Возможно, смерть саудовского журналиста Джамала Хашогги не была напрасной. Жестокость, продемонстрированная наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом должна положить конец дальнейшему обсуждению темы, связанной с созданием «арабского НАТО», пишет Дуг Бэндоу в статье для американского издания The National Interest.

Al Jazeera English
Спецназ Саудовской Аравии

Читайте также: Atlantic Council: Что станет с обороной Великобритании после Брексита?

Создание еще одного альянса, зависимого от Америки, может показаться весьма странным, учитывая то, что президент США раскритиковал практически всех союзников Вашингтона за то, что они «сидят на шее» у Пентагона. Тем не менее официальные представители администрации Трампа говорят о создании Стратегического альянса на Ближнем Востоке (MESA). В совете по национальной безопасности США пояснили, что этот альянс станет «оплотом против иранской агрессии, терроризма, экстремизма и обеспечит стабильность на Ближнем Востоке».

Kremlin.ru
Мохаммед бин Салман

Подобный альянс пытались создать и раньше, однако попытка оказалась неудачной. В 1955 году Вашингтон продвигал идею создания Организации Ближневосточного договора, которая стала называться Организацией Центрального договора после свержения прозападной монархии в Ираке. Иранская революция 1979 года окончательно прикончила этот альянс.

В рамках MESA предлагают объединить суннитские государства, включая Египет, Иорданию и шесть стран Персидского залива против шиитского Ирана. На самом деле альянсу пришлось бы бороться с несуществующей проблемой.

Иран не представляет никакой угрозы для США, несмотря на то, что, судя по заявлениям Трампа, может показаться, что Иран является передовой сверхдержавой, а не слабой, уязвимой и изолированной страной. Более того, Персидский залив сегодня не представляет особой важности. США превратились в крупного производителя энергии, и на горизонте нет еще одного крупного врага, как СССР, который стремился бы взять под свой контроль весь Ближний Восток. Кроме того, Израиль является ядерной региональной сверхдержавой, которая не нуждается в военной поддержке Вашингтона. Тегеран даже не представляет серьезной угрозы для своих соседей. Возможно, иранская угроза существует только в кошмарах американских ястребов и их друзей из Саудовской Аравии.

Иван Шилов ИА REGNUM
Иран

В случае если бы Соединенные Штаты поддержали создание такой организации, как MESA, это способствовало бы установлению региональной гегемонии Саудовской Аравии и ОАЭ. Несмотря на то, что цели обеих стран не всегда совпадают, например, как в Йемене, но в целом они удивительно похожи и носят одинаково зловещий характер. Теперь, когда для всех стало очевидным то, что безрассудный саудовский наследный принц готов применить силу, найдется мало желающих, чтобы политика наследного принца Саудовской Аравии стала доминирующей в регионе.

Для ведущих стран Персидского залива основная цель создания MESA носила бы скорее политический, чем военный характер. В конце концов военные возможности потенциальных участников альянса очень ограничены. В 2017 году Эр-Рияд потратил около $77 млрд на военные нужды, однако единственное, чего добились саудовские военные, — это убийство мирных жителей в Йемене. Оборонный бюджет ОАЭ составляет $25 млрд, их военные кажутся более способными, однако все же их возможности носят ограниченный характер. Египет обладает крупными вооруженными силами, однако египетские военные не принимали участия в боевых действиях в течение 45 лет. Основная задача египетских военных — это угнетение собственного гражданского населения. Другие предполагаемые члены MESA обладают еще менее впечатляющими военными возможностями. В результате ближневосточный альянс может оказаться еще более зависимым от США, чем европейское НАТО.

U.S. Air Force
Самолёт ВВС Саудовской Аравии

Читайте также: American Conservative: Какой бэкграунд скрыт за протестами во Франции?

Что касается экстремизма и терроризма, то стоит отметить, что все это тесно связано с суннизмом и в той или иной степени поддерживается всеми государствами Персидского залива. Эти государства поддержали радикальные группы в Ливии, Сирии и Йемене. Военный альянс, состоящий из суннитских государств, еще больше обострит религиозные противоречия в регионе. Конфликт стал бы более вероятным, поскольку Вашингтон стал бы на сторону суннитских государств, конкурирующих с шиитским Ираном и его сторонниками. Создание MESA усилило бы влияние Эр-Рияда на американскую политику, который постоянно подталкивал бы Вашингтон к прямой конфронтации с Ираном. Также создание MESA может подтолкнуть Иран к расширению своих ракетных возможностей и пересмотру ядерной программы.

Арабский вариант НАТО, возглавляемый Соединенными Штатами, — это поистине ужасная идея. Одно дело, когда вы по мере необходимости взаимодействуете с таким правителем, как наследный принц Саудовской Аравии, а другое — когда вы относитесь к нему как к ценному и ответственному партнеру.