Сделанное Дмитрием Рогозиным в Тирасполе заявление о том, что в межправительственную (Россия-Молдова) комиссию по экономике, возможно, будут включены представители Приднестровья, некоторыми экспертами рассматривается, как попытка втянуть ПМР в государственные рамки Республики Молдова. Так ли это?

Попытаемся поразмышлять по данному поводу. Прежде всего, отмечу, что пока все это всего лишь слова российского вице-премьера, причем, скорее всего, вырванные из большего контекста. Разумеется, с точки зрения экономической выгоды и политической перспективы, участие Приднестровья в работе данной комиссии было бы нашим большим внешнеполитическим успехом. Но только в том случае, если отдельно будут обговорены условия и статус этого участия. Другими словами, если будет найдена приемлемая для Приднестровья формула этого участия - не в качестве составной части молдавского государства, и не как нечто второстепенное и подчиненное Молдове, - то почему бы и нет. Ведь смогла же Россия в свое время найти легитимную форму взаимоотношений с таким антагонистом как НАТО, смогла: "Совет Россия-НАТО". Если будут заинтересованы Молдова и Россия, полагаю, мы тоже сможем найти подходящую форму участия, не противоречащую конституции Приднестровья.

Что же касается формулировок, содержащихся в документе под названием "Принципы и процедуры ведения переговорного процесса" в рамках Постоянного Совещания в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - ИА REGNUM), полагаю, следует дождаться всего его объема, а потом комментировать, фиксирует ли он равенство сторон конфликта или нет. Из той части текста документа, который стал достоянием общественности, на мой взгляд, следует, что да - стороны конфликта Молдова и Приднестровья являются равноправными сторонами в переговорном процессе в рамках Постоянного Совещания. А если Евгений Карпов, политический представитель Молдовы на переговорах, считает, что Молдова равнее Приднестровья, то пусть укажет, где это записано, и в чем это "равнее" состоит.

Безусловно, что, по крайней мере, 6 участников (исключая Молдову, если она считает, что это не так) формата "5+2", наконец-то осознали необходимость, обязательность этого равенства и пришли к консенсусному решению. Иначе, возобновляющиеся молдо-приднестровские переговоры заведомо были бы обречены на провал. И это действительно заслуженный успех приднестровской и российской дипломатии.

Приднестровская сторона вполне вменяема и адекватна. Она отдает себе отчет, что наладить и облегчить жизнь приднестровского социума, доказать свою государственную правоту можно лишь активно демонстрируя добрую волю, весомые аргументы в пользу своей позиции, добиваясь по шажкам признания по каждому конкретному вопросу, постепенно продвигаясь к своей заветной цели. Сидя же в "осажденной крепости", отказываясь от диалога, постепенно "убивая" экономику отсутствием внешних инвестиций, давая своим молдавским оппонентам говорить, в том числе, и от нашего имени, мы только будем приближать истощение всего государственного организма с известным концом. Заслуга нынешнего президента Евгения Шевчука как раз и состоит в том, что прекрасно понимая это, он пытается вырваться из этой прокрустовой западни, сохранив при этом все базовые завоевания приднестровской народной революции 90-х годов прошлого века.

Илья Галинский - директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (г. Тирасполь)