Сергей Артёменко: Глупость или измена? Что значит альтернативная внешняя политика Петербурга в Прибалтике?
На днях произошло довольно знаковое событие для внешней политики России в отношении приграничных стран. Не бог весть сколь значимая региональная чиновница, но чиновница города, давшего России президента Путина и президента Медведева, вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова, встречаясь с заместителем министра иностранных дел Литвы, публично и официально выступила с инициативой рекламировать Литву как государство в Санкт-Петербурге. Такое предложение от вице-губернатора, курирующего в городе туризм и культуру, вполне было бы уместно, если бы не одно "но".
Литва - это именно та страна, которая официально считает, что именно Россия должна ей более 23 млрд евро за "советскую оккупацию". И не просто считает - парламент этой страны принял закон, согласно которому все государственные органы Литвы должны добиваться, чтобы Россия выплатила эту сумму. Никто из официальных лиц Литвы на сегодняшний день не признал этот закон "декларативным". Наоборот: все президенты, все премьеры и министры иностранных дел Литвы твердят, что они намерены добиваться от России получения этих денег.
Кроме того, Литва - это именно та страна, которая законодательно приравняла советскую символику к нацистской, а буквально в день встречи петербургской чиновницы с эмиссаром из Литвы, литовские парламентарии инициировали принятие закона, по которому человек, посмевший заявить, что "советской оккупации" Литвы не было (а была, например, просто аннексия), может угодить в тюрьму на 2 года. Можно даже не упоминать про то, что Литва постоянно инициирует антироссийские заявления в международных организациях, депутаты от Литвы в ПАСЕ постоянно предлагают лишить Россию права голоса и именно литовскими представителями в ОБСЕ была инициирована резолюция, признающая СССР виновником развязывания Второй мировой наравне с нацистской Германией.
И вот, несмотря на все это, чиновница регионального масштаба выступила с инициативой порекламировать "высокий уровень отдыха и лечения в Литве, при более низких ценах и лучшей экологии, чем в других курортных центрах Европы".
Подобная инициатива - полный абсурд с точки зрения здравого смысла. Зачем помогать в привлечении инвестиций в сферу туризма, мягко скажем, "не совсем дружественного государства"? Или Санкт-Петербург уже не является частью Российской Федерации и на него не распространяется требование официальной Литвы о выплате 23 млрд евро? Или же у Санкт-Петербурга своя внешняя политика по отношению к соседним странам? Все эти риторические вопросы очень уж напоминают знаменитый вопрос Милюкова, прозвучавший в 1916 году в Таврическом дворце Петрограда: "Что это? Глупость или измена?"
Можно было бы говорить о "случайности" этих чиновничьих неожиданностей, если бы это был единичный случай. Но случайностей этих много.
Не так давно, в октябре 2008 года, та же чиновница - Алла Манилова, - находясь с официальным визитом в Таллине, сделала заявление о том, что петербургские предприниматели готовы к улучшению отношений с Эстонией, несмотря на негативный внешнеполитический тренд (созданный враждебной политикой Эстонии в отношении России). Многие наблюдатели тогда отметили, что это был первый ответственный российский чиновник, который - отрицая политический контекст - призвал к налаживанию отношений с Эстонией после апреля 2007 года и заявления премьер-министра Эстонии, что похороненные на Тынисмяги советские воины, погибшие в 1944 году при освобождении Таллина от гитлеровцев, - "пьяницы и мародеры".
Чиновница из Санкт-Петербурга, делая заявление о стремлении к улучшению отношений, не потрудилась вспомнить ни слова президента Эстонии про русский язык как "язык оккупантов", ни заявление министра обороны Эстонии о том, что если не будут увеличены ассигнования на вооруженные силы Эстонии, то "20% эстонцев будут расстреляны или угнаны в Сибирь", ни многочисленные факты унижений и дискриминации российских соотечественников в Эстонии, о правах которых, кстати, не устают говорить - единым голосом - и президент России, и МИД, и Совет Федерации, и Государственная дума. Кроме того, от представителя Санкт-Петербурга - города-героя блокадного Ленинграда - вдвойне странно было слышать пожелание об улучшении отношений со страной, в которой на официальном уровне считают героями тех, кто принимал участие в геноцидной блокаде Ленинграда.
Отдельной строкой в "прибалтийской деятельности" Маниловой стоит организованный под её патронатом непонятный "визит" питерских журналистов в Вильнюс в октябре 2008 года. Как отметили тогда в Вильнюсской мэрии, основным объектом интереса петербургской делегации в Вильнюсе были аквапарк, торговые центры и супермаркеты (!!!). Может быть, именно тогда в душу вице-губернатора Санкт-Петербурга и запало высокое качество литовских услуг по доступным ценам.
На всякий случай напомним, что тот визит происходил сразу после войны в Южной Осетии, когда Литва заняла жесткую антироссийскую позицию, постоянно клеймя Россию как "агрессора" и сравнивая её действия с действиями нацистской Германии.
Является ли такая деятельность Маниловой - политикой губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко? Является ли такая альтернативная прибалтийская политика Санкт-Петербургского вице-губернатора глупостью или изменой - может определить только суд. Но то, что это не является политикой России - очевидный факт.
Сергей Артёменко. Эксперт по вопросам регионального развития постсоветского пространства.
- Минобороны готовит ответ на удары ВСУ ракетами ATACMS — 1007-й день СВО
- Лавров русскими пословицами ответил об ударах ВСУ американскими ракетами
- В России растёт число женщин-предпринимателей
- Российские школьники проверят цифровую грамотность на онлайн-олимпиаде
- Маск подтвердил, что книги Достоевского превосходят труды по психологии