободу и демократию (Volkspartij voor Vrijheid en Democratie - VVD) премьер-министра этой страны Марка Рютте. Но вдруг в последние две недели состав лидеров предвыборной гонки начал меняться, и главным соперником VVD стала другая лево-центристская партия - т. н. Партия труда (Partij van de Arbeid, PvdA) Дидерика Самсома.

Марк Рютте — лидер победившей на выборах Народной партии. Источник Spiegel

В итоге на выборах в Голландии победила VVD Марка Рютте, получившая 41 мандат в 150-ти местном парламенте Голландии - 26,6% голосов. На втором месте оказалась партия Классической европейской социал-демократии - PvdA Дидерика Самсома (39 мандатов, 24,7%). В результате выборы в Нидерландах на все сто процентов подтвердили предположение, что голландское голосование станет неформальным референдумом по отношению населения к Евросоюзу, еврозоне и евро.

12 сентября 2012 года Голландия подавляющим большинством проголосовала за Евросоюз и против евроскептиков. Представляющие последних, партии - Социалистическая партия Ремера и Партия свободы (Partij voor de Vrijheid - PVV) Герта Вилдерса вчистую проиграли, вместе разделив на выборах третье место. SP Ремера получила 15 мандатов, PVV Вилдерса тоже 15 мандатов. Таким образом, голландский избиратель отвернулся от радикалов, как левого, так и правого толка. Причем в случае с дальними наследниками Мао и Троцкого из "новолевой" SP голландский избиратель сделал это, буквально, в последнюю минуту перед голосованием. Голоса из левого спектра от SP ушли к социал-демократической PvdA Самсома. Время, таким образом, "новых левых" в Голландии так и не пришло и "красный рассвет" в оранжевой стране не состоялся. Правда, самой SP удалось на прошедших выборах полностью сохранить завоеванные в 2010 году позиции.

С другой стороны, итоги выборов обозначили крупное поражение на правом фланге наделавшей столько шума в 2010 году националистической антииммигрантской и антиисламской партии Вилдерса. Но ведь именно Вилдерс весной 2012 года устроил правительственный кризис, приведший к нынешним досрочным выборам. Отказ Партии свободы поддержать бюджет экономии правительства Рютте привел к правительственному кризису и назначению новых парламентских выборов в Голландии. Но вместо дивидендов от растущего евроскептицизма, на которые столь рассчитывал Вилдерс, он 12 сентября 2012 года получил потерю 40% мандатов своей партии в парламенте. Вилдерс с его лозунгом "Защитить Нидерланды от Европы, от массовой иммиграции, от европейского супер-государства" с треском провалился. В новом количественном составе фракция PVV Вилдерса уже не сможет играть функцию третейского судьи в голландской политике - нишу, которую Партия свободы занимала с осени 2010 по весну 2012 года. Сам Вилдерс, однако, не унывает. "В ближайшие годы люди поймут, что евро является ошибкой. Битва еще не проиграна. Я сражаюсь за то, чтобы защитить наш народ от Европы", - говорит он, - "Пусть в Брюсселе празднуют победу. Но для всех, кто радуется нашей кончине, у меня есть послание: мы еще вернемся, и с барабанным боем!"

А еще выборы 2012 года в очередной раз после выборов 2010 года продемонстрировали падение популярности партии местного варианта христианской демократии - Христианско-демократического призыва (Christen Democratisch Appèl - CDA). Вместо того, чтобы трубить "аппель", CDA приходится бить "отбой". Первейшая когда-то в Голландии партия получила только 13 мандатов в парламенте, потеряв 8. До выборов 2010 года CDA имела 41 мандат из 150. Самим христианским демократам подобный результат представляется "тектоническим" изменением в голландской политике.

Таким образом, политический пейзаж Голландии сейчас можно представить формулой 15-39-41-15. Массивный центр составляют либерально-центристская VVD Рютте (41) и социал-демократическая PvdA Самсома (39). Этот правоцентристский и левоцентристский центр является "проевропейским" по своим внешнеполитическим предпочтениям. VVD надежно поддерживала курс "Меркози" в Евросоюзе на бюджетную экономию и создание фискального союза. PvdA Самсома также выступает за линию по укреплению ЕС, но с оговорками в духе нового президента Франции социалиста Франсуа Олланда. По краям от этого массивного "проевропейского" центра стоят "евроскептики": слева левые радикалы из SP Ремера, а справа - националисты PVV Вилдерса. В Голландии нет барьера для прохождения в парламент мелких партий, поэтому в нем, в частности, может быть представлена двумя депутатами экзотическая "евротолерантная" партия "защиты прав животных". Но выборы 2012 года даже в такой политической системе продемонстрировали тенденцию к поляризации политических сил в духе классической европейской двухпартийной системы. VVD Рютте и PvdA Самсома значимо укрепили свои позиции за счет электората, ранее голосовавшего за мелкие партии или за традиционную партию, клонящуюся к упадку, христианско-демократическую CDA. Любопытно, что политический процесс на периферии Евросоюза в Центральной Европе демонстрирует совсем иные тенденции, чем в сердце старой Европы в Голландии. Не удалось в Голландии на выборах 2012 года повторить и недавний греческий трюк с выдвижением в большую политику партии "новых левых" (голландская SP - местный аналог греческой СИРИЗА).

Уже на следующий день после выборов, т. е. в четверг 13 сентября, лидер Народной партии за свободу и демократию Марк Рютте начал работу по созданию нового кабинета министров. Правда, формальный процесс создания коалиции не может начаться ранее 20 сентября 2012 года, когда собравшийся новый парламент назначит специального "посредника" (informateur) для изучения возможных коалиционных комбинаций.

Описанный выше политический ландшафт позволяет определенно утверждать, что новое голландское правительство может иметь устойчивость только на основе коалиционного соглашения Народной партии и Партии труда. Все остальные комбинации ненадежны. Отметим, что коалиционный партнер Народной партии христианско-демократическая партия CDA в прежнем правительстве по итогам новых выборов больше не может быть вторым партнером для Народной партии. Голландская система пропорционального представительства не дает иной возможности для создания работоспособного кабинета. Десять партий, представленных в нижней палате Генеральных штатов 150 депутатами, затрудняют механизм формирования эффективного правительства.

Лидер Партии труда Самсом в ходе предвыборной кампании уклончиво отвергал возможность коалиции с партией Рютте, но его призывы к "национальному единству" дают надежду на то, что коалиция в составе Народной партии и Партии труда все-таки состоится. Коалиционные соглашения либеральных и социал-демократических партий - обычное дело в странах ЕС. В правительстве коалиции VVD и PvdA голландские деятели этих двух партий могли бы на национальном уровне повторить нынешнюю модель в ЕС с политическими полюсами Меркель и Олланда. Рютте известен, как союзник и верный адепт политико-экономического курса Меркель. Правда, в ходе предвыборных дебатов он высказался за определение предела возможной помощи кризисным странам еврозоны. Рютте заявил себя и противником дальнейших шагов в сторону европейского федерализма и других форм политического единства в Евросоюзе. Но тем самым он нейтрализовал своих противников из лагеря евроскептиков.

Лидер Партии труда Самсом в ходе предвыборных дебатов говорил о стратегии роста. Но и он не отрицал необходимости проведения в Нидерландах политики экономии. Рютте в ходе кампании высказывался за стимулирование экономики путем инвестиций в инфраструктуру, в то время как лидер Партии труда Самсом выступал за бюджетные расходы для создания новых рабочих мест. Разница, как видим, не велика и не принципиальна, чтобы воспрепятствовать соглашению.

К коалиции из Народной партии и Партии труда, уже создающей устойчивое правительство, могли бы дополнительно примкнуть еще мелкие партии: проевропейские центристская D-66 (12 мандатов) и CDA (13 мандатов).

Двум крупнейшим партиям Голландии VVD и PvdA в случае создания ими правительства придется в рамках коалиции договариваться о таких частностях, как повышение пенсионного возраста, реформирование излишне щедрых налоговых льгот на ипотеку, сокращение программ по здравоохранению и социальному обеспечению. Всего Нидерландам предстоит сэкономить около 20 миллиардов евро, чтобы достичь требуемого Брюсселем дефицита бюджета до уровня 3 процентов от ВВП.

Итог голландских выборов сентября 2012 года является личным имеющим общеевропейский резонанс триумфом для действующего премьер-министра Марка Рютте. Очевидно, что он останется на посту премьер-министра Голландии. Рютте 45 лет. Он бывший менеджер по кадрам транснациональной корпорации Unilever. В прошлом году из-за своего оптимизма в возникающих трудных обстоятельствах он получил в голландской политике прозвище "тефлонового" премьера. Рютте холост и не имеет детей. С детства голландский премьер хорошо играет на фортепиано.

Его ближайший оппонент и коллега по голландской политике Дидерик Самсом возглавляет Партию труда с 2012 года. Он новый лидер этой партии. Самсом известен как бывший активист международной экологической организации Гринпис и ученый ядерщик. Ему 41 год. Эксперты обратили внимание на его умелое участие в телевизионных дебатах. Именно на них он якобы впечатлил своим талантом избирателей. И, наоборот, неудачу в последние дни SP, лидировавшую в голландских политических рейтингах с мая месяца этого года, связывают с тем, что лидер этой партии Ремер плохо выглядел на телевизионных дебатах. Он якобы показался голландским избирателям излишне провинциальным, политиком, еще не достигшим высот общеевропейской политики.

Европейские политики назвали результаты выборов в Нидерландах "неожиданно четким результатом". Министр иностранных дел Швеции Карл Бильд сразу же так прокомментировал итоги выборов в Голландии: "Кажется, антиевропейски настроенные популисты оказались в Голландии в большом проигрыше. Определенно хорошая новость". Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле поздравил Марка Рютте с победой: "Результаты выборов - это укрепление Евросоюза и ослабление позиций популистов и сторонников возврата к национализму".

Праволиберальная Народная партия за свободу и демократию и ее руководитель Марк Рютте всегда оставались твердыми сторонниками европейской интеграции и одним из основных союзников в ЕС канцлера Германии Ангелы Меркель. На выборах в Нидерландах решался вопрос о том, сохранит ли Меркель своего ближайшего союзника в борьбе за бюджетную дисциплину в ЕС.

Неожиданно сильный результат проевропейских партий развеял опасения, что противники Евросоюза и евро получат преобладание в Нидерландах накануне принятия ключевых решений по финансовой помощи Греции, Испании и Италии.

Брюсселю и партнерам по Евросоюзу сейчас представляется, что победа проевропейских партий на выборах означает продолжение в Голландии политики жесткой экономии. Нидерланды остаются союзником нынешнего правительства Германии на европейской арене. И, хотя, очевидно, что именно Марк Рютте сформирует новое правительство, ему, вероятно, придется скорректировать свою прежнюю линию с учетом евроскептических сомнений в Голландии. В этом ему могла бы помочь Партия труда Самсома. Вполне возможно, что голландцы несколько дистанцируются от Меркель и Брюсселя, чтобы продемонстрировать свою большую самостоятельность.

Но и без этого состоявшиеся голландские выборы дают Европе два урока. Во-первых, они продемонстрировали неустойчивость настроений голландских избирателей, что достаточно необычно для европейского случая. За 12 дней избирательной кампании в Голландии симпатии в левом спектре перешли от Социалистической партии к Партии труда. И, во-вторых, итоги выборов в Голландии дают определенные надежды Ангеле Меркель с ХДС/ХСС в Германии на победу на предстоящих выборах 2013 года. В том случае, если бы Голландия в сентябре повторила французское социалистическое достижение мая-июня 2012 года, говорить о перспективах Меркель в Европе было бы труднее. Теперь германским консерваторам предстоит повторить у себя "неожиданно четкий результат" Рютте в Голландии.

* * *

12 сентября 2012 года граждане Нидерландов в пятый раз за последние 10 лет выбрали новый парламент. Поскольку в Нидерландах не существует процентный барьер при раздаче парламентских мандатов, то на получение места во второй палате Генеральных штатов претендовали и партии, не набиравшие большого числа голосов. Всего на 150 мандатов на сентябрьских выборах в Голландии претендовала 21 партия. В выборах могли принять участие 12,5 миллионов избирателей страны. Состоявшиеся выборы продемонстрировали слишком низкую явку избирателей. За три часа до закрытия участков их посетили 48 процентов избирателей. На предыдущих выборах в 2010 году явка избирателей составила 75 процентов.

Общие итоги досрочных парламентских выборов в Голландии 12 сентября 2012 года: VVD Марка Рютте 41 (+10); PvdA Дидерика Самсома 39 (+9), PVV Герта Вилдерса 15 (-9); SP Ремера 15 (0); CDA 13 (-8); D66 12 (+2); ChristenUnie 5 (0); GroenLinks 3 (-7); Политическая реформатская партия (Staatkundig Gereformeerde Partij, SGP) - 3 (+1); 50 plus - 2 (+2); Партия за животных (Partij voor de Dieren, PvdD - 2 (0). В скобках представлены потери или приобретения партии мандатов в парламенте по сравнению с предшествующими выборами 2010 года.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM