С приближением 20 января - дня президентских выборов в Сербии - информационный эфир Белграда все более заполняется ворохом радужных обещаний кандидатов. Предстоящий электоральный процесс обещает быть сложным, поскольку ускоренная предвыборная кампания "наткнулась" на Рождественские праздники. Как правило, Сербия начинает праздновать их с 19 декабря (дня Св.Николая) по 13 января (старый Новый год), а то и до 19 января (Богоявление). Выборы проходят в условиях абсолютной решимости НАТО и не столь гомогенной, но не менее последовательной позиции ЕС, придать окончательную законность де-факто независимости Косова. Между тем, согласно результатам социологического исследования компании "ТНС Гэллоп-Медиа", всего 28,2% респондентов выступают за полную интеграцию Сербии в НАТО, и лишь 48,3% - за участие страны в подготовительной программе НАТО "Партнерство во имя мира". Поэтому шансы действующего президента Сербии Бориса Тадича, стоящего во главе Демократической партии - последовательной защитницы идеи евроатлантической интеграции Сербии - не очень предсказуемы.

Несмотря на то, что в президенты баллотируется сразу несколько кандидатов, реальный конкурент у Тадича только один - кандидат от Сербской радикальной партии Томислав Николич. По всей видимости, для победы Тадичу понадобится второй круг (скорее всего, он будет назначен на 3 февраля), а также - максимальная активность электората Демократической партии. Более того, согласно аналитикам, для победы президенту необходима будет и поддержка активно критикующей его за непоследовательность радикальной евроатлантической Либерально-демократической партии Чедомира Йовановича, а также голоса Народного блока, руководимого центристским премьером Сербии Воиславом Коштуницей, который наоборот выступает против членства Сербии в НАТО. Ситуация для Тадича ухудшается тем, что и ЛДП и Народный блок будут представлены в первом туре выборов своими кандидатами, которые будут вести перекрестную критику в его адрес. Лишь в том случае, если ЛДП и Народный блок согласятся поддержать Тадича во втором круге и смогут в короткие сроки переориентировать свой электорат с критики на поддержку, Тадич сможет набрать заветные 1.800.000 голосов против 1.500.000 голосов, являющихся, по мнению экспертов, верхом ожидания радикалов.

В этих условиях значительный эффект возымеют внешнеполитические заявления и обещания кандидатов. Наиболее важным из них для современной Сербии, вероятнее всего, станет обещание включить Сербию в т.н. "белый список стран", гражданам которых не нужна виза для посещения стран Шенгенского договора. Формально Сербия уже готова войти в этот список: она приняла необходимый для этого пакет законов о репатриации, предоставлении убежища, передала охрану госграницы из рук армии в руки полиции и подготовила новые паспорта в соответствии с требованиями ЕС. На родину уже потянулись первые группы репатриантов, а в курортном местечке Баня-Ковыляча строится центр для размещения беженцев, который с апреля 2008 года заселят уже получившими в Сербии убежище курдами, иракцами, сомалийцами и гражданами Узбекистана. Более того, границы Сербии уже соприкасаются со странами ЕС (Болгария, Румыния, Венгрия). Хорватия, с которой также граничит Сербия, уже (с девяностых годов) находится в "белом списке", и поэтому ее границы надежно охраняются от нежелательных в ЕС незаконных эмигрантов. Поэтому включение сравнительно небольшой Сербии с населением менее 8 млн. в "белый список" является скорее политическим решением, которое приберегают для жителей Сербии как "сладкую конфету". И большинство жителей Сербии с нетерпением ожидает этого решения. Согласно опросу того же "ТНС Гэллоп-Медиа", 79,3% жителей Сербии стремятся к тому, чтобы их страна вошла в ЕС. Их, в основном, привлекают вовсе не законы ЕС о защите меньшинств или запрете табакокурения, а идиллические надежды на улучшение жизненного уровня и более прозаическое желание - получить возможность трудоустройства в процветающей Европе. Именно с последним обычно тесно увязывают "белый список" стран Шенгенского договора. Даже краткосрочная работа в Европе без официальной регистрации привлекательна для страны со значительным официальным уровнем безработицы. Согласно данным Национальной службы трудоустройства, без работы в Сербии находится 27,4% женщин и 17,6% мужчин, а в одном лишь Белграде проживает 110414 безработных.

Между тем, около 50% граждан Сербии, имеющих право голоса, еще вообще не решили, стоит ли им выходить на избирательные участки. В этом контексте крайний интерес вызывают спекуляции газеты "Блиц" о том, что весной текущего года, согласно неназванным дипломатическим источникам, Сербия может быть включена в "белый список" Шенгена. Об этом же свидетельствует и недавнее не в меру дипломатичное заявление министра иностранных дел Сербии Вука Еремича, сделанное им после встречи с европейским комиссаром правосудия и внутренних дел Франко Фратини. Еремич, в частности, сказал, что "сербские власти и Еврокомиссия в кратчайшие сроки приступят к совместной деятельности с целью полной либерализации визового режима и отмены виз Европейского союза для граждан Сербии".

Эти планы являются частью проводимой ЕС политики благосклонного отношения к перспективе сближения с Сербией, в качестве компенсации за планирующуюся аннексию Косова. "Венцом" этого сближения и призвано стать официальное подписание с ЕС Договора "О стабилизации и присоединении". Министр иностранных дел Сербии Вук Еремич (член коалиционного правительства от Демпартии и бывший советник президента Тадича), посетивший на этой неделе Брюссель, предложил подписать Договор в перерыве между первым и неизбежным вторым туром президентских выборов - 28 января. Он подчеркнул, что "подписание Договора показало бы, что ЕС - не сон, а реальность", и что это крайне важно в ситуации, "когда исход голосования неизвестен, а результат чувствителен к малейшим колебаниям".

Сама Европа официально не выработала единого мнения по этому поводу и варьирует от категорического сопротивления подписанию такого договора с Сербией (Голландия и Бельгия), до ее поддержки (Италия). К лагерю сторонников подписания документы в последнее время присоединилась и Германия.

Выражая взгляды сторонников интеграции Сербии в ЕС, люксембургский министр иностранных дел Жан Асельборн в интервью газете "Хандельсблатт" заявил, что Евросоюз должен 28 января подписать Договор "О стабилизации и присоединении", чтобы завершить миссию по стабилизации региона, поскольку "Сербия должна будет в обозримом времени смириться с потерей своего края Косова". "Сербия должна быть приведена на дорогу, ведущую в Европу", - подчеркнул Асельборн.

То, что подписание Договора 28 января могло бы стать важным козырем в борьбе за президентское кресло, понятно всем. Сопротивление идее "Косово в обмен на обещание членства в ЕС" ярко выражают отчаянные "ястребы" - радикалы и социалисты. Кандидат в президенты Томислав Николич отвергает не только европейское будущее Сербии, но и призывает прекратить сотрудничество с Гаагским трибуналом. В Сочельник он пообещал согражданам, собравшимся для зажжения традиционного для сербов рождественского огня, что обвиняемым Гаагским трибуналом больше не надо будет бояться выдачи. Он также посоветовал задержанным Трибуналом и скрывающимся от него "потерпеть еще не много" - до его победы на выборах. Вряд ли при таком подходе к внешней политике стоит комментировать отношение Николича к таким нюансам как подписание Договора "О стабилизации и присоединении к ЕС", неизменным требованием которого является сотрудничество с Гаагой.

Куда более интересно то, что с сомнением к процедуре подписания Договора подходит коалиционный партнер Демпартии в правительстве - Демократическая партия Сербии (ДПС), во главе которой стоит премьер Сербии Воислав Коштуница. Вице-председатель ДПС Драган Йочич, министр внутренних дел Сербии, заявил газете "Курьер", что его партия изначально не против подписания Договора, если только ЕС не станет посылать в Косово свою миссию без решения СБ ООН. Было бы лучше, чтобы ЕС и вовсе отказался от направления своей миссии в Косово, что дало бы возможность для "нормального подписания и проведения в жизнь Договора "О стабилизации и присоединении", - продолжил Йочич. "Сербия - свободная и суверенная страна, и если ЕС хочет подписать с нами 28 января Договор "О стабилизации и присоединении", он должен уважать суверенитет и территориальную целостность нашей страны". Если ЕС направит свою гражданскую миссию в Косово, то этим он нарушит территориальную целостность Сербии и неизбежно помешает подписанию Договора, резюмировал сербский министр. Эта позиция является последовательным продолжением курса ДПС, подчеркнутого на последнем партийном съезде в октябре 2007 и в резолюции Парламента Сербии, предложенного и проведенного благодаря давлению ДПС.

С другой стороны, согласно заявлению Николы Папка, пресс-атташе другой входящей в правительство партии "Г17+" (ее лидер Младжан Динкич является министром экономики) газете "Курьер", настойчивость Воислава Коштуницы в этом вопросе неизбежно поставит под угрозу дальнейшее существование коалиции. "Я не знаю, что предпримет ДПС, но европейская интеграция - это один из основных принципов, на которых сформировано это правительство. Если кто-либо откажется от этого принципа, то он поставит под вопрос существование правящей коалиции", - предупредил он.

Более дипломатичен был в своем высказывании, сделанном в ходе предвыборного турне в г.Заечаре, президент Сербии Борис Тадич. Согласно информационному агентству "Бета", он указал, что, несмотря на различные подходы внутри правящей коалиции, Сербия должна подписать договор, поскольку таким образом она лучше всего защитит Косово и Метохию. "Если мы не подпишем Договор, то мы оскорбим тех членов Евросоюза, которые поддерживают попытки Сербии сохранить в своем составе Косово и Метохию", - заявил он, выразив уверенность в том, что Сербия сможет защитить Косово дипломатическими средствами, а также укреплением собственной экономики, что станет возможным благодаря подписанию Договора с ЕС. Тадич также повторил, что некоторые политики упорно связывают подписание этого Договора с решением статуса Косова и Метохии, хотя подписываемый документ лишь регулирует торговые взаимоотношения Сербии и ЕС. "Мы же сами настаивали на том, чтобы два этих вопроса рассматривались отдельно", -напомнил кандидат в президенты Сербии. "Я никогда не отрекусь ни от Косова, ни от Европейского будущего Сербии", - резюмировал Тадич.

Игорь Петренков - собственный корреспондент ИА REGNUM в Белграде