Архангельская область не будет главным плацдармом при освоении Штокмана. И в этом ей повезло: Интервью
Перспективы развития Архангельской области в условиях освоения арктических ресурсов давно определены. О том, как этот потенциал используется сегодня и каким образом Архангельская область сможет пополнить бюджет, используя эти ресурсы, корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с директором Норвежского Баренцева Секретариата в Архангельске Андреем Шалёвым.
ИА REGNUM Новости: В одном из интервью нашему агентству вы говорили, что у Архангельской области огромный потенциал для участия в освоении Арктики. Как на ваш взгляд сегодня используется этот потенциал местными властями и бизнесом? На каком этапе мы сегодня?
Потенциал с точки зрения экономики - это возможность в будущем осуществлять производственно-экономическую деятельность и получать прибыль от производства товаров или услуг. Экономический потенциал региона определяется его ресурсами - производственными, природными, трудовыми, научно-техническими и т. д. Для того, чтобы реализовать потенциал, нужно мобилизовать и заставить работать имеющиеся в распоряжении ресурсы. В преддверии начала хозяйственного освоения Арктики нам для начала следует произвести ревизию ресурсов, которые имеются в нашем распоряжении, определить их качество и разработать меры по их мобилизации. Основные игроки первого этапа Штокмановского проекта определены: "Газпром", "Статойл Гидро" и "Тоталь". Географический плацдарм был ясен уже несколько лет назад - Мурманская область. Сейчас мы находимся накануне очень интересного этапа - это определение доли местных поставщиков в освоении Штокмана. И это, возможно, самый важный этап для северных регионов, от которого зависит, в какой степени разработка шельфовых углеводородов повлияет на региональные бюджеты.
ИА REGNUM Новости: Какие у нас здесь перспективы?
Не секрет, что бюджетные отношения в нашей стране выстроены таким образом, что региональные бюджеты больших доходов от собственно добычи полезных ископаемых не получают. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) почти целиком (а с 1 января будущего года - целиком) зачисляется в федеральный бюджет. Что может получить регион? Во-первых, часть налога на прибыль предприятий, которые будут участвовать в Штокмановском проекте. Во-вторых, налог на доходы физических лиц - рабочих, инженеров, управленцев, которые на этих предприятиях будут работать. От прибыли Газпрома налоговых отчислений не будет - он, как известно, платит налоги в Москве, по месту регистрации. Штокман Девелопмент АГ (ШДАГ) зарегистрирован в Швейцарии. ШДАГ имеет филиалы в Мурманске и Териберке, но не факт, что они будут показывать большую прибыль, а следовательно отчислять налоги в региональную казну. Регион сможет получить налоги от прибыли местных предприятий, которые будут участвовать в проекте в качестве поставщиков, а это - судостроители, транспортные предприятия, порты, строители жилья, дорог, мостов и промышленных объектов, предприятия химической промышленности, связисты и т. п. Кроме того - научные учреждения, метеорологи, гидрографы, экологи и пр. А также - учебные заведения, и не только университетского сектора, но также те, которые готовят квалифицированных рабочих - сварщиков, строителей, дорожников и так далее. В числе тендеров, объявленных ШДАГ можно найти даже археологические разработки.
ИА REGNUM Новости: В последнее в плане участия в освоении арктических ресурсов время много говорится о соперничестве Архангельской области с Мурманской. Является ли соседний регион единственным соперником для нас в этом смысле?
Соревнование за право участвовать в нем в качестве поставщиков будет происходить не только и не столько между Мурманскими и Архангельскими предприятиями, а на неизмеримо более широком поле, где будут бороться за свою долю и российские и зарубежные производители. Каких-либо квот для российских поставщиков в Штокмановском проекте в отличие, например, от Сахалинских разработок, не предусмотрено, а технологически мы сильно отстаем от зарубежных поставщиков, и опыта участия в такого рода тендерах у нас маловато. Но ШДАГ заявляет, что пересмотрел некоторые технические требования, которые облегчают российским предприятиям возможность участия в тендерах. А дальше все будет зависеть от конкурентоспособности наших предприятий. В шельфовых проектах трубы могут производить в Англии, кабель - в Норвегии, суда строить в Корее и так далее. Пока в базе потенциальных поставщиков ШДАГ сегодня всего 17 предприятий из Архангельской области, 16 - из Мурманской. А из Московской области - в пять раз больше. Из Ленинградской области - в четыре раза больше. В некоторых отраслях ни нам, ни Мурманску, вообще ничего "не светит". К примеру, в производстве огромного количества труб. Их будут производить больше десятка подрядчиков, в том числе максимум три из числа российских. А вот кто предложит лучшую логистику, каким путем будут доставляться трубы, допустим, с предприятий "Северстали", кто их будет перевозить, складировать, бетонировать - здесь мы может побороться и за участие и даже за первенство. Даже на завершившемся на прошлой неделе Мурманском экономическом форуме звучала мысль, что порт Экономия - очень удобная площадка для перевалки грузов для Штокмана. В подготовке специалистов мы также можем соперничать и сотрудничать, но скорее даже не с Мурманском, а с Москвой, Петербургом, зарубежными университетами. Здесь есть неплохие возможности и для кооперации. Но главное сегодня - это помочь нашим предприятиям в получении заказов для Штокмана. Для этого существуют Ассоциации поставщиков "Созвездие" в Архангельске и "Мурманшельф" в Мурманске, которые в сотрудничестве с региональными властями и призваны способствовать повышению конкурентоспособности наших предприятий при участии в тендерах ШДАГ.
ИА REGNUM Новости: Участие Архангельской области в освоении арктических ресурсов должно, прежде всего, проявляться в подготовке кадров или в поставке оборудования? Готовы ли мы уже сегодня предлагать свои услуги и в том, и в другом направлении?
Я бы добавил еще и использование Архангельского транспортного узла. Наша критическая точка - это порт, теряющий конкурентоспособность на фоне Балтийских портов или Мурманского. Но создание глубоководного участка вкупе с предстоящим строительством Белкомура эту проблему решает. Если, конечно, удастся найти инвестора. Пока он не найден, федеральная поддержка проекту будет откладываться под различными предлогами. Но это возможно, с учетом предпринимаемых областными властями мерами по созданию благоприятного инвестиционного климата и активной работы администрации с федеральными властями. В подготовке специалистов у нас тоже хорошие техническом шансы, особенно в свете перспективы создания федерального университета. В Архангельском государственном техническом университете и Поморском государственном университете уже много лет работают программы по подготовке специалистов для нефтегазовой промышленности при активном участии главных игроков Штокмановского проекта - "Статойл Гидро" и "Тоталь". Институт нефти и газа АГТУ вот уже более десяти лет готовит инженеров для нефтегазового комплекса, в том числе по самой перспективной специальности - разработка и эксплуатация морских и шельфовых месторождений. Здесь читают лекции ведущие профессора из Норвегии, Франции, а студенты и ученые имеют возможность проходить стажировки в ведущих российских и зарубежных компаниях. В ПГУ давно работает совместная с норвежцами программа по подготовке менеджеров для нефтегазовой промышленности. Северный государственный медицинский университет - единственный на севере России университет, который готовит, в том числе специалистов в области морской медицины, полярной медицины и медицины катастроф.
ИА REGNUM Новости: Выходит, что Архангельская область сможет заработать на Штокмане, но не займет передовых позиций в его освоении?
Выскажу крамольную мысль. Вполне возможно, что Архангельской области в каком-то смысле даже повезло с тем, что не она станет главным плацдармом в освоении Штокмана. Еще раз повторюсь, что регион, мягко говоря, не всегда получает значительные дивиденды от того, что на его территории разворачиваются масштабные проекты по добыче полезных ископаемых. Зато как правило сполна получает все связанные с этим риски: нагрузка на окружающую среду, на транспортную и жилищную инфраструктуру, рост цен, увеличение социальных диспропорций, приток мигрантов и прочие удовольствия. Архангельская область не получит дивидендов от размещения на ее территории связанных со Штокманом производств, но зато и избежит этих рисков. При этом возможности участия в этом проекте для местных предприятий остаются высокими. Может быть, это наш шанс усилить наукоемкую, инновационную часть нашей экономики - судостроение и судоремонт, морской и авиационный транспорт, научные и проектные институты. Таким образом, есть хорошие ресурсы: хорошее геополитическое положение, кадры, производственный потенциал, наука и высшее образование. И есть исторический шанс эти ресурсы использовать на благо региона. Иными словами, мы находимся в нужном месте и в нужное время. Мешает все это использовать все-таки остающееся на низком уровне качество управления и некоторые еще не до конца осмысленные психологические проблемы, присущий нам комплекс провинции, не позволяющий нам в должной мере показывать свои достоинства на федеральном и международном уровнях. Нам нужен грамотным образом организованный маркетинг территории, региона, целью которого является создание положительного имиджа области, притягательность ее для внешнего и внутреннего инвестора. Это наука, которой нам еще предстоит овладеть.
- РФ применит ядерное оружие в случае старта баллистических ракет противника
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Объявлены итоги международного хакатона по искусственному интеллекту
- Украинские СМИ рассказали о планах ВСУ пробиться в Крым — 999-й день СВО
- Россияне установили рекорд по сбору макулатуры