Тюменская область увеличивает расходы во исполнение «майских указов президента», а также исполнения обширной дорожной программы. Но серьезно сокращает расходы на социальную сферу в плане льгот, пособий и субсидий населению региона. Проект бюджета на 2018 год и плановые 2019 и 2020 гг. поступил в Тюменскую областную думу для обсуждения.

Иван Шилов ИА REGNUM
Тюмень

О зависимости социально-экономического благополучия региона от решений ОПЕК, продажи и переработки нефти говорилось ранее.

Ранее в сюжете: Тюменская экономика: зависимость от ОПЕК и нефти

Бюджет региона на 2018 год сверстан с учетом базового, наиболее реалистичного, варианта макроэкономического прогноза, сообщила 31 октября директор областного департамента финансов Татьяна Крупина. В связи с бюджетными и налоговыми изменениями бюджет Тюменской области недополучит порядка десяти миллиардов рублей, констатировала главный финансист региона.

Расходы традиционно превышают доходы, и на ближайшие три года Тюменская область не планирует расстаться с госдолгом. Повышение акцизов на нефтепродукты и алкоголь, а также поэтапный переход к налогообложению объектов недвижимости от кадастровой стоимости и корректировка суммы транспортного налога в сторону увеличения — лишь маленький ручеек для пополнения большой казны региона.

Ориентация — дороги и «майские указы»

Бюджет Тюменской области 2017 года планировался в доходах 103,4 млрд рублей, расходах 122,3 млрд, дефиците 18,9 млрд, предельным объемом госдолга 11,5 млрд рублей. Его исполнение на 1 октября по доходам 164,8 млрд рублей, расходам 184,9 млрд, дефицит — 20,1 млрд, госдолгом в два миллиарда рублей. И несмотря на то, что госдолг Тюменской области стал одним из самых низких в стране, вырос дефицит, и расходы не покрывают доходов. Между тем соседний ХМАО не потратил бюджетный профицит, но и с госдолгом не расстался.

Igor Nikolajeviĉ Pivovarov
Тюмень

Ранее в сюжете: Тюменский бюджет: 141 млн рублей на сериал и 15 млн на пиар медицины

В бюджете-2018 Тюменская область увеличивает и доходную, и расходную часть, и, соответственно, дефицит. Ранее на 2018 год планировались доходы 103,8 млрд рублей, расходы 107,6 млрд рублей, дефицит в 3,8 млрд рублей, предельный объем госдолга 14,4 млрд рублей. Через год картина выглядит несколько иначе. В прогнозах доходы в 115,5 млрд рублей, расходы 142,5 млрд рублей, дефицит 26,9 млрд рублей (рост в семь раз!), госдолг — 2,9 млрд рублей.

Очевидно, что Тюменская область в грядущем году не ударяется в займы. И, в отличие от соседнего Ханты-Мансийского автономного округа, долги предпочитает не копить, а вовремя расплачиваться по счетам, что весьма похвально.

В дефицит Тюменская область себя вгоняет по понятным причинам отставания от «дорожной карты» исполнения «майских указов» президента РФ. На культуру и образование дополнительно выделяются по два миллиарда рублей, а на здравоохранение — четыре миллиарда. Понятно, что верстка прошла с учетом достижения плановых показателей: дотянуть зарплату педагогов и работников культуры до средней по региону, а врачей — в двойном размере среднестатистической зарплаты.

Ранее в сюжете: «Столько не получаем»: как в Тюменской области не исполняют майские указы

Кроме того, в целях поэтапного доведения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до размера прожиточного минимума трудоспособного населения предусмотрено увеличение с января 2018 года МРОТ бюджетников Тюменской области до 9 500 рублей в месяц или на 12%. В третьем квартале 2017 года прожиточный минимум Тюменской области для трудоспособного населения составил 11 тыс. 487 рублей, МРОТ для работников бюджетных организаций 8 тыс.500 рублей.

800 тысяч, миллион: кто больше?

Чиновников Тюменской области в грядущем году, согласно бюджетным планам, ждет стабильность. В отличие от северной соседки Югры, где ожидается повышение доходов чиновничьей элиты, в Тюменской области в 2018 году остаются неизменными зарплаты госслужащих, губернатора и иных первых лиц региона.

Рембранд ван Рейн. Групповой портрет чиновников

Стабильно прежней запланирована зарплата губернатора Владимира Якушева — 13 млн рублей в год или чуть более миллиона в месяц. Госслужащим урежут оклады незначительно, на «мизерные» 100 тысяч — на их зарплату запланировано потратить 295,6 млн рублей. Как ранее сообщало ИА REGNUM, число чиновников в Тюменской области за последние два года сократилось на четверть. В январе 2017 года, по данным федеральной службы статистики, их количество в регионе составило 9 535 человек со средней зарплатой 39,5 тыс. рублей в месяц.

Ранее в сюжете: Зарплата и численность чиновников в регионах России за 2016 год

Председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов, так же как и губернатор, получит прежние 14 млн рублей в год или более 1,1 млн рублей в месяц. Не станут больше получать и 24 депутата, работающие на платной основе в региональном парламенте: им останутся прежние 202,4 млн рублей в год, или 8,4 млн рублей в год каждому, или 700 тыс. рублей в месяц. Опять же оговоримся, что председатели думских комитетов получают более рядовых парламентариев, которым тюменские СМИ давно «приписывают» оклады от 400 до 500 тыс. рублей в месяц. Председатель счётной комиссии Тюменской области останется в 2018 году без прибавки, на прежних 10,5 млн рублях в год или 875 тыс. рублях в месяц. Как тут не вспомнить областного парламентария, который до сих пор ужом извивается, чтобы стать депутатом на постоянной основе?

Ранее в сюжете: Требует зарплату, занимается «вредительством» — скандал в Тюменской облдуме

Если сравнивать с соседней богатейшей Югрой, где бюджетные доходы и расходы гораздо выше, то тамошний губернатор Наталья Комарова планирует получать 4,8 млн в год — почти в три раза меньше. Зарплата председателя югорской думы не дотягивает до миллиона, и депутаты получают в два-три раза меньше.

Ранее в сюжете: Бюджет Югры-2018: для президента или для народа?

И, как говорилось выше, Тюменская область планирует проскочить над налоговыми недоимками в 10 млрд рублей с минимальными потерями: в ближайшие три года в регионе не ожидают ухудшения экономической ситуации, но и улучшения тоже. На 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы намечен небольшой рост валового регионального продукта (ВРП). По данным на 2017 год, ВРП Тюменской области увеличится на 2,2%. До 2020 года он будет расти по инерционному, то есть пессимистическому варианту, на 1,5% по базовому, при нынешних показателях — на 2,6%, по оптимистическому — на 4,1%.

Исполнение «майских указов» и миллионные доходы в месяц в бюджете-2018, как видим, незыблемы. По остальным статьям расходов идет жесткое сокращение. Для неголословности и объективности — сравнительная таблица.

Наименование строки бюджета

2017 год Бюджет

Сумма,

тыс. руб.

2018 год

Проект

Сумма,

тыс. руб

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

5 739 681

5 596 132

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования

13 039

13 039

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований

521 909

515 096

Функционирование правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций

446 839

456 736

Судебная система

315 921

306 696

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

79 875

79 875

Обеспечение проведения выборов и референдумов

35 181

34 618

Резервные фонды

975 125

898 892

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов

2 500

2 500

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

58 429

40 745

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 626 702

1 620 081

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

505 723

682 481

Обеспечение пожарной безопасности

533 115

42 288

Миграционная политика

3 028

2 395

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

38 929 784

36 434 573

Топливно-энергетический комплекс

48 858

27 193

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

48 976

78 256

Сельское хозяйство и рыболовство

6 620 144

6 157 580

Водное хозяйство

206 494

455 603

Лесное хозяйство

974 739

988 276

Транспорт

3 112 450

1 581 233

Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

20 957 622

22 152 204

Связь и информатика

1 393 192

1 553 119

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

4 286 020

3 375 384

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

347 691

261 786

ОБРАЗОВАНИЕ

19 636 466

21 704 780

Дошкольное образование

3 934 527

4 211 715

Общее образование

11 598 944

13 167 375

Дополнительное образование детей

248 005

338 172

Среднее профессиональное образование

2 446 565

2 478 959

Высшее образование

4 575

825

Молодежная политика

748 558

754 521

Прикладные научные исследования в области образования

3 550

2 750

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ

4 577 652

2 505 981

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

8 858 457

13 443 687

Стационарная медицинская помощь

1 216 903

1 412 315

Амбулаторная помощь

415 354

819 016

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

287 374

325 705

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

30 469 449

26 853 559

Пенсионное обеспечение

432 509

442 969

Социальное обслуживание населения

2 616 133

3 093 181

Социальное обеспечение населения

23 709 876

19 489 500

Охрана семьи и детства

3 128 138

3 284 482

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

2 627 280

2 004 425

Физическая культура

23 828

50 753

Массовый спорт

1 008 101

754 004

Спорт высших достижений

900 031

967 581

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

411 408

411 963

Увеличение расходов на дорожную деятельность рассмотрим в отдельном материале — оно требует пристального внимания. Сокращению, как видим, подлежит функционал представительных органов, проще говоря, областной и муниципальных дум, зато на функционал региональных чиновников добавляется 10 млн рублей. Судебная система теряет девять миллионов, меньше потратят на выборы, на 18 млн рублей похудеет казна нацобороны, на шесть — правоохранительная деятельность и национальная политика.

На 21,6 млн рублей подлежат сокращению бюджетные расходы на развитие экономики, на 462,5 млн рублей — сельского хозяйства, на 86 млн — охраны окружающей среды, четыре миллиона рублей теряет высшая школа.

Серьезные бюджетные потери в два миллиарда наблюдаются у транспортной сферы. Но более всего пострадает социалка — практически на четыре миллиарда рублей. Сокращению подлежит больное место — бюджетная строка «социальное обеспечение», то есть льготы, компенсации, пособия для населения региона.

Отметим, 31 октября Тюменская областная дума сообщила о публичных слушаниях по проекту закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Жителям региона, без сомнения, будет о чем спросить у депутатов, и есть возможность направить свои наказы и пожелания относительно основного документа области.

К примеру, депутаты Глеб Трубин и Артем Зайцев уже внесли на рассмотрение тюменского парламента законопроект, который отменяет оплату расходов на санаторно-курортное обслуживание народных представителей. Причем зарплату депутатов и председателя думы резать никто не предлагает: тяжелая ведь работа — в пользу обездоленных и незащищенных слоев населения трудиться. Смеем надеяться, что после общественного обсуждения бюджета 2018 года появятся новые инициативы. Более весомые, чем отказ от санатория за бюджетный счет. Заседание профильного комитета Тюменской областной думы, где пройдет первое обсуждение основного документа Тюменской области на 2018 год, должно пройти 9 ноября.