Ануш Левонян: Азербайджану пришлось "спасать лицо" в Карабахе ради Турецкого Кипра?
Как уже сообщалось, министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу дал интервью армянской газете "Азг" ("Нация"), в котором раскрыл ряд любопытных подробностей, касающихся процесса армяно-турецкого урегулирования.
По словам руководителя турецкой дипломатии, диалог Анкары и Еревана начался вовсе не в конце 2007 года, когда стало очевидно, что Роберта Кочаряна после второго президентского срока сменит Серж Саргсян, а за два года до этого, после того, как Турция заявила о начале реализации новой внешнеполитической концепции "ноль проблем с соседями". При этом задачей турецкой дипломатии, если верить Давудоглу, было не только установление дипотношений с Ереваном и открытие блокированной в 1993 году границы. Вопрос был поставлен шире - наладить отношения между двумя народами, включая зарубежную армянскую диаспору. Любопытно, что Давудоглу назвал ее "нашей (т.е. - турецкой) диаспорой, поскольку она сформировалась в результате исхода армян из Турции. При всем том Анкара не считает, что открытие границы само по себе способно коренным образом изменить ситуацию. Вопрос, мол, следует решать комплексно, потому что "на армяно-азербайджанской границе, где почти каждый день звучат выстрелы" может что-то произойти. А Турция не может позволить себе потерять Азербайджан ради одних только отношений с Арменией.
Здесь обращает на себя внимание тот факт, что глава турецкого МИД называет линию противостояния в Карабахе "армяно-азербайджанской границей", тем самым отрицая само существование самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. После этого не следует удивляться, что ни Ереван, ни Степанакерт категорически не приемлют намерения Анкары занять место в ряду стран-посредников.
Впрочем, реалистически оценивая ситуацию, турецкая сторона в то же время понимает, что ликвидировать фактическую независимость НКР вряд ли возможно. Именно поэтому Анкара, как выясняется, предлагала армянской стороне вывести свои подразделения из одного-двух районов за пределами собственно НКР. Баку и посредники считают их оккупированными территориями, а в Степанакерте называют "поясом безопасности". Речь шла о районе Агдама и Физули. В обмен турки обещали президенту Армении Сержу Саргсяну и министру иностранных дел Эдварду Налбандяну деблокировать границу, причем обещали, что одновременно откроется и граница между Арменией и Азербайджаном. Сдача этих территорий, согласно Давудоглу, позволила бы "спасти лицо" (то ли Турции, то ли Азербайджана), однако, по его версии, это предложение было отклонено.
Возможно, оно вызвало негативную реакцию других региональных игроков, в частности - Ирана, который не желает нарушения существующего статус-кво, не без оснований опасаясь, что в освобожденные районы могут войти международные (в том числе - западные) миротворческие контингенты.
Последние события, впрочем, показали, что "спасение лица" становится основной задачей азербайджанской внешней политики на данном этапе. После того, как Армения и Нагорный Карабах объявили, что 9 мая в Степанакерте будет открыт новый аэропорт и начнутся регулярные рейсы гражданской авиации, Баку выступил с заявлением, что самолеты, которые будут осуществлять взлет и посадку в "Ханкенди", будут сбиваться. Это, разумеется, вызвало резкую реакцию в Армении. В ходе совместной с находящейся в Ереване с официальным визитом президентом Швейцарской Конфедерации Мишлин Кальми-Рей президент Саргсян объявил, что он будет "первым пассажиром первого авиарейса" из Еревана в Степанакерт. Некоторые представители Баку, включая депутатов парламента и руководство "Организации освобождения Карабаха" (ООК), призвали не смущаться данным обстоятельством и сбить самолет с президентом Армении на борту. При этом, почему-то, высказывалось убеждение, что такой шаг найдет понимание международного сообщества, включая сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
Между тем, именно страны-сопредседатели ранее негативно расценили беспрецедентные угрозы в адрес самолетов гражданской авиации и призвали решить этот вопрос путем консультаций и согласований. Вероятно, по различным каналам Баку дали понять, что это выходит за принятые в цивилизованном сообществе рамки и напомнили, что никто не сбивает, например, азербайджанские лайнеры, регулярно летающие в непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра. И Баку вновь пришлось прибегнуть к "спасению лица". Пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов дезавуировал все предыдущие заявления по этой теме, в том числе исходящие из администрации президента Ильхама Алиева. Полухов заявил, что Азербайджан никогда не применял силы против мирных объектов - в отличие от Армении, повинной, по его словам, в гибели многих сотен мирных азербайджанских граждан и разрушении объектов гражданской инфраструктуры. Конкретных примеров при этом приведено не было.
Иначе как попыткой "спасения лица" это заявление назвать сложно. Вполне вероятно, что Азербайджану извне настоятельно рекомендовали изменить тональность своих заявлений в связи со всей этой историей. Не исключено при этом, что такая рекомендация была дана, в первую очередь, даже не странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а Турцией. Ведь именно Анкара очень болезненно воспринимает любые коллизии, связанные с вопросом Северного Кипра, а занятая Азербайджаном позиция порождает ассоциации, весьма для турецкой стороны невыгодные - и не только в кипрском, но и в карабахском вопросе.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Очевидцы сообщили о звуках стрельбы в ТЦ «Форт» на северо-востоке Москвы
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Польша тайно готовится к войне с Россией, пишут СМИ