National Interest: Москва готовится к стратегическому противостоянию с США?
США и Россия движутся к противостоянию в сфере контроля над вооружениями, несмотря на то, что правительства обеих стран заняты борьбой с распространением коронавируса, пишет Дмитрий Саймс в статье, вышедшей 6 июня в The National Interest.
Несмотря на то, что благодаря пандемии Москва и Вашингтон пошли на оказание друг другу медицинской помощи, ядерная напряженность между США и Россией продолжает расти. Центром разногласий между Москвой и Вашингтоном в вопросах контроля над вооружениями становится Китай, и некоторые российские эксперты обращают внимание на то, что Кремль вполне может сделать шаги в сторону более тесного военного сотрудничества с Пекином.
На прошлой неделе в Государственном департаменте США объявили о том, что Белый дом намерен выйти из Договора по открытому небу через шесть месяцев, обвинив Россию в «вопиющем и постоянном» нарушении соглашения. Во внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что Вашингтон может пересмотреть своё решение, «если Россия вернется к четкому соблюдению Договора».
Читайте также: Посол РФ в США Антонов: от «Открытого неба» нельзя так просто отказываться
В рамках подписанного в 1992 году Договора по открытому небу 35 стран-участниц, в том числе США и РФ, могут осуществлять наблюдательные полеты над территориями друг друга. Москва отвергла обвинения в нарушении ею договора, обвинив Вашингтон в «опасном и непредсказуемом» поведении. В свою очередь, Кремль дал понять, что будет продолжать соблюдать соглашение.
По словам главного редактора российского военного журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, решение администрации президента США Дональда Трампа выйти из Договора по открытому небу — не такая уж значимая потеря. Он пояснил, что, поскольку и Россия, и Соединенные Штаты собирают большую часть своих разведывательных данных со спутников, Москва в плане наблюдения за территорией США мало что потеряет от выхода Вашингтона из Договора по открытому небу.
Однако более актуальным вопросом для Москвы является судьба Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В рамках этого соглашения между США и Россией по контролю над вооружениями установлены ограничения на количество стратегических ядерных вооружений в арсеналах и на боевом дежурстве обеих стран. Администрация Трампа настаивает на переработке соглашения для включения в него Китая, который, по мнению разведки США, удвоит размер своего ядерного арсенала в течение ближайшего десятилетия.
Тем не менее Пекин неоднократно отвергал призыв администрации Трампа заключить новый трехсторонний договор о контроле над вооружениями, утверждая, что его ядерный арсенал, состоящий из менее чем трехсот ядерных боеголовок, уже и так намного отстает от арсеналов Соединенных Штатов и России, у которых имеется приблизительно по шесть тысяч боеголовок.
На фоне неопределенности вокруг Договора СНВ ядерная напряженность между США и Россией начинает нарастать. В начале февраля Пентагон объявил о начале развертывания ядерных ракет малой мощности на подводных лодках. В ответ российский МИД предупредил, что любое нападение на Россию с применением этих ракет будет встречено ответным ядерным ударом. Затем в Пентагоне заявили, что в рамках военных учений американские военные сымитировали нанесение ограниченного ядерного удара по РФ. Это заявление вызвало возмущение Москвы, побудив российский МИД обвинить Вашингтон в «крайне опасной игре».
В апреле Трамп назначил своим специальным посланником на переговоры по контролю над вооружениями Маршала Биллингсли, который ранее занимал должность помощника секретаря по финансированию терроризма в Департаменте казначейства США. Биллингсли сразу же начал придерживаться резкой риторики, предупреждая, что США готовы обанкротить Россию и Китай в случае новой гонки вооружений.
Хотя сам Кремль признал, что Россия не может перегнать Вашингтон по оборонным расходам, Кремль пообещал отреагировать на возобновление наращивания вооружений в США. Однако, вместо того чтобы стремиться к расширению своего ракетного арсенала, руководство России предпочло сосредоточиться на разработке новых современных вооружений.
Мигранян добавил, что для Москвы США 2020 года не представляют той же угрозы, как это было в 1980 году. Дипломат обратил внимание на то, что Вашингтон на сегодняшний день слишком сильно увяз в конфронтации с другими противниками, чтобы оказать существенное давление на Россию. Мигранян утверждал, что из-за споров администрации Трампа с традиционными союзниками США по поводу торговых вопросов и расходов на оборону Вашингтон еще меньше способен бросить вызов России или Китаю.
Более того, усиливая давление на Россию, администрация Трампа одновременно с этим рассчитывает на помощь Кремля в привлечении к соглашению о контроле над вооружениями Китая. Как заявил Биллингсли в интервью изданию The Washington Times, США ожидают, что Москва «приведет китайцев за стол переговоров», утверждая, что ограничить ядерный арсенал Китая в интересах России.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, однако, опроверг это предложение американской стороны на прошлой неделе, недвусмысленно заявив, что Москва не собирается разделять позицию Вашингтона в отношении Пекина.
Еще до того, как администрация Трампа заявила, что рассматривает вопрос о выходе из Договора о СНВ, Россия и Китай начали сотрудничество в области противоракетной обороны. С 2016 года две страны проводят ежегодные компьютерные противоракетные учения. В октябре прошлого года российский президент Владимир Путин объявил, что Россия помогает Китаю разработать собственную систему раннего предупреждения о ракетных атаках, которой в настоящее время обладают только США и Россия.
По мнению Мураховского, если напряженность в отношениях с США в области контроля над вооружениями будет продолжать расти, то такого рода сотрудничество между Москвой и Пекином будет только расширяться.
И все же геополитические последствия краха Договора о СНВ могут быть еще более серьезными, указал Мигранян. Он заявил, что, хотя китайско-российский военный союз некогда считался немыслимым, обе стороны начинают пересматривать свои давние сомнения по этому вопросу. Из-за того, что США пытаются давить на Китай, Пекин может впервые оказаться готовым пойти на «очень глубокие военные связи с Россией, возможно, даже на союз».
Читайте также: National Interest: США должны разводить РФ и КНР, а не давать им сближаться