С момента назначения Михаила Мясниковича главой белорусского правительства прошло только два месяца. Тем не менее, можно не дожидаться положенных ста дней с момента начала его работы в должности премьер-министра и проанализировать некоторые аспекты его деятельности по тем трем направлениям, в которых сегодня "фактор Мясниковича" очевиден и неоспорим.

Первый среди равных

Во-первых, его назначение премьер-министром стало закономерным "возвратом долгов" со стороны главы государства. Дело в том, что по своему профессиональному уровню и потенциалу Михаил Мясникович уже давно дозрел до этой должности. Его назначение на должность главы Национальной академии наук было во многом вынужденным ходом со стороны президента, который не мог в то время дать Мясниковичу пост премьер-министра. На должность вице-премьера Мясникович был не согласен сам, поэтому нашли такой компромиссный вариант.

В настоящее время бывший глава администрации не имеет такого аппаратного веса как раньше, возраст берет свое, напрочь были испорчены отношения с Россией. К тому же в Беларуси просто нет равного, кроме Мясниковича, такого переговорщика, с которым российский премьер может обсуждать белорусско-российские вопросы. Поэтому возвращение Мясниковича на первые роли в белорусской политике стало закономерным и своевременным. Возможно, у него хватит сил и мудрости, чтобы заделать те финансово-экономические бреши, которые свойственны белорусскому "экономическому чуду".

Михаил Мясникович является сегодня самым авторитетным из белорусских чиновников. В этом плане он, конечно, "флагман номенклатуры", и чиновники сегодня будут, как никогда за последние годы, держать нос строго по ветру.

Т.е. если говорить о "факторе Мясниковича" в этом контексте, то его вес и знаковость для всей номенклатуры республики очевидны. Главное - удастся ли Михаилу Мясниковичу выстроить отношения с другими центрами принятия финансово-экономических решений в республике таким образом, чтобы чувствовалась единая линия. Такая постановка вопроса, конечно, предполагает, что именно его линия должна получать приоритет в решениях главы государства. Речь в данном контексте идет не о спасении всей экономики, а о проведении внутренне непротиворечивой экономической политики на уровне всего государства. Т.е., "фактор Мясниковича" является серьезным стабилизатором для всей элиты республики - как чиновников, так и директорского корпуса.

Конечно, у Мясниковича практически нет своей команды - весь аппарат Совета министров, как и почти все нынешние обитатели министерских кресел достались ему от правительства Сидорского. В этом плане он, конечно, ослаблен главой государства. Однако и ответственность за такое положение дел лежит на президенте.

Президент-премьер

Сегодня можно сказать, что Сергей Сидорский уже давно не справлялся с руководством таким сложным аппаратам как Совет министров. Да и свой авторитет среди номенклатуры он подрастерял: кроме того, что некоторые вице-премьеры стали самостоятельными фигурами и стали напрямую подчиняться по целому ряду вопросов непосредственно президенту, так и еще и номенклатура не могла долго наблюдать за тем, как премьер-министр регулярно становится мальчиком для битья. У Михаила Мянисковича такой ситуации нет.

Во-первых, его уважает президент, и трудно себе представить, чтобы он публично начал топтать его авторитет. Во-вторых, сам Михаил Владимирович долго терпеть подобное не будет. В-третьих, ситуация в белорусской экономике такова, что одно неверное кадровое решение, и ситуация, висящая на волоске, разрешится самым плачевным образом. О том, что Александр Лукашенко делает на Михаила Мясниковича особую ставку, стало ясно даже из того, что он назначил его главой правительства задолго до инаугурации. Это говорит о том, что экономика республики находится в очень серьезном положении.

Понятно, что премьер в отношениях в президентом будет занимать подобающее ему место. В то же время, очевидно, что вес иных фигурантов околотронного расклада серьезно снизится. Т.е. иерархия снова вернется в приличное состояние. Тем не менее, опыт и знания Михаила Мясниковича могут сыграть как раз ту роль, которая и должна быть у белорусского премьер-министра - он должен уравновешивать те решения, который подкладывают главе государства различные чиновники и бизнесмены от государства. Если он сможет решить этот вопрос, то и его авторитет в глазах того же главы государства будет только расти. Во многом беды белорусской экономики проистекали как раз из-за того, что с 1994 года в Беларуси практически не было сильных премьер-министров, которые могли бы аргументировано отстаивать свою точку зрения перед президентом.

Т.е. "фактор Мясниковича", сильного премьер-министра, имеет очень большое значение для стабилизации отношений по линии президент-премьер как для номенклатуры, так и для всей республики.

Отношения с Россией: фактор Мясниковича

Выше уже отмечалось, что в республике больше нет такого авторитетного чиновника, который имел бы хоть немного соотносимый вес в мировых табелях о рангах с российским премьер-министром. На многочисленных встречах с Владимиром Путиным предшественника Михаила Мясниковича на этом посту был виден огромный разрыв во властных позициях российского и белорусского премьеров. Заискивание Сидорского мало того, что было очевидным всем наблюдателям, думаю, оно было также неприятно и Владимиру Путину. Кроме того, просить и клянчить, находясь в России, а возвращаясь в Беларусь на "голубом глазу" вещать о том, что Россия "выполнила и перевыполнила все наши требования" - это просто дурной тон, которому, и это очевидно уже всем, просто пришел конец.

Очевидно, что несмотря на все задабривания российской стороны, к которым в последние дни прибегает официальный Минск - тут и визит в Минск главы российского "Сбербанка" Германа Грефа, тут и "только штраф" арестованным 19 декабря двум россиянам - главные вопросы будут решены на союзном Совмине 15 марта. И самый важный из них - это то, как будет решен вопрос с поставками российской нефти с начала апреля и будет ли решен он вообще. Но это так, лирическое отступление, на всякий случай.

Что имеем в остатке? А то, что при любом развитии событий при сокращенной легитимности главы государства во внешней политике на премьер-министра возлагаются дополнительные обязанности по поддержанию социально-экономической стабильности в республике. В этом плане, особенно на фоне имеющихся проблем на Западе, отношения с Россией абсолютно во всех сферах имеют для республики несомненный приоритет. И так как сейчас очень многое в белорусско-российских отношениях решается в финансово-экономической области, то в этих решениях необходимо находить очень верный баланс между интересами республики и интересами союзной интеграции. А эта задача вполне по плечам новому белорусскому премьер-министру.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что с момента назначения Михаила Мясниковича главой белорусского правительства прошло всего два месяца, несмотря на то, что за эти два месяца Михаил Мясникович не часто выступал с публичными или глобальными инициативами, что вызвано расчисткой авгиевых конюшен белорусской экономики, нельзя не отметить, что в деятельности правительства стало больше осмысленных действий. В этой связи назначение Михаила Мясниковича главой белорусского правительства можно рассматривать как серьезный фактор не только экономической, но и политической стабилизации белорусского общества в условиях нарастания кризисных явлений как в политике, так и в экономике.

Зная достаточно хорошо Михаила Владимировича, не вызывает сомнений то, что рано или поздно его стиль управления позволит превратить Совмин в четко работающий орган государственного управления, несмотря на строптивость отдельных вице-премьеров. В этой связи можно спрогнозировать, что вектор реформирования белорусской экономики, транслируемый председателем Совмина, рано или поздно, особенно в случае успешности проводимой политики, столкнется с теми силами в окружении белорусского президента, что временно отошли от управления экономикой по причине своего непрофессионализма. В этом случае возможность дальнейшего проведения Михаилом Мясниковичем курса реформ будет зависеть исключительно от воли главы государства. Очевидно, что в случае отклонения от того видения курса реформ, который будет предложен Михаилом Мясниковичем, он предпочтет уйти в отставку с незапятнанной репутацией, и не будет как его предшественник тянуть с этим до неприличия.

Отставка Михаила Мясниковича станет фактором, который серьезно осложнит не только выход республики из кризиса, но и серьезно повлияет на устойчивость номенклатурной среды к различного рода влияниям, т.к., и это не удивительно, нынешний белорусский премьер-министр является самым уважаемым представителем номенклатуры среди самой номенклатуры. Его уход окончательно покажет всем, кто еще сохраняет хоть какие-то слабые надежды на эволюционную трансформацию белорусской модели, что реформирование нынешней белорусской экономики без политической трансформации режима - невозможно. В этой связи имеет большое значение - как пройдет предстоящий 15 марта в Минске Союзный Совмин и как его итоги будут восприняты белорусским президентом.