Краевый бюджет потеряет 50 млрд. рублей: Обзор местных СМИ за 25 марта 2009
Бюджетный край
(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 25.03.2008)
Регион не справится без помощи федерации
Недавно краевое правительство объявило, что казна лишится существенной доли доходной части бюджета. От первоначально запланированных 178 млрд отнимают 50 млрд рублей. Чиновники считают, что это не самый пессимистичный вариант развития. "ВК" разбирается, какие программы будут сокращены и что останется в итоге.
Без драматизма
Премьер правительства края Эдхам Акбулатов считает, что ситуация с выпадающими доходами не столь драматична. Он напомнил, что два-три года назад уровень наполняемости находился как раз на нынешней отметке - 120-130 млрд рублей. По его словам, урезание не означает полного отказа от некоторых программ - они просто отложены на более поздний период.
Однако пока полной картины, какие расходы исчезнут, а какие сохранятся, нет. Существуют лишь договоренности между правительством и Заксобранием края о наиболее приоритетных направлениях. Ожидается, что конкретика появится в апреле, когда и будут определены основные статьи расходов. Пока же известно лишь о том, что несколько инвестиционных проектов в крае могут быть реализованы не в срок. Наибольшие проблемы испытывает строительная отрасль. Недавно министр строительства и архитектуры региона Николай Глушков объявил, что реализация проектов строительства новых крупных объектов будет заморожена.
По его словам, в крае действует негласная договоренность - не задействовать средства краевой адресно-инвестиционной программы. Правда, пока опять же ничего конкретного. Даже социально ориентированные проекты пока находятся под вопросом - районные больницы, оздоровительные центры и т. д. Что точно профинансируется, так это Ледовый дворец, кардиологический центр и центр экстремальных видов спорта. При этом недавно правительство РФ заявило, что не намерено сокращать вложения в строительную отрасль. Как сказал глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин, власти приняли решение отказаться от уменьшения финансирования на восемь млрд рублей федеральной программы "Жилье". Средства будут найдены за счет перераспределения других строчек в бюджете.
- Это позволяет нам продолжить работы в рамках этой программы в полном объеме, в том числе в части приобретения готового жилья для военнослужащих, молодых семей (только на последнее направление в этом году из федерального бюджета выделено 4,7 миллиарда рублей), предоставления субсидий региональным бюджетам на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки. В 2009 году такие субсидии в объеме 3,5 миллиарда рублей будут предоставлены 22 субъектам Федерации, - отметил Басаргин.
Избавиться от неэффективного
Корректировке наверняка подвергнутся и неэффективные краевые целевые программы. Министр регионального развития региона Алексей Иванов, например, считает, что в трех из 25 действующих программ обнаружены серьезные недостатки. Речь идет о программе в сфере ЖКХ, в сфере социальной защиты населения и в сфере спортивно-оздоровительных мероприятий. Пока никто не говорит о сокращении финансирования, и тем не менее ужесточение требований к качеству исполнения этих направлений уже очевидно. Так же очевидно, как и сокращение финансирования, если что-то пойдет не так.
Напомним, реализация отраслевой программы в сфере ЖКХ выполнена только на 91,2% из-за низкого качества освоения денег. Лишь на 45% освоены деньги на проведение санитарно-экологических мероприятий по очистке воды в зоне влияния железногорского горно-химического комбината. Что касается обеспечения жильем ветеранов, то до сих пор так и не известно, кто же из 450 претендентов реально нуждается в улучшении жилищных условий. Более серьезные упущения в развитии физкультурно-оздоровительных объектов. Большая часть стадионов и спортплощадок с самого начала не подходили под требуемые параметры. В итоге само качество этих сооружений оказалось крайне низким. В этой же программе зафиксирован самый большой процент неосвоения финансовых средств.
Господушка
Даже несмотря на тотальное сокращение расходов на краевом уровне, региональной казне не справиться в одиночку. Это подтвердил и министр финансов края Михаил Котюков. По его словам, регион планирует брать госкредиты для компенсации выпадающих доходов. Предварительная договоренность с Москвой на этот счет уже имеется.
Отметим, кредиты будут выдаваться на возвратной основе. Предположительно, регионы смогут возвращать долги в течение трех лет. Правда, конкретные суммы, которые могут быть выданы Красноярскому краю, пока уточняются. Конкретные поправки к бюджету РФ будут приняты не ранее мая.
Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко:
- Краевой бюджет был составлен на основании прогнозов, которые предъявляло правительство РФ. Мы не могли менять параметры региональной казны, пока не дождемся изменений на федеральном уровне. Однако уже в конце года было очевидно, что ряд прогнозных оценок будет скорректирован из-за кризиса. Потому правительство и Заксобрание края начали принимать меры заранее.
Мы понимали, что придется сокращать расходы. Одна из причин - цена на цветные металлы - оказалась практически в два раза ниже прогнозных величин. Когда стало понятно, что высвобождение рабочей силы неизбежно, мы знали, что налоги на доходы физических лиц также будут меньше. А это вторая по объему строчка бюджета. Конечно, сокращение доходов - тревожный факт, и это, безусловно, потеря тех темпов, которые край начал набирать. Однако напомню, что консолидированный бюджет всего лишь 2007 году переступил планку в 100 млрд рублей. Да, мы откатываемся назад, но это не катастрофа.
Между исполнительной и законодательной властью существует предварительная общая договоренность, что мы не должны допустить сокращения заработной платы в бюджетном секторе. Также в 100%-м объеме должны быть профинансированы все социальные обязательства: льготы, которые были предоставлены в денежной или натуральной форме. И третья неприкосновенная строчка - все, что касается жизнеобеспечения.
Остальное, к сожалению, мы вынуждены будем сокращать. Я считаю, что мы должны постараться максимально сохранить объемы дорожного строительства. Это очень важно, ведь дороги - это решение социальных проблем, качества жизни и сохранение рабочих мест. Безусловно, все, что касается строительства жилья для ветеранов войны, жилья взамен ветхого, капитального ремонта, должно быть сохранено. Федерация, кстати, пока поддерживает нас в этом вопросе и не собирается сокращать расходы. Работа в этих отраслях способствует занятости многих смежных организаций и в целом усиливает внутренний спрос на рынке.
На мой взгляд, очень важно, чтобы конкретные отраслевые предложения правительства были наложены на территориальную развертку. Во всех районах края должны быть точки роста. Особенное беспокойство у меня вызывает Красноярск, Норильск и Ачинск. Эти города наиболее тесно связаны с промышленным производством и, как следствие, более уязвимы в кризисной ситуации.
Вперед и с плесенью
(Маргарита Баранова, "МК в Красноярске", 25.03.2009)
Надежду краевых сердечников в грибу видали
Информация о том, что стены недостроенного кардиоцентра поражены грибком, вызвала шок. Сдача объекта снова отодвигается на неопределенный срок. Микологи, взявшие пробы, пока не знают, что за грибы "расцвели" на стенах высокотехнологичной лечебницы и чем эту болезнь врачевать. Управленцы крайздрава уверены: это не их проблема.
Коротко отследим рождение сердечной клиники по официальным данным Минздрава края (бывшего агентства), которые по сей день висят на сайте регионального правительства.
"Ввод в эксплуатацию центра ожидается не позднее I квартала 2007 года", - торжествует один из первых пресс-релизов, когда клиника была только идеей. (Строительство нулевого цикла было начато лишь в июле 2007-го.)
Июль 2008-го: "Ввод объекта в эксплуатацию планируется на 4 квартал 2008 г.". Октябрь 2008-го: "Проблем с доставкой, хранением и сборкой модулей нет. Напомним, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии планируется ввести в эксплуатацию в 2009 году". (В ноябре 2008-го стало известно: 12 модулей утонули при перевозке, без них здание не сложить.)
12 марта 2009-го: "Завершен монтаж всех модульных блоков, составляющих структуру будущего федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. Последним этапом монтажных работ... является сборка помещения конференц-зала, расположенного на последнем этаже центральной части здания... Завершение намечено на III квартал 2009 г.". Последнее сообщение появилось, когда в министерстве уже знали: стены недостроенной клиники покрыты плесенью! Природа ее неизвестна, как и судьба объекта. Во всяком случае, 18 марта замминистра Егор Корчагин, на вопрос, когда обнаружен грибок, ответил: "Дней десять назад".
23 марта директор Санкт-Петербургского НИИ медицинской микологии (специалисты которого взяли пробы грибка) Наталья Васильева прокомментировала "МК": "Главная задача - выяснить, какой это вид грибов, патогенные они или нет. От этого будут зависеть выводы о степени риска для пациентов и наши рекомендации. Патогенные грибы могут вызвать заболевания: аллергию или микоз. В операционных не должно быть ни одной споры".
По словам директора, вид не определишь даже под микроскопом - только путем генетической диагностики (посева). Предварительные результаты будут готовы к концу марта. А замминистра (хирург) Корчагин, не дрогнув лицом, уже заявил: "Однозначно: необходимости в разборке здания не будет. Пессимистичный прогноз - придется демонтировать часть гипсокартонных плит, обрабатывать соответствующими растворами и закрывать новыми, абсолютно целыми листами". То есть всего-то - сменить штукатурку!
Во время строительства чиновники здравоохранения усиленно хлопотали о переводе клиники под юрисдикцию края. Но сейчас, на вопрос о том, что по проекту должно располагаться в зараженных плесенью помещениях, пожимают плечами: не знают! Г-н Корчагин считает, что "край выполнил все обязательства по строительству федерального объекта".
Эту позицию яростно защищает и председатель комитета по здравоохранению, спорту и туризму Законодательного собрания края Сергей Натаров. Но вот что интересно. К концу программы "Итоги" (телеканал "Афонтово"), куда "адвокат" Натаров был приглашен, больше 80 процентов зрителей интерактивно проголосовали: виновата в бардаке с кардиоцентром исполнительная власть края. Стоит ли удивляться тотальной недоверчивости наших граждан, если суммировать лживый официоз про нацпроект "Здоровье" за несколько лет? Зададимся еще вопросом: так ли уж неподконтрольны местной власти социально значимые проекты?
Едва они появились, при губернаторе был создан Совет по их реализации, а в администрации - целое управление. Сведения о Совете - пресмешные. К примеру, последнее заседание, если верить Интернет-порталу правительства края (а как не верить? он официальный), состоялось 22 апреля 2008 года и было посвящено семейной политике. Значит ли это, что к именинам Ильича все проекты реализовали, и "пионерам" оставалось пожать друг другу руки?..
Заглянем в состав Совета: в нем значатся не только покинувшие край Лев Кузнецов, Александр Новак, но и оставивший бренную землю Анатолий Тубольцев. Вера Оськина фигурирует как депутат ГД РФ (перестала быть таковой в 2007-м), Виктор Зубарев - как краевой парламентарий (в Госдуме - с декабря 2007-го). Заметьте: это список людей, курирующих нацпроекты! Информация о кураторах затянута плесенью не меньше, чем стены недостроенного кардиоцентра. Еще хуже, кажется, обстоят дела с управлением приоритетных национальных и краевых проектов, существующим два года. С трудом отыскали телефон этого органа, но не нашли его на портале (чтобы ознакомиться с функциями). "Потыкаться надо", - посоветовала милая барышня-клерк. И даже сама потыкалась. Но вскоре бросила это гиблое дело...
На территории России запущено 14 проектов строительства федеральных центров высоких медицинских технологий. В 2008-м введена в эксплуатацию "сердечная" клиника в Пензе. 5 марта подписан акт приемки окончания строительства в Астрахани. В Челябинске (там, кстати, тоже подрядчики топили модули) клиника смонтирована. К 1 июля, сообщили в областной администрации, будут закончены отделочные работы, монтаж оборудования, приступят к лицензированию и строительству жилья для персонала. Курирует нацпроект губернатор. Один из его советников живет на стройке.
Такси-оборотень
(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 25.03.2009)
После смерти пассажирки директор фирмы решил спрятаться за новым названием
В позапрошлом году в Красноярске произошло ДТП. Двадцатипятилетняя пассажирка такси и пьяный водитель не выжили в лобовом столкновении с КамАЗом. С тех пор владелец легкового авто и фирмы "Семь пятниц" всячески открещивается от этого дела. Он даже переименовал свою компанию в "Скороход" а затем и вовсе назвался "Экспертом", хотя подход к извозу остался прежним. "ВК" разбирается, как и кому приходится платить за такую "скорость".
Игра в прятки
На первый взгляд совершенно понятный случай. Очевидно, что водитель "Волги" с содержанием алкоголя в крови один промилле, вылетевший на встречную полосу в лоб грузовику, виноват. Но с него уже не спросишь за смерть двадцатипятилетней пассажирки Валентины Покус. И все-таки возникает закономерный вопрос: каким образом такого "пилота" выпустили на маршрут? Поговорить с владельцем компании "Эксперт" (ранее называвшейся "Семь пятниц" и "Скороход") Сергеем Хомчиком "ВК" так и не удалось. Его постоянно нет на рабочем месте, мобильный телефон отключен. К слову, подобная игра в молчанку продолжается уже на протяжении нескольких месяцев. Более того, Хомчик вступил в режим полной конспирации, когда узнал, что отец погибшей Валентины решил добиться от него возмещения морального вреда. Теперь он не просто молчит, но и скрывается. Все повестки из Федерального суда Октябрьского района Красноярска, направленные Хомчику, возвращались. Представитель истца Виктория Петрова рассказывает, что запрос в адресное бюро показал - глава "Эксперта" живет в другом районе. Позже выяснилось, что этого адреса вовсе не существует в природе. Как пояснил сам ответчик в самом начале судебных разбирательств (тогда он иногда выходил на связь по телефону), его обманула женщина, которой он поверил: записала в паспорт несуществующую прописку. Однако если это на самом деле так, выходит, все его фирмы - липовые конторы и не имеют права на существование. Даже несмотря на то что дело было передано в суд по фактическому проживанию истца, добиться его выхода в свет не удалось.
Представитель Хомчика объяснял такую нелюдимость непричастностью к разбившемуся автомобилю. Дескать, машину он передал безвозмездно своей же компании "Семь пятниц", и ответственность должен нести его погибший сотрудник. Или компания. Стоит учесть, что на тот момент "Семи пятниц" уже не существовало. Но представитель продолжал твердить, что его подопечный просто физическое лицо и не может нести ответственности за действия своей (!) компании и тем более ее сотрудников.
И все это несмотря на то, что Хомчик официально числился директором в такси "Семь пятниц" и являлся учредителем фирмы. Он предпочитает не признавать прав на разбитый автомобиль.
Это довольно выгодная с точки зрения закона позиция. Если ты не хозяин машины и босс несуществующей уже компании, значит, и вправду не имеешь никакого отношения к происходящему.
Компания действительно должна была бы соблюсти целый ряд норм и правил - проверить своих сотрудников на содержание алкоголя, исправность машины и в конце концов нести ответственность за все происходящее, как собственник средства повышенной опасности. Но если ничего и никого уже нет, значит, и отвечать некому.
Заметая следы
В итоге реальное местожительство Хомчика таки нашли. Оказалось, что он снимает квартиру в Свердловском районе. Туда и было передано дело. "Семь пятниц" привлекли в качестве соответчика наравне с Хомчиком. В итоге с компании взыскали - 400 тысяч рублей. Казалось бы, дело завершилось. Нет. Когда судебные приставы поехали арестовывать имущество в компанию, выяснилось, что по юридическому адресу также никто не знает ни о Хомчике, ни о такси. Не правда ли похоже на вышеописанные трюки с квартирой и пропиской? На банковском счету у фирмы не оказалось ни копейки.
Получается, что решение суда было заведомо неисполнимым? Однако секрет компании-призрака раскрылся довольно быстро. Выяснилось, что Хомчик с товарищем Таранцевым основали некое ООО "Сигинвест", которое и продолжало заниматься извозом. Правда, директором на этот раз был избран сотоварищ. Хомчик, наученный горьким опытом, предпочел уйти в тень и стать просто соучредителем, дабы ни за кого не отвечать. Однако Петрова рассказала "ВК", что фактически руководителем остается Хомчик. Это подтверждается и нашими звонками в компанию. Как нам сказали в отделе заказов такси, "руководства на месте нет", подразумевая как раз того самого Хомчика. Вероятно, для того чтобы еще больше замести следы, ООО "Сигинвест" действует под новым брендом - такси "Эксперт".
Интересно, что бывшие "пятничные" автомобили такси базируются как раз в том же месте, что и изначальная фирма, - на Аэровокзальной, 19. Да и водители подтверждают - у них все тот же босс.
К слову, как удалось выяснить "ВК", у нынешнего соучредителя-директора в собственности находится около десятка машин - легковушек и "Газелей". И кто знает, сколько из них в данный момент колесит по городу и кто находится за рулем? Хотя, что бы ни случилось, думается, у Хомчика есть проверенный план отступления - "машина и компания не мои". За все отвечает водитель. Но что же получается - виноват всегда таксист, нарушивший ПДД? Но ведь если бы в компании "Семь пятниц" или "Эксперт" был налажен соответствующий контроль за трудовой дисциплиной, трагедии можно было избежать. Но "мелочи" в виде правил охраны труда прибыли не приносят.
Кто в ответе за пассажира?
Все вышеописанное - лишь частный случай. Возможности для манипулирования с названиями и перерегистрацией фирм-однодневок уже давно используются не только "терпящими бедствие" предпринимателями, но и обыкновенными мошенниками. Однако мы решили выяснить, кто же все-таки в ответе за пассажиров. По закону фирма-такси вроде бы несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Вот, например, в обыкновенной "маршрутке" ни у кого бы не возникало вопросов, кто виноват. Есть автобус, есть фирма с лицензией, директор, водитель. Как сообщили "ВК" в Управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, перевозка пассажиров легковыми авто не относится к лицензируемым видам деятельности.
Хотя, в принципе, такая постановка вопроса ни в коей мере не освобождает таксистов от уголовной ответственности. Тем не менее в случае чего вариантов для маневров у них остается гораздо больше.
Собственно, даже лицензируемые "маршрутники" носятся по улицам города, что уж говорить о простых "бомбилах"? Для того чтобы заняться частным извозом, не нужно даже шашечек. Хочешь проехать с ветерком - плати и садись. Вот только в следующий раз внимательно посмотрите и задумайтесь, стоит ли отдавать свои деньги за собственную жизнь и здоровье.
Автобусные маршруты могут вновь перекроить
("МК в Красноярске, 25.03.2009)
Постановление "Об утверждении маршрутной сети города Красноярска" частично не соответствует законодательству. К такому выводу пришла антимонопольная служба, рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения закона "О защите конкуренции".
УФАС установило, что при введении в действие новой автобусной сети города нарушен порядок открытия, закрытия и изменения маршрутов, что может привести к ограничению конкуренции на рынке пассажирских услуг.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что часть прежних маршрутов включена в новую сеть с изменением нумерации, часть преобразована или сохранена в неизменном виде. Остальные не включены в маршрутную сеть якобы в связи с невостребованностью населением. Население, помнится, никто особо не спрашивал. Более того, люди даже устраивали стихийные митинги против новой схемы.
"Идет передел в пользу муниципальных транспортных предприятий, причем - в пользу убыточных предприятий", - отмечает замруководителя УФАС Евгений Лужбин.
Противоречащим законодательству признано не все постановление о новой автобусной сети, а лишь часть, касающаяся открытия и закрытия маршрутов. Однако это основная часть, отмена которой, по сути, означает возврат к прежней схеме.
Следует отметить, что немедленной перекройки сети на старый лад не случится. Решение УФАС наверняка будет обжаловано в арбитражном суде, а на разбирательства могут уйти месяцы, а то и годы.
Жертвы большого Города
(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 25.03.2009)
КрасноярсКая мэрия надеется на лучшее
На прошлой неделе депутаты горсовета Красноярска согласились с мэрией увеличить доходную часть бюджета на 117 млн рублей. Однако, несмотря на позитивную корректировку, городская казна все-таки недосчитается нескольких миллиардов рублей. "ВК" разбирается, какие программы пострадают в первую очередь.
непредсказуемые прогнозы
Отметим, это первая столь крупная корректировка бюджета в этом году. Предложение об увеличении доходной части было срочным по одной причине - торопит Федерация. Механизм прост - на местном уровне проводятся изменения, и город получает средства из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Напомним, изначально из этого источника планировалось получить чуть более миллиарда рублей (всего на Красноярский край выделялось более 2,5 млрд рублей). Однако задержка с предоставлением соответствующих документов в муниципалитетах региона не позволила краю претендовать на полную квоту. В министерстве ЖКХ региона решили обойтись силами одного лишь Красноярска. Краевой центр - единственное сдавшее все бумаги в срок муниципальное образование. Теперь мы ожидаем получить от Москвы 1,22 млрд рублей.
Начальник департамента городского хозяйства мэрии Красноярска Виктор Ящук считает, что эти средства позволят отремонтировать в этом году около 500 жилых домов. Крыши, подвалы, лифты, фасады и установка приборов учета. Глава департамента пояснил, что работы будут проводиться только на тех объектах, где это требуется.
В прошлом году, кстати, на эти цели также было направлено около миллиарда рублей федеральных средств. Правда, отремонтировали тогда больше - 850 домов. Хотя к каждому жилищу подходили выборочно - в одном крышу новую сделают, в другом - фасад. На этот раз к каждому подойдут комплексно и охватят все от и до. Выйдет это, естественно, дороже, потому и количество домов меньше.
Потерянная треть
Однако отремонтированные дома - это практически единственный позитив городского бюджета. Как призналась на прошлой неделе начальник департамента финансов Красноярска Галина Фазлеева, в худшем случае казна может недополучить около 7,5 млрд рублей из планировавшихся ранее доходов. Она прямо сказала, что прогноз неблагоприятен - даже при оптимистичном сценарии выпадающие доходы составят около 5,5 млрд рублей. Напомним, изначально в бюджете планировались доходы в размере 25,9 млрд рублей. Несложно подсчитать, что в этом году мэрия потеряет около трети бюджета.
Фазлеева подчеркнула, что ожидаемый секвестр бюджета приведет к сокращению капитальных расходов. При этом она отметила, что важные расходы, к коим относятся всевозможные социальные программы, урезаться не будут.
- Мы не будем оптимизировать строительство социального жилья, четырех детсадов, детской поликлиники в Солнечном, программу подготовки к зиме. Оптимизация расходов не будет огульной. Наиболее важные расходы, которые могут повлечь серьезные последствия для города, урезаться не будут, - заверила Фазлеева.
Правда, она тут же оговорилась, что конкретика пока определяется и о ней будет известно позже. Что точно попадет под сокращение, так это фонд оплаты труда самих сотрудников мэрии, расходы на сотовую связь, командировки и имиджевые продукты, такие как выпуск брошюры "Народный бюджет". Очевидно, что точно спрогнозировать, насколько и какие программы "похудеют", департамент финансов Красноярска пока не может. На недавней комиссии по городскому хозяйству представители ведомства так и не смогли точно ответить, насколько упали поступления в бюджет по отношению к ранее утвержденным цифрам.
Однако, судя по прошлым заявлениям чиновников городской администрации, под сокращение попадет строчка по ремонту внутриквартальных дорог Красноярска. Как недавно отмечал Ящук, причина все та же - существенное сокращение доходов казны Красноярска. Кроме того, дорожники вынуждены будут отказаться от завершения ремонта проспекта Красноярский рабочий. По предварительной информации, в четыре раза снизятся темпы финансирования дорожной текучки - так называемого ямочного ремонта. Отметим, в прошлом году на эти цели было выделено около 280 млн рублей. По первоначальной версии - в этом году выделялось около двух мдрд рублей. Осталось 75 млн. Оптимистичные прогнозы чиновников позволяли отремонтировать 30 километров дорог в городе. Однако, по словам Ящука, сегодня рассматривается вариант сокращения этого показателя в три раза. Правда, чиновник заверил, что все начатое закончат в любом случае. Ожидается, что в план точно попадут пешеходный переход на Матросова, реконструкция улиц Шахтеров, Белинского, Водопьянова, Игарская, проспекта Авиаторов и пешеходного перехода на Свободном. Капитальный ремонт будет завершен на улицах Мичурина, Павлова, Борисевича, Калинина, Ястынская и подходах к Октябрьскому мосту.
Деньги на "базис"
(Владимир Сергеев, "МК в Красноярске", 25.03.2009)
Во время визита в Канск Александр Хлопонин пообещал предприятиям города и края государственную поддержку
Если верить востоковедам, слово "кризис" записывается двумя иероглифами, один из которых означает "опасность", а другой "возможность". Побывав на предприятиях "восточного форпоста" Красноярья глава региона заверил, что и в условиях экономической нестабильности они получат от краевой власти дополнительные заказы, а рабочие места будут сохранены.
- Несмотря на то, что бюджет края в этом году уменьшился на 51 миллиард рублей, такие важнейшие статьи, как зарплата или развитие социальной сферы, будь то строительство дорог, детских садов или больниц, сокращены не будут, - заявил губернатор. В Канске, население которого насчитывает 97,3 тысячи человек, расположены предприятия деревообрабатывающей, строительной, микробиологической, фармацевтической, пищевой промышленности. Но, как пояснили "МК" в мэрии, многие из них переживают не лучшие времена. На таких объектах как "Биоэтанол", пивзавод "Канский", табачная фабрика и других введено конкурсное или арбитражное управление.
Первым пунктом визита губернатора значился завод легких металлоконструкций "Маяк", где, как выразился Хлопонин, сегодня сокращают административные издержки, а не персонал. "Мы ценим усилия руководства предприятия, гасящего налоги и долги по зарплате в условиях неплатежей, - сказал глава региона. - И постараемся выручить коллектив заказами - к примеру, на две тысячи тонн металлоконструкций для строящейся Сосновоборской ТЭЦ, и участием в сооружении ЛЭП на Богучанской ГЭС".
Как объяснил директор "Маяка" Сергей Тищенко, это вполне современное предприятие, способное выполнять заказы самого разного уровня. "Наша продукция использовалась при строительстве железнодорожного вокзала в краевом центре, торгово-развлекательного комплекса "Планета", производственных корпусов "Полюса" и Саянского алюминиевого завода..." - перечислил руководитель.
Проблемы у канцев возникли в начале года, когда подразделения "РусАла" не рассчитались за поставленные в адрес Тайшетского алюминиевого завода металлоконструкции, задолжав предприятию порядка 21 миллиона рублей, что вызвало задержки зарплаты (долги по ней составляют сегодня около половины этой суммы). - Финансирование проекта прекращено, строительство приостановлено, - пояснил губернатор, - "РусАл" тоже в сложной ситуации, но в период кризиса мы обязаны выручать друг друга.
Корреспондент "МК" поинтересовался, как выживают в этих условиях заводчане и верят ли они обещаниям власти? "Трудимся над изготовлением опор для нефтепровода с Ванкорского месторождения, - рассказал оператор газорезательной машины Юрий Васильев, - на заводе их еще называют "шкарлупками". Но объем заказа относительно невелик и что будет с нами завтра, не знаем. Главное - не останавливать завод".
Как сообщил рабочий, весь прошлый год коллектив трудился стабильно, и сам Васильев взял кредит на приобретение автомобиля, а сегодня банк требует выплаты процентов. Жена Юрия работает воспитателем, зарплата небольшая, двое детей в семье. Выручает дача, где выращивают и заготавливают на зиму картофель, капусту...
Между тем губернатор побывал и в городском центре занятости, где на его вопрос: "Кем хотите устроиться?", 19-летняя Аня, стесняясь, ответила: "Продавцом". Юная безработная сообщила, что ее недавно сократили, и теперь она ищет место в торговле. По данным центра, куда в прошлом году обратились более восьми тысяч человек, 68,4 % из них - женщины. Это на 5,9 % выше, чем в среднем по краю. - Только на "Биоэтаноле" уволили 371 человека, - рассказала инспектор Ольга Антонова. - На профессиональное обучение и переобучение направлено 176 человек, собственное дело решили открыть десять, на работу вахтовым методом в 2008 году трудоустроены 80. Сегодня у нас насчитывается около 500 вакансий по Канску и району и более 500 вакансий на работу вахтовым методом, 77 % из которых - рабочие специальности.
Малый и средний бизнес Канска, насчитывающий 200 предприятий и две тысячи предпринимателей, по словам главы города Андрея Сидельникова, также является одним из основных элементов социальной стабильности. По итогам социально-экономического развития муниципальных образований, в прошлом году Канск занял 11 место среди 62 муниципальных образований региона. По краевой целевой программе "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления" в 2008 году власти Канска получили 55,6 миллиона рублей дополнительных субсидий, 49,8 из них потрачены на развитие и модернизацию дорожно-уличной сети.
И не случайно следующим пунктом программы визита губернатора стала строящаяся городская тепломагистраль. "Запуск ее в эксплуатацию, - рассказал Сидельников, - позволит закрыть затратную для бюджета мазутную котельную в микрорайоне Солнечный". Готовность объекта, по данным мэрии, составляет 93,7 %. В этом году на окончание работ планируется выделить более ста миллионов рублей. "Все объекты соцкультбыта в Канске, находящиеся в высокой степени готовности, будут завершены" - заверил глава города.
Мертвые души Памятников
(Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск", 25.03.2009)
Десятки уничтоженных архитектурных объектов до сих пор числятся на балансе
В этом году вступает в силу 160-й ФЗ, согласно которому Федеральная служба Росохранкультура наделяется полномочиями по подготовке и утверждению Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В ближайшее время документ будет согласован со всеми заинтересованными ведомствами и зарегистрирован Минюстом. И вот тут-то на свет всплывут десятки памятников, разрушенных или радикально видоизмененных за последние 15-20 лет. Но до сих пор почему-то не исключенных из охранного списка объектов истории и культуры.
Провалы в памяти
Депутат Госдумы Валерий Зубов на прошедшем недавно Сибирском музейном форуме ошарашил собравшихся, заявив о гордости Красноярска - железнодорожном мосте, включенном в предварительный список памятников ЮНЕСКО. Обознался Валерий Михайлович - мостпамятник был демонтирован еще несколько лет назад. Несмотря на многочисленные дебаты и обсуждения в обществе и публикации и телесюжеты в СМИ. Каких только фантастических идей тогда не выдвигали по его сохранению - вплоть до переноса моста на воздушных шарах!
- В итоге все свелось к пустым разговорам, - с горечью говорит заместитель руководителя Средне-Сибирского территориального управления Росохранкультуры Александр Лавров. - Вроде бы к решению проблемы были привлечены многие. Но никто ею на деле не занимался - не сделал проект сохранения моста, не профинансировал его. Единственная, у кого на это были средства, - железная дорога. Но она как раз была категорически не заинтересована в сохранении моста. Оценку его износа проводил институт Сибжелдорпроект из Новосибирска и явно стал на защиту ведомственного мундира. Вопрос не к железнодорожникам - к власти: ведь всего-то и нужно было, чтоб в принудительном порядке заставить собственника принять меры по сохранению объекта! Как минимум парадоксально, что в то самое время, когда мост уже демонтировали, по инициативе администрации края был решен вопрос о включении его в предварительный список объектов всемирного наследия.
Мост, построенный инженером Кнорре, получивший медаль на Всемирной Парижской выставке 1900 года, как известно, просто распилили на металлолом. Но при этом никто не удосужился изъять его из списков объектов культурного наследия. Как до сих пор там числится и еще одна "мертвая душа" - здание железнодорожного вокзала в Красноярске. Решение о его сносе было принято невзирая на заключение того же института Сибжелдорпроект о степени износа памятника на уровне 38 процентов. Повреждения не критические. Но будь они даже масштабнее - памятник по определению нельзя сносить. Почему-то никто не сносит римские руины с гораздо большим процентом разрушений. Стоят себе в центре Рима, привлекая туристов со всего мира. В свете заявлений о направленности нынешней государственной стратегии в сторону развития в крае познавательного туризма этот вопрос уже не сбросишь со счетов.
Примеры с разрушением железнодорожных объектов - пожалуй, самые вопиющие в Красноярском крае. Но, увы, не единственные. Как рассказала руководитель Средне-Сибирского территориального управления Росохранкультуры Валентина Старокожева, уничтожены амбар усадьбы Лапшина и Гостиный двор в Енисейске (последний - памятник федерального значения XVIII века), деревянное здание на Перенсона, 31 (угол улиц Ленина и Перенсона). Так до сих пор и не ясно, насколько законными были действия строительной компании "Сибстоун" и что и когда появится теперь на этом месте. Чуть не снесли здание железнодорожного вокзала в Уяре, после неграмотной реставрации потерял свой изначальный облик Спасский собор в Канске. И это лишь немногое из того, что вскоре всплывет после повсеместного уточнения списков объектов культурного наследия.
Без гордости за свою культуру
Для чего нужен единый реестр? Во-первых, для большей упорядоченности в сфере охраны культурного наследия. Но проблема еще и в том, что выявлением памятников культуры и включением их в списки объектов, охраняемых государством, последние 15 лет никто как следует не занимался - и не только в крае. Как пояснил Александр Лавров, практически 90 процентов памятников Красноярского края получили свой статус еще в 1980, 1986 и 1990 годах, когда были приняты соответствующие решения крайисполкома. Более-менее планомерно продолжалась работа только по выявлению и паспортизации археологических объектов. Кстати, к слову о важности человеческого фактора. Значительную работу в выявлении и паспортизации культурных объектов проделала доцент инженерно-строительного института Юлия Израилевна Гринберг. Именно она некогда организовала в Красноярске лабораторию, которая этим занималась. Но после ее отъезда из России эстафету, к сожалению, никто не подхватил. Паспортизация памятников в крае возобновилась только в 2008 году, и то в незначительном масштабе. И тратятся на нее сотни тысяч рублей, в то время как, по утверждению специалистов, необходимы десятки миллионов.
Увы, после ревизии некоторые объекты навсегда будут исключены из числа памятников культурного наследия (как уже упомянутый мост). Но сейчас появилась возможность не только избавиться от всех "мертвых душ", но и пополнить реестр новыми памятниками. Что, пожалуй, еще важнее - для каждой территории.
- Любая цивилизованная страна бьется за то, чтобы у нее, как медалей на груди, было как можно больше объектов культурного наследия, - говорит Александр Лавров. - Культурное наследие предков - предмет национальной гордости народа. И если, скажем, в маленькой Шотландии десятки тысяч памятников, то в гигантской России должны быть миллионы. А у нас их всего 80 тысяч, и то вместе с археологией. Из них 25 тысяч - здания-памятники. Это только верхушка айсберга! Значительно большая часть памятников не выявлена и, соответственно, не охраняется. Понятно, что памятник памятнику рознь, в зависимости от места его расположения. Если какой-нибудь невзрачный "Дом, в котором..." - не ценность для Петербурга или Парижа, то в Ачинске или в Минусинске в иерархии культурно-исторических ценностей жителей этих городов такой домик - центр их малой родины. Часто слышу вопрос: а нужно ли сохранять гнилые деревяшки в центре Красноярска? Не просто нужно - необходимо! Это своеобразие, отличающее нас от других стран, элемент самоидентификации этноса.
Как отметили в управлении Росохранкультуры, ничто не мешает включить подобные "малые" здания в список объектов муниципального или местного значения, закон это позволяет. И чем больше будет сохранено памятников, каких-то следов истории, тем лучше для общества. Распространенное в нем сегодня отсутствие u1078 желания гордиться историей своей страны, ценить место, в котором живешь, не может не настораживать. Власти, пренебрегающей заботой о сохранении культурных ценностей, не стоит потом сетовать на атрофированность нравственных тормозов у народа. Какое поколение может вырасти в условиях, где высотки нагло возвышаются над храмами, где самолеты, вопреки правилам архитектуры, "врезаются" в исторические задания - в условиях, где попирается достояние нации?
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Медведев назвал этнические анклавы потенциальными рассадниками экстремизма
- Первый полёт истребителя шестого поколения засняли на видео