В Армении, как заметил на прошедших в парламенте бюджетных слушаниях премьер-министр страны Тигран Саркисян, наблюдается сокращение экономического роста. Впрочем, эта тенденция характерна для мировой, а не отдельно взятой локальной экономики.

В данном случае речь идет о последнем квартале текущего года, а также следующего года в целом. Первые три квартала этого года, несмотря на экономическую активность в 3,2%, развитие экономики Армении по отдельным направлениям показало неплохие результаты. По крайней мере, об этом свидетельствуют официальные статистические данные.

Так, в январе-сентябре 2013 года экспорт из Армении вырос на 10,6% при росте импорта на 2,5%, хотя импорт превышает экспорт почти в 3 раза (экспорт $1,088 млрд, импорт — $3,081 млрд, отрицательное сальдо — почти $2 млрд). Разница в два миллиарда с лихвой компенсирует растущий объем частных трансфертов преимущественно из России (несмотря на тот факт, что в российской экономике ситуация не сильно лучше).

Промышленное производство за отчетный период выросло на 7%, составив немногим менее $2,2 млрд. В его структуре горнорудный сектор вырос на 10,1%, перерабатывающая промышленность — на 8,8%. На 2,2% сократилось производство и распределение электроэнергии, газа и пара. Рост в сфере управления и переработки воды, сточных вод и твердых бытовых отходов составил 7,6%.

С горнорудным сектором все понятно: введением в строй новых мощностей и повышением эффективности производства компенсируется спад мировых цен на металлы, их сырье и иную горную продукцию, что позволяет сфере не только не «падать», но и расти. Рост отмечен почти по всей линейке продукции данной отрасли: конверторная медь и медный концентрат, ферромолибден и концентрат молибдена, а также алюминиевая фольга, которую выпускает российское «РусАл-АрменАл». В основном вся линейка этой продукции идет на экспорт в страны Евросоюза.

Любопытно, что происходит в перерабатывающей промышленности. В 2013-м она порадовала ростом объемов производства сельского хозяйства и, следовательно, ростом экспорта готовой продукции. К примеру, несмотря на неплохую базу, производство табачных изделий (основной экспортный рынок — российский) выросло на 60%, на 36% — фармацевтика (импортозамещение и рынок стран СНГ), ювелирная отрасль показала рост в размере 28,5% (экспорт — страны СНГ). По части напитков: на 35% выросло производство вин (основной рынок — Россия), на 7,4% — коньяка (основной рынок — Россия), производство безалкогольных напитков дало 40%-ный рост (основной рынок — Россия), а рост в производстве натуральных соков чуть не перешагнул рубеж в 20% (основной рынок — Россия). Почти наполовину выросло производство такой, скажем прямо, неплохой экспортной статьи, как стеклотара (основная себестоимость производства упирается в природный газ). В разы растет текстильное производство.

Позитивную картину в сфере промышленности наряду со сферой услуг (рост 2,8%) и торговли (рост 2,1%) портит сфера строительства, с 2009 года демонстрирующая тенденцию к сокращению. За первые три квартала текущего года спад превысил отметку в 9%. Впрочем, в сентябре здесь был отмечен рост на 36,6%, и это внушает надежду на прекращение стагнации в этой сфере.

Что касается влияния макроэкономической среды на благосостояние населения, то косвенно ее можно представить в двух цифрах: инфляция — 5,6%, рост номинальной заработной платы за тот же период — 4%. Почему косвенно? Потому что для определения инфляции используется классический набор потребительских товаров, которым не пользуется большая часть населения Армении, бюджет которой состоит из продуктов питания и оплаты коммунальных услуг. А, как известно, цены на продукты первой необходимости растут активнее цен на мебель, автомобили, авиауслуги и бытовую технику. Следовательно, реальное отставание роста зарплат от роста цен на товары первой необходимости большее, чем вышеприведенные полтора процента. Соответственно, падает и качество жизни населения.

С другой стороны, это соответствует действительности в том случае, когда не рассматривается такой специфический фактор экономики Армении, как внешние частные трансферты. Дело в том, что наряду с нищающим по классическим статистическим канонам населением Армении растет количество клиентов банков и объемы их вкладов. Так, если на конец первого квартала текущего года общие вклады резидентов в коммерческих банках составляли 1 трлн 3 млрд драмов, то на конец третьего квартала этот показатель достиг 1 трлн 87 млрд (разница — почти $200 млн). Причем рост зафиксирован по всем видам вкладов: срочных и до востребования, частных и юрлиц, коммерческих и некоммерческих организаций, драмовых и валютных. Возросло и количество клиентов: с 1,692 млн в марте оно достигло 1,854 млн в августе.

По официальным данным, то есть доступным Центральному банку Армении, объем поступивших в страну в I полугодии 2013 года денежных переводов составил около $942 млн. Преобладающая часть частных трансфертов через банковскую систему на имя физических лиц в некоммерческих целях поступает из России — около 83,5%. Для сравнения, доля трансфертов из США — 5,3%. Это лишь официальные данные, не учитывающие приток валюты в республику в обход банковского сектора. По оценкам экспертов, равный официальному объему трансфертов объем валюты поступает в Армению без учета.

По приблизительным подсчетам, в 2013 году в республику поступит до $4 млрд частных трансфертов, $3 млрд из которых пойдут по покрытие отрицательного торгового баланса, который будет зафиксирован к концу года. Оставшийся же миллиард частично осядет в виде вкладов в банковской системе, а частично он войдет в оборот «теневой» части экономики и путем внешней торговли опять же «смоется» за рубеж.

Рубен Грдзелян