Беспомощность: почему Белоруссия не уведет грузы из Литвы?
Белоруссия может уйти из Клайпедского порта на фоне заявлений литовской стороны о «нежелательности» сотрудничества с республикой. Об этом заявил посол Белоруссии в Литве Александр Король в интервью газете «Литовский курьер».
В связи с заявлениями ряда литовских политиков и руководителей ведомств о рекомендациях «более тщательного выбора бизнес-партнеров и поставщиков», белорусская сторона начинает с осторожностью относиться к такому сотрудничеству.
«Наши предприятия также внимательно прислушиваются к подобного рода рекомендациям, и у них возникают закономерные вопросы, насколько долговечными могут быть взаимоотношения с партнерами при таких заявлениях и подходах», — отметил Александр Король.
Руководство Белоруссии уже не раз выражало публичное недовольство и угрожало перевести белорусский транзит из Клайпеды. Основной причиной этого является истеричная позиция Литвы по строительству Белорусской АЭС. Станцию называют «опасной», более того, принят закон, который запрещает попадание электричества с БелАЭС в литовские сети. Официальный Вильнюс просит Еврокомиссию повлиять на Минск и остановить строительство, которое находится уже на финальной стадии.
Также активно идет работа по пропаганде против БелАЭС в третьих странах. Президент Литвы Даля Грибаускайте на одной из встреч с президентом Украины Петром Порошенко просила Украину официально поддержать Литву, назвав БелАЭС «опасной» станцией. Латвия, Эстония и скандинавские странны также подвергаются литовскому давлению по поводу АЭС в Белоруссии.
В свою очередь, две другие прибалтийские страны стараются воспользоваться ситуацией и переиграть всё в свою пользу — перетянуть транзит на себя и загрузить собственные портовые мощности. В начале 2017 года Латвия уже сделала первый ход, заявив устами главы МИД, что Латвия не против строительства АЭС в Белоруссии. И ряд таких действий ближе к концу года привел к некоторым итогам.
В октябре этого же года Белоруссия взяла курс на расширение транспортных связей с Латвией — «Белорусская железная дорога» (БЖД) и «Латвийская железная дорога» заключили меморандум о сотрудничестве в области развития перевозок ускоренными поездами по сообщению Белоруссия — Латвия. В частности, речь идет о совместном развитии грузовых перевозок быстрыми поездами из Минска в Ригу, а обратно под брендом «Грузовой экспресс-поезд «Минск — Рига». Поезд будет перевозить грузы в контейнерах в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» по пути из Китая в страны ЕС и обратно в направлении Латвии. Латвия перспективным считает также сотрудничество в транзитно-логистической сфере, так как через Ригу идут транспортные потоки между Скандинавией и Восточной Европой.
Тогда же белорусская сторона договорилась с Эстонией об увеличении объемов перевозок внешнеторговых грузов. Стороны пришли к соглашению и по поводу информационного обмена данными при перевозках грузов в международном железнодорожном грузовом сообщении.
Читайте также: Порты: Литва атакует Белоруссию, Белоруссия обогащает Литву
Казалось бы, громкие политические заявления белорусской стороны и заключение различных контрактов с Латвией, Эстонией и даже Россией должны были насторожить Литву. Но этого не произошло. Литва не опасается потерять грузы — об этом сообщило литовское агентство BNS и привело ряд заявлений литовских управленцев госпредприятий. И компания Klaipedos nafta, которая грузит белорусские нефтепродукты в Клайпедском порту, и Литовские железные дороги, которые доставляют их в порт, уверяют, что у них подписаны долгосрочные договоры, и они не считают, что в 2018 году объемы погрузок сократятся. И действительно, в ноябре 2017 года Белорусская нефтяная компания (БНК) заключила с Литовскими железными дорогами (Lietuvos gelezinkeliai) трехгодичный контракт на перевозку нефти и нефтепродуктов.
Читайте также: Порты: Белоруссия сделала ставку на Прибалтику
Что тогда значат громкие слова об уходе белорусских грузов из Литвы? Это не попытка привлечь новых партнеров и даже не способ контролировать действия Литвы в отношении БелАЭС. Фактически это является иллюстрацией беспомощности. После десятков угроз и отсутствия реальных действий Белоруссия утратила своё влияние на «соседку». Теперь такие заявления никого не пугают, так как остаются только ничем не подкрепленными словами. Литовские чиновники прекрасно знают о том, что путь через Литву является самым коротким и удобным для транспортировки белорусских грузов, что Белоруссия имеет собственность в порту Клайпеды, и с радостью пользуются этим.
Мечтать о том, что Белоруссия бросит всё и в ответ на нападки Литвы наконец уйдет из Клайпеды, слишком наивно. Ни России, ни Латвии или Эстонии пока что не стоит ждать притока новых грузов — Белоруссию вполне надежно привязали к себе. Сломить эту связь в ближайшее время будет сложно, разве что если не произойдет что-то экстраординарное.
Впервые статья была опубликована 15 декабря 2017 года.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- В аэропорту Пулково задержали вылет нескольких рейсов
- Путин сам участвовал в разработке ракетного комплекса «Орешник»
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО