Станислав Тарасов: Эрдоган в Сочи - лучше Россия в руках, чем NABUCCO в небе
Вокруг визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию аналитики выстраивали множество версий. Экс-министр иностранных дел Турции Хикмет Четин связывал сочинский визит главы правительства в основном с проблематикой общекавказского урегулирования, в котором обозначилась активизация деятельности США, ОБСЕ, НАТО.
В целом такое предположение вписывалось в контекст разновекторных политико-дипломатических потоков, которые так или иначе затрагивают интересы Турции и России. Тут и объявленная нормализация отношений с Арменией, и появившиеся сразу проблемы во взаимоотношениях с Азербайджаном по поводу перспектив карабахского урегулирования, то приближающиеся, то отдаляющиеся шансы сохранить российский проект "Голубой поток" и желание не утерять NABUCCO. Такая динамика предполагает особый алгоритм действий, считает известный политолог Карен Микаелян. По его мнению, Анкаре необходимо было прямо на ходу проводить интенсивный анализ быстро меняющейся многомерной ситуации как на Кавказе, так и в Европе, чтобы грамотно, а главное вовремя принимать необходимые решения. Поэтому многие аналитики, рассматривая рабочий визит главы турецкого правительства в Сочи и его переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным, утверждали, что свою завершающую фазу турне Баку - Варшава - Сочи премьер-министр Турции обозначит "новыми инициативами".
Действительно "сочинский эндшпиль" Эрдогана оказался на редкость эффективным. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган основное внимание сосредоточили на вопросах экономического сотрудничества и перспективных совместных проектах в сфере энергетики. Они быстро договорились о продлении соглашения по поставкам российского газа, поскольку Турция проявила желание расширить объемы транзита российского газа по своей территории. Более того, стороны высказали намерение приступить к предметному изучению возможностей строительства газопровода "Голубой поток - 2".
Добавим к этому и удовлетворение сторон объемами и темпами роста двустороннего товарооборота. По итогам 2008 года объем торговли между Россией и Турцией вырос почти на 50%, достигнув 34 млрд. долларов. Теперь поставлена задача выведения российско-турецких отношения на уровень "продвинутого, многопланового партнерства", что предусматривает переход расчетов между двумя странами на национальные валюты - рубль и турецкую лиру. Владимир Путин сообщил и о готовности российских компаний принять участие в строительстве на территории Турции четырех блоков АЭС, а также теплоэлектростанции, для работы которой будут обеспечены дополнительные объемы газа.
Тем не менее, в сочинских переговорах негласно присутствовал серьезный политический контекст. Во-первых, нам представляется не случайным решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева именно в этот момент подписать закон "О ратификации соглашения между правительством Республики Казахстан, правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода". Напомним, что соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода было заключено правительствами России, Казахстана и Туркменистана еще в декабре 2007 года. Но Астана, судя по всему, выжидала. И сделала это только в ситуации мирового кризиса, когда вокруг энергоресурсов государств Средней Азии, как снежный ком, стали нарастать многочисленные политические и геополитические интриги.
Во-вторых, накануне сочинских переговоров в Праге Казахстан, Узбекистан и Туркменистан отказались подписывать декларацию, предусматривающую их участие в лоббируемом США и ЕС проекте NABUCCO.
В-третьих, Турция оказалась в числе "подписантов" NABUCCO. Аналитики связывали это с обещанием Брюсселя в "знак благодарности" возобновить переговоры о членстве Турции в ЕС. Но не успели еще просохнуть "турецкие чернила" на "пражской бумаге", как канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози заявили о том, что "Турция не готова стать полноправным членом Европейского союза".
Это еще один показатель того, как различные политические коалиции, сколачиваемые Брюсселем под крышей виртуальных проектов, разваливаются, так и не успев родиться. Более того, за несколько дней до пражской декларации стало известно, что переговоры между турецкой компанией "Ботас" и Госнефтекомпанией Азербайджана о цене на газ для Турции, закончились безрезультатно.
Баку поставляет свой газ в Турцию с 2007 года через газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Цена экспортируемого им газа была политическая - 80-120 долларов за кубометр, что намного ниже стоимости поставляемых в Турцию российских энергоносителей. Однако с момента начала процесса нормализации турецко-армянских отношений - лета 2007 года - Баку стал требовать пересмотра цен. К тому же Азербайджан решил позиционировать себя в проекте NABUCCO только в качестве страны-транзитера. Что же касается предлагаемого ЕС еще одного проекта газопровода - "Южный коридор" - в обход России, через Турцию в Грецию и Италию, то и в данном случае, как говорится, "вилами на воде писано".
Много надежд в Брюсселе связывали с Туркменистаном, особенно в связи с недавним российско-туркменским газовым конфликтом. Считалось, что даже декларативное присоединение этой страны к соглашению означало бы, что Ашхабад готов предоставить газ для NABUCCO или хотя бы приступить к обсуждению данного вопроса. Не получилось. Примечательно, что не подписала декларацию и Украина, которая заинтересована в осуществлении проекта "Белый поток", который конкурирует с интересами Турции.
Так что в портфеле инициатив премьер-министра Турции осталась только одна карта. Поэтому было принято простое и верное решение: наращивать дальнейшее сотрудничество с Россией, которое не обставляется никакими дополнительными условиями, кроме взаимной выгоды.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье