Когда европейские лидеры встретились в Брюсселе в минувшее воскресенье, 25 ноября, чтобы принять окончательное решение по соглашению с Великобританией о выходе из состава ЕС, они дали четко понять, что у Великобритании не осталось никакого плана «Б». Однако некоторые британские законодатели из правящей Консервативной партии, которые скептически относятся к тому, что соглашение с Брюсселем, предложенное премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, будет поддержано парламентом, продолжают упорно работать над альтернативным планом Брексита, пишет Тересе Рафаэль в статье для издания Bloomberg.

Иван Шилов ИА REGNUM
Brexit

Некоторые законодатели по-прежнему предлагают рассмотреть норвежский вариант Брексита, однако с политической точки зрения этот вариант обречен на провал. Главным сторонником норвежского варианта является депутат парламента от партии тори Ник Боулз. План «Б», получивший название «Норвегия-Плюс», преподносится как лучшая из возможных альтернатив выходу Великобритании без какого-либо соглашения. Сообщается, что ряд представителей правительства Мэй поддерживают данный план «Б».

Читайте также: Project Syndicate: Деэскалация торговой войны между КНР и США неизбежна?

Механизм норвежского варианта довольно прост. Однако данный вариант по-прежнему остается трудновыполнимым. Норвегия входит в европейскую экономическую зону (ЕЭЗ), в которую также входят государства-члены ЕС, а также Лихтенштейн и Исландия. Великобритания потеряет членство в ЕЭЗ после выхода из Европейского союза. Для того чтобы вернуть свое членство в ЕЭЗ, Великобритании необходимо подать заявку на вступление в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), из которой Лондон вышел в 1972 году. Вся процедура довольно проста.

Флаг Норвегии

Члены ЕЭЗ и ЕАСТ могут пользоваться всеми преимуществами единого рынка ЕС, но, что крайне важно, не обязаны придерживаться политики ЕС в сфере сельского хозяйства и рыболовства, которую так ненавидят сторонники Брексита. Также члены ЕАСТ могут заключать торговые соглашения с отдельными представителями европейского блока, то, чего Мэй уже пообещала добиться.

Однако доступ к единому рынку также связан с определенными обязанностями. Единый рынок предполагает свободное движение рабочей силы. На референдуме о членстве Великобритании из ЕС четко преобладало одно единственное желание: ограничить поток мигрантов. Вопрос об ограничении миграции является ключевым для большинства сторонников Брексита.

Помня об этом, консерваторы, поддерживающие норвежский вариант, указывают на то, что «Норвегия-Плюс» — это только промежуточное соглашение, которое позволит свести к минимуму неблагоприятные экономические последствия Брексита. Норвежский вариант преподносится как своего рода «промежуточная станция» на пути к долгосрочному торговому соглашению с ЕС. Свою позицию сторонники плана «Б» аргументируют тем, что соглашение Мэй тоже включает в себя переходный период, в течение которого будут сохранены доступ к единому рынку и свободное движение рабочей силы. В случае одобрения соглашения, предложенного Мэй, переходный период может продлиться до декабря 2022-го. С этой точки зрения оба варианта практически ничем не отличаются.

Однако предположение о том, что норвежский вариант рассматривается как временное членство Великобритании в ЕС для того, чтобы выиграть время и заключить долгосрочную сделку с ЕС, всегда казалось причудливым. Европейские страны дали ясно понять, что их не устраивает вариант с временным сохранением членства Великобритании в ЕС. К тому же вариант с временным членством Великобритании не отвечает требованию ЕС о гарантии того, что Северная Ирландия останется интегрированной в ЕС, чтобы сохранить ирландскую границу открытой, независимо от результатов будущий торговых переговоров.

Боулз учел возражения со стороны ЕС и теперь выступает за «бессрочную приверженность» Великобритании членству в ЕЭЗ и ЕАСТ. После завершения переходного периода Великобритания могла бы войти в ЕАСТ и заключить с ЕС таможенное соглашение, которое сняло бы вопрос по ирландской границе. Между тем план Боулза нуждается в поддержке большинства депутатов парламента от Лейбористской партии.

Открытая граница

Даже если бы Боулзу удалось бы заручиться поддержкой парламента, его план «Б» может столкнуться с другим серьезным препятствием. Во-первых, потребовалось бы продление переговорного периода с ЕС для уточнения деталей соглашения. Однако времени уже практически не осталось, Великобритания должна покинуть ЕС в марте 2019 года. Брюссель мог бы в ответ выдвинуть новые требования. С другой стороны, несмотря на то, что план Боулза предусматривает «экстренное» ограничение миграционного потока при особых обстоятельствах, это совсем не означает то, что Великобритания сможет вернуть полный контроль над своими границами.

Читайте также: Project Syndicate: На пути Китая расставлены опасные ловушки

По иронии судьбы, может случиться так, что план «Б» сделает поражение плана «А» более вероятным. Некоторые законодатели могут прийти к выводу, что план «Б» может сыграть роль своего рода «страховочного мата», если соглашение Мэй не будет поддержано парламентом. Но это ложное предположение. Любой план, в рамках которого Великобритания не сможет установить немедленный пограничный контроль, может спровоцировать сейсмическую электоральную реакцию.

Брексит и миграционный контроль слишком тесно сплелись в сознании огромного числа британских избирателей, которые понимают, что ресурсы Великобритании ограничены, а ее государственные услуги пользуются слишком большим спросом. При отсутствии экономического роста, повышения производительности и настойчивых попыток изменить мнение общественности в отношении ЕС нельзя так просто взять и разделить такие понятия, как «Брексит» и «миграционный контроль». Возможно, многим парламентариям очень нравится план «Б», однако, в отличие от Брексита им будет гораздо сложнее убедить в его необходимости большинство британских избирателей.