Нынешняя американская администрация полностью расстроила политическую ситуацию в ЕС. Конечно, в отношениях между США и ЕС и раньше были сложные периоды, однако ничего сопоставимого с высказываниями президента США Дональда Трампа против европейской политики не было никогда. Совершенно непредсказуемые и оскорбительные заявления Трампа вызвали чувство глубокого разочарования и беспокойства среди европейских лидеров. Трамп также не упустил возможность прокомментировать в свойственной ему манере заявление французского президента Эммануэля Макрона о том, что ЕС нуждается в собственной армии для защиты от России, Китая и, возможно, США, пишет Эмре Гёнен в статье для издания Daily Sabah.

Солдатики

Читайте также: The Hill: США просто не могут не создать космические силы

Впервые после окончания Первой мировой войны глава европейского государства публично признал, что США могут превратиться во врага Европы. Подобного заявления никогда бы не появилось, если бы у США был разумный и уравновешенный президент. Увы, но мир продолжает наблюдать за тем, как Трамп разрушает тонкое международное равновесие. Он наносит больше ущерба, чем слон в фарфоровом магазине. Ничто не указывает на то, что приступ невежества и упрямства скоро пройдет.

Раньше уже предпринимались попытки по созданию исключительно европейской системы обороны, которая существовала бы параллельно с НАТО. Одна из попыток по созданию Европейского оборонного сообщества была предпринята в 1950 году. Предусматривалось создание наднациональной системы, обладающей единой армией и военно-промышленной инфраструктурой. Данная попытка в значительной степени была связана с опасением в отношении перевооружения немецкой армии. Единая европейская армия могла бы стать инструментом контроля над вооруженными силами Германии.

isafmedia
Бундесвер

В 1952 году также не удалось создать единую систему обороны, поскольку соглашение, уже подписанное всеми европейскими странами-участницами (за исключением Италии), было саботировано Францией. Стоит подчеркнуть, что главный архитектор единой оборонной системы Рене Плевен, который дважды занимал пост премьер-министра Франции, был убежденным атлантистом. Все его попытки по созданию наднациональной европейской армии были направлены на установление прочной связи между вооруженными силами США и будущей европейской армией.

С тех пор были предприняты различные попытки для того, чтобы ограничить сотрудничество между европейскими странами по вопросам обороны и безопасности. Начиная с попыток западноевропейских стран создать единую систему обороны и заканчивая европейской политикой безопасности и обороны (ESDP) было создано множество организационных структур. Однако ни одна из них не работала должным образом. Это связано с рядом факторов. Во-первых, НАТО всегда оставалось самой интегрированной и эффективной военной структурой. НАТО обладает огромными военными возможностями и передовыми американскими технологиями, все это на протяжении десятилетий позволяло европейским странам минимизировать свои оборонные расходы.

Во-вторых, ни одна европейская страна не хочет увеличивать собственный военный бюджет. В качестве примера можно привести голландско-немецкое военное сотрудничество. Обе страны могут задействовать солдат обеих стран и совместно использовать военную технику. Это сотрудничество обусловлено стремлением к более эффективному использованию военных расходов. Нидерландам пришлось снизить военные расходы, и для того, чтобы компенсировать последствия, связанные с сокращением военного бюджета, страна начала сотрудничать с Германией. Сейчас голландские солдаты могут обучаться на немецких танках.

Bundeswehr-Fotos
Немецкий танк Leopard 2 A5

Читайте также: Bloomberg: У Брексита появился спасительный план «Б»?

Еще один фактор, который препятствует созданию единой европейской армии, заключается в том, что в большинстве стран ЕС национальная безопасность является вопросом национального суверенитета. В-четвертых, западноевропейские страны и восточноевропейские страны по-разному смотрят на роль США в ЕС. Ни одна восточноевропейская страна не уверена в том, что чисто европейская система обороны способна защитить их от России. Для них США остается единственным гарантом безопасности.

Наконец, в ЕС есть страны, которые отстаивают свой нейтралитет. Ирландия, например, прежде чем подписать Лиссабонский договор, получила отдельный протокол, в котором говорилось, что углубление интеграции между европейскими странами не приведет к созданию единой европейской армии.

Учитывая все вышеперечисленное, маловероятно, что в ближайшее время появятся единые европейские силы обороны, однако следует ожидать, что в ближайшее время произойдет увеличение военных расходов и расширение оборонного сотрудничества между европейскими странами.