Зона свободной торговли СНГ: нужна ли она?
Из трех экономических интеграционных объединений, в которых состоит Казахстан, больше всего в медийном поле обсуждается ЕАЭС, намного менее популярна тема ВТО, и на последнем месте — зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ). Таким образом, условия торговли с несколькими ранее очень близкими странами оказались, по сути, вне поля зрения экспертного сообщества и СМИ.
История создания
Создание зоны свободной торговли СНГ заняло 17 лет, которые можно разбить на нескольких этапов:
- 15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли.
- 2 апреля 1999 года в Москве был подписан протокол об изменениях и дополнениях к соглашению о зоне свободной торговли — рамочный документ, который необходимо было адаптировать к законодательству каждого государства.
- Оба документы так и не были ратифицированы всеми странами, поэтому многосторонняя свободная торговля так и не наладилась. Зато действовали 110 соглашений о свободной двусторонней торговле.
- На протяжении 2009−2011 годов велась работа по разработке Договора о зоне свободной торговли.
- 18 октября 2011 года главами правительств восьми государств — участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина), на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран содружества, был подписан договор о зоне свободной торговли. Решено было также продолжить консультации и переговоры с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменией о присоединении к договору.
Сущность договора
Выделим основные положения договора.
- Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
- Стороны не повышают уровень ставок таможенных пошлин во взаимной торговле в отношении товаров, указанных в приложении 1 к настоящему договору.
- Ни одна из сторон не устанавливает и/или не сохраняет на ввоз любого товара с территории другой стороны или на вывоз любого товара, предназначенного для территории другой стороны, никаких запретов или ограничений, кроме тех, которые разрешаются статьей XI ГАТТ 1994 (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, содержащееся в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года), в том числе пояснительными замечаниями к этой статье, а также статьями 8 и 9 настоящего договора.
- Стороны во взаимной торговле применяют технические меры, включая технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, руководствуясь правилами и принципами соглашения ВТО о технических барьерах в торговле.
- Стороны осуществляют сотрудничество в области стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, аккредитации, государственного контроля (надзора) в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на основе соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.
- Любая сторона в случае серьезных нарушений равновесия ее платежного баланса и серьезных затруднений с внешним финансовым положением может устанавливать или сохранять ограничения, не противоречащие нормам статьи XII ГАТТ 1994, и понимания положений о платежном балансе ГАТТ 1994, на торговлю товарами с другими сторонами путем применения мер, предусмотренных ее законодательством, приводящих к ограничению количества или стоимости товара, разрешенного к импорту, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.
- Стороны предоставляют друг другу национальный режим в соответствии со статьей III ГАТТ 1994.
Фактически, за исключением некоторых товаров, которые были упомянуты в приложениях к договору, стороны разрешили друг другу осуществлять экспорт товаров беспошлинно и без квот.
Особенно важно, что в отличие от Таможенного союза, основанного в 2010 году, в ЗСТ СНГ не было: повышения импортных пошлин против третьих стран; общего фонда импортных пошлин с последующим разделением по странам; единых требований к продукции; наднационального регулирования и контроля реэкспорта.
По сути, участники ЗСТ СНГ получили все преимущества участников ТС без их обязанностей. Не исключено, что именно поэтому Украина так резко негативно отнеслась к приглашению России вступить в ТС в 2013 году: ведь тогда ей пришлось бы нести дополнительные обязательства.
Торговля внутри ЗСТ СНГ
Теперь посмотрим данные по торговле. Возьмем период с 2012 года и четыре страны, входящие в ЗСТ СНГ: Украину, Молдавию, Таджикистан и Узбекистан.
Начнем с Казахстана — за рассматриваемый период торговый баланс был положительным со всеми тремя странами и два года был отрицательным с Украиной. Интересно, что если сначала товарооборот с Украиной был самым большим, то в 2016 году самым большим товарооборот был уже с Узбекистаном. Самой выгодной при этом оказалась за рассматриваемый период торговля также с Узбекистаном — там торговый баланс составил 2,13 миллиарда долларов, в то время как с Таджикистаном этот показатель составил 1,6 миллиарда долларов.
Торговля Казахстана со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна | Торговля | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего |
| Украина | Экспорт | 2 549,0 | 2 041,4 | 1 673,0 | 1 173,7 | 911,2 | 8 348,3 |
| Импорт | 2 923,0 | 2 269,6 | 1 208,8 | 827,8 | 435,5 | 7 664,7 | |
| Баланс | -373,9 | -228,2 | 464,2 | 345,8 | 475,7 | 683,6 | |
| Молдавия | Экспорт | 48,0 | 44,7 | 47,7 | 28,8 | 18,1 | 187,4 |
| Импорт | 40,6 | 3,8 | 45,9 | 60,7 | 13,7 | 164,7 | |
| Баланс | 7,3 | 40,9 | 1,8 | -31,8 | 4,4 | 22,7 | |
| Таджикистан | Экспорт | 535,3 | 496,8 | 518,9 | 418,5 | 371,9 | 2 341,4 |
| Импорт | 68,2 | 72,6 | 180,9 | 164,9 | 218,4 | 705,1 | |
| Баланс | 467,1 | 424,2 | 338,0 | 253,6 | 153,5 | 1 636,3 | |
| Узбекистан | Экспорт | 1 343,7 | 1 145,3 | 1 083,9 | 942,3 | 922,5 | 5 437,8 |
| Импорт | 817,2 | 970,1 | 1 017,7 | 725,7 | 587,8 | 3 309,4 | |
| Баланс | 526,5 | 175,2 | 66,3 | 216,6 | 334,7 | 2 128,4 | |
| Всего по стране | Экспорт | 4 476,0 | 3 728,3 | 2 856,5 | 2 563,2 | 2 223,8 | 16 314,9 |
| Импорт | 3 849,0 | 3 316,2 | 2 453,3 | 1 779,0 | 1 255,4 | 12 652,9 | |
| Баланс | 627,0 | 412,1 | 403,3 | 784,2 | 968,3 | 3 662,0 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
Как у Казахстана, у России отрицательное сальдо торгового баланса было только с Украиной и только в 2012—2013 годах. И несмотря на огромные объемы товарооборота с Украиной, самый значительный торговый баланс также был с Узбекистаном — 7,6 миллиарда долларов, что в 10 раз больше сальдо торгового баланса с Украиной. Торговля с Молдавией у России была намного больше, чем у Казахстана, даже если учесть разную величину экономик. Невыгоднее всего складывалась торговля России с Украиной — даже с Молдавией торговый баланс лучше. Если бы не приостановка ЗСТ с Украиной в 2016 году, то торговый баланс мог бы быть близок к нулю.
Торговля России со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна | Торговля | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего |
| Украина | Экспорт | 14 815,8 | 15 215,3 | 11 346,1 | 7 163,1 | 6 280,3 | 54 820,5 |
| Импорт | 17 955,4 | 15 790,9 | 10 714,4 | 5 642,8 | 3 950,7 | 54 054,2 | |
| Баланс | -3 139,7 | -575,6 | 631,7 | 1 520,3 | 2 329,5 | 766,2 | |
| Молдавия | Экспорт | 393,4 | 417,9 | 411,2 | 308,5 | 912,0 | 2 442,9 |
| Импорт | 477,0 | 417,4 | 411,2 | 188,5 | 248,7 | 1 643,0 | |
| Баланс | -83,6 | 0,5 | 311,4 | 120,0 | 663,3 | 800,0 | |
| Таджикистан | Экспорт | 678,8 | 72,4 | 890,9 | 759,1 | 661,5 | 3 062,8 |
| Импорт | 67,7 | 37,9 | 37,3 | 45,8 | 26,4 | 215,0 | |
| Баланс | 611,1 | 34,6 | 853,7 | 713,3 | 635,1 | 2 847,7 | |
| Узбекистан | Экспорт | 2 324,7 | 2 803,9 | 3 113,6 | 2 221,2 | 1 965,0 | 12 428,4 |
| Импорт | 1 390,8 | 1 256,9 | 869,8 | 575,8 | 761,0 | 4 854,4 | |
| Баланс | 933,9 | 1 547,0 | 2 243,8 | 1 645,4 | 1 203,9 | 7 574,0 | |
| Всего по стране | Экспорт | 18 212,7 | 18 509,5 | 15 761,8 | 10 451,9 | 9 818,7 | 72 754,6 |
| Импорт | 19 890,9 | 17 503,1 | 11 652,6 | 6 453,0 | 4 986,9 | 60 766,7 | |
| Баланс | -1 678,2 | 1 006,4 | 4 109,2 | 3 999,0 | 4 831,8 | 11 987,9 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
Если говорить о Белоруссии, то тут преобладает торговля с Украиной — фактически 90% товарооборота со странами ЗСТ СНГ. Причем баланс складывается строго в пользу Белоруссии. Объемы товарооборота с Таджикистаном и Узбекистаном в десятки раз меньше, чем у Казахстана и России. Учитывая номенклатуру белорусского экспорта и его потенциальную востребованность в Таджикистане и Узбекистане, налицо большая недоработка, по всей видимости, связанная с культурной дистанцией и незнанием рынка.
Торговля Белоруссии со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна | Торговля | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего |
| Украина | Экспорт | 5 554,4 | 4 193,3 | 4 056,8 | 2 512,2 | 2 833,3 | 19 149,9 |
| Импорт | 2 305,2 | 2 048,9 | 1 778,8 | 949,0 | 977,3 | 8 059,2 | |
| Баланс | 3 249,2 | 2 144,3 | 2 278,1 | 1 563,2 | 1 856,0 | 11 090,7 | |
| Молдавия | Экспорт | 253,4 | 265,1 | 260,9 | 119,0 | 114,2 | 1 012,6 |
| Импорт | 85,1 | 91,8 | 165,9 | 148,9 | 109,0 | 600,7 | |
| Баланс | 168,3 | 173,3 | 95,0 | -29,8 | 5,2 | 412,0 | |
| Таджикистан | Экспорт | 48,2 | 29,7 | 30,6 | 20,9 | 13,9 | 143,3 |
| Импорт | 9,3 | 4,9 | 4,0 | 3,7 | 2,6 | 24,4 | |
| Баланс | 38,9 | 24,9 | 26,7 | 17,2 | 11,3 | 118,9 | |
| Узбекистан | Экспорт | 95,5 | 92,2 | 67,1 | 37,5 | 35,6 | 327,8 |
| Импорт | 29,0 | 33,6 | 21,7 | 27,8 | 27,2 | 139,3 | |
| Баланс | 66,5 | 58,6 | 45,4 | 9,7 | 8,4 | 188,6 | |
| Всего по стране | Экспорт | 5 951,4 | 4 580,3 | 4 415,5 | 2 689,6 | 2 996,9 | 20 633,7 |
| Импорт | 2 428,5 | 2 179,3 | 1 970,4 | 1 129,3 | 1 116,1 | 8 823,5 | |
| Баланс | 3 522,8 | 2 401,1 | 2 445,1 | 1 560,3 | 1 880,9 | 11 810,2 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
У Армении в силу относительной слабости экономики и малого экспортного потенциала размеры товарооборота незначительны.
Торговля Армении со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна | Торговля | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего |
| Украина | Экспорт | 14,3 | 14,8 | 10,3 | 6,0 | 8,2 | 53,5 |
| Импорт | 215,9 | 226,3 | 201,8 | 124,6 | 98,9 | 867,5 | |
| Баланс | -201,6 | -211,5 | -191,5 | -118,7 | -90,7 | -814,0 | |
| Молдавия | Экспорт | 0,7 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 2,6 |
| Импорт | 1,4 | 1,3 | 3,6 | 1,1 | 1,0 | 8,4 | |
| Баланс | -0,7 | -0,8 | -3,1 | -0,5 | -0,6 | -5,7 | |
| Таджикистан | Экспорт | 0,5 | 1,3 | 0,6 | 0,4 | 0,8 | 3,6 |
| Импорт | 0,1 | 0,8 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 1,2 | |
| Баланс | 0,4 | 0,6 | 0,3 | 0,4 | 0,8 | 2,4 | |
| Узбекистан | Экспорт | 1,7 | 2,2 | 2,5 | 2,5 | 0,2 | 9,1 |
| Импорт | 2,8 | 1,6 | 1,2 | 1,6 | 1,6 | 8,8 | |
| Баланс | -1,0 | 0,6 | 1,3 | 0,9 | -1,4 | 0,4 | |
| Всего по стране | Экспорт | 17,2 | 18,8 | 14,0 | 9,5 | 9,5 | 68,9 |
| Импорт | 220,2 | 229,9 | 206,9 | 127,4 | 101,5 | 885,9 | |
| Баланс | -202,9 | -211,2 | -192,9 | -117,9 | -92,0 | -817,0 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
У Киргизии ситуация схожа с положением Армении в том, что касается слабой торговли с Молдавией и большого отрицательного сальдо торговли с Украиной. Так же, как и у Казахстана, складывается торговля с Таджикистаном и Узбекистаном — относительно большие обороты и положительное торговое сальдо.
Торговля Киргизии со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна | Торговля | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего |
| Украина | Экспорт | 5,2 | 10,3 | 4,6 | 7,9 | 3,2 | 31,2 |
| Импорт | 140,0 | 157,4 | 108,9 | 89,3 | 39,8 | 409,4 | |
| Баланс | -134,8 | -147,1 | -104,3 | -81,4 | -36,6 | -378,2 | |
| Молдавия | Экспорт | 0,6 | 0,3 | 0,9 | 0,1 | 0,1 | 2,0 |
| Импорт | 3,9 | 6,6 | 3,8 | 0,6 | 1,5 | 16,4 | |
| Баланс | -3,3 | -6,3 | -2,9 | -0,5 | -1,4 | -14,4 | |
| Таджикистан | Экспорт | 39,7 | 50,5 | 75,1 | 24,2 | 21,8 | 211,3 |
| Импорт | 4,0 | 0,3 | 0,8 | 8,1 | 6,4 | 19,7 | |
| Баланс | 35,7 | 50,2 | 74,3 | 16,1 | 15,4 | 191,6 | |
| Узбекистан | Экспорт | 190,1 | 159,0 | 163,7 | 95,0 | 125,1 | 732,9 |
| Импорт | 63,2 | 97,6 | 102,2 | 59,2 | 69,8 | 392,0 | |
| Баланс | 127,0 | 61,4 | 61,5 | 35,8 | 55,3 | 341,0 | |
| Всего по стране | Экспорт | 235,6 | 220,2 | 244,2 | 127,3 | 150,2 | 977,5 |
| Импорт | 211,1 | 261,9 | 215,8 | 157,3 | 117,5 | 963,5 | |
| Баланс | 24,5 | -41,7 | 28,5 | -30,0 | 32,7 | 14,0 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
Если взять страны ЕАЭС в целом и посмотреть, как менялась торговля со странами ЗСТ СНГ в целом, то видно, что экспорт упал почти в два раза, с 29 миллиардов до 15 миллиардов, а импорт в то же время сократился почти в 3,5 раза, с 26 до 7 миллиардов долларов. Но это хорошо сказалось на общем балансе торговли — он вырос в почти три раза: с 2,3 миллиарда до 7,6. И основную роль тут сыграло улучшение торгового баланса России и Казахстана в торговле с Украиной.
Торговля стран ЕАЭС со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Торговля | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего |
| Экспорт | 28 892,9 | 27 057,0 | 23 759,0 | 15 841,5 | 15 199,1 | 110 749,5 |
| Импорт | 26 599,7 | 23 490,3 | 16 779,1 | 9 646,0 | 7 577,4 | 84 092,5 |
| Баланс | 2 293,2 | 3 566,7 | 6 979,9 | 6 195,5 | 7 621,8 | 26 657,0 |
Однако любое экономическое интеграционное объединение имеет под собой политическую основу, и тут не так важны собственно показатели взаимной торговли, сколько стремление сохранить связи. Если убрать из СНГ экономическую составляющую, то остается в основном социально-культурное сотрудничество, а это спустя 27 лет после развала СССР не такая крепкая связь.
И тут встает вопрос — а насколько вообще важно для стран ЕАЭС сохранить СНГ и, более того, обеспечить его дальнейшее существование? Особенно если учесть, что отношения можно строить и на двусторонней основе, и в рамках зон свободной торговли ЕАЭС.
Возьмем для примера Казахстан, Россию и Белоруссию: у них самые развитые связи со странами СНГ, да и политический вес у них больше, чем у Киргизии и Армении. Анализ будет проведен по содержанию основных внешнеполитических документов.
Место ЗСТ СНГ и вообще СНГ в казахстанской политике
Возьмем «Концепцию внешней политики Республики Казахстан на 2014−2020 годы» и найдем там разделы «Приоритеты и задачи внешней политики Республики Казахстан» и «Страновые и региональные приоритеты». Что там написано про СНГ? Там всего один пункт:
«4. Казахстан, являясь ответственным участником деятельности ООН, Содружества независимых государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других международных организаций и форумов, своими главными задачами в рамках их деятельности рассматривает:
1) обеспечение учета национальных интересов в процессе выработки и принятия решений регионального и глобального характера в различных областях;
2) конструктивное участие и вклад в международные усилия по укреплению региональной и глобальной безопасности;
3) продвижение казахстанских внешнеполитических инициатив;
4) установление оптимальных и взаимоприемлемых форм сотрудничества между региональными и международными организациями и форумами в интересах обеспечения стабильности и безопасности в мире;
5) совершенствование политико-правовых и организационно-административных функций региональных и международных организаций в целях повышения эффективности их работы».
Это все, что сказано про СНГ, то есть СНГ идет в пункте № 4 приоритетов, в одном списке со всеми организациями, в которые входит Казахстан. Первые три пункта приоритетов внешней политики посвящены Центральной Азии, ЕАЭС, странам Каспийской пятерки, соответственно. Надо отметить, что СНГ является неприоритетной для Казахстана организацией.
Место ЗСТ СНГ и вообще СНГ в российской политике
Теперь проанализируем «Концепцию внешней политики Российской Федерации» на предмет наличия там СНГ как приоритета внешней политики. Берем раздел № 4 «Региональные приоритеты внешней политики Российской Федерации». СНГ там упоминается в следующих пунктах (начинаются с 49-го):
«49. Приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.
53. Россия работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами.
54. Россия, уважая право партнеров по СНГ на выстраивание отношений с другими международными субъектами, выступает за всеобъемлющее выполнение государствами — участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием, а также за обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ.
55. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств — участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В этих целях Российская Федерация:
а) активно способствует развитию взаимодействия государств — участников СНГ по вопросам сохранения общего культурно-исторического наследия, расширения сотрудничества в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах, уделяет особое внимание поддержке соотечественников, проживающих в государствах — участниках СНГ, совершенствованию международно-правовых инструментов защиты их прав и законных интересов в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной и иных сферах;
б) содействует расширению экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.;
в) наращивает сотрудничество с государствами — участниками СНГ в сфере обеспечения безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональной преступности, незаконной миграции».
В этом документе СНГ среди региональных приоритетов России занимает первое место, отдельно уделено внимание именно зоне свободной торговле СНГ и развитию СНГ в целом. Напомним, концепция была принята в 2016 году.
Место ЗСТ СНГ и вообще СНГ в белорусской политике
В Белоруссии основные направления внешней политики изложены в законе «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь» 2005 года, в который были внесены изменения в 2013 и 2015 годах. Однако в нем нет упоминаний конкретных интеграционных объединений. Но на сайте белорусского МИДа есть раздел «Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь». Это, конечно, не правовой акт, но СНГ там упомянуто:
«…Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную и конструктивную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве — Содружестве Независимых Государств, Евразийском экономическом союзе, Организации Договора о коллективной безопасности.
…Опираясь на общность истории, сложившиеся экономические и гуманитарные связи, Беларусь стремится развивать многоплановое взаимодействие и с другими государствами на постсоветском пространстве как на двустороннем уровне, так и в рамках интеграционных объединений — Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности. Усилия официального Минска сфокусированы на поддержании конструктивного политического диалога, наращивании объемов взаимной торговли, налаживании кооперационных связей, расширении научно-технического и культурного сотрудничества со странами СНГ и Грузией.
Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь в экономической сфере. Успешность взаимодействия в таких областях, как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных технологий, а также реализация положений Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров, является залогом роста благосостояния и качества жизни народов, входящих в Содружество стран».
Как видно, Белоруссия тоже уделяет особое внимание и СНГ, и зоне свободной торговли. Впрочем, видя, какие объемы торговли складываются у Белоруссии с Украиной, это понятно.
Выводы
Подытоживая все, что было написано выше, можно прийти к следующим выводам:
- В период до 2010 года торговля внутри СНГ регулировалась только двусторонними соглашениями, что создавало проблемы с регулированием.
- Украина не шла на интеграцию с Россией, несмотря на то, что для нее это экономическое сотрудничество было выгодно. Россия и Украина в начале 2000-х были друг для друга крупнейшими рынками в СНГ.
- В 2010 году появился Таможенный союз — конкурирующий проект, который отличался более жесткими обязательствами и наднациональным регулированием. Затем в 2012 году появилось Единое экономическое пространство, а в 2014 году — Евразийский союз, где интеграция и регулирование оказались еще значительнее.
- В 2011 году появилась зона свободной торговли СНГ, которая была и остается конкурирующим проектом Таможенному союзу. Однако ее участники несут гораздо меньше обязательств, при этом там нельзя эффективно разрешать споры между членами, так как по сути отсутствует регулирование.
- Основной политический смысл ЗСТ СНГ был в сохранении экономических связей России и Белоруссии с Украиной, причем экономически от этого выигрывали Украина и Белоруссия, а Россия проигрывала. С 2014 года политический смысл сохранения зоны свободной торговли для Украины у России пропал, и с 2016 года действие договора Россией было приостановлено.
- Снижение экспорта Украины и падение ее экономики в целом улучшило торговый баланс стран ЕАЭС со странами ЗСТ СНГ. При этом надо понимать, что для Таджикистана и Узбекистана торговля с Казахстаном, Россией и Киргизией в силу географии безальтернативна. Объем же торговли с Молдавией велик только у России и Белоруссии. Страны ЗСТ СНГ не обладают какими-либо высокотехнологичными или уникальными товарами, которые не могут быть замещены странами ЕАЭС, собственным производством или другими поставщиками.
- Таким образом, надо понимать, что экономический и политический смысл ЗСТ СНГ сейчас утрачен. Поэтому странам ЕАЭС необходимо выйти из данного договора и перейти к практике заключения отдельного договора о зоне свободной торговли ЕАЭС с каждой страной СНГ. Это будет отличный повод как защитить собственного производителя, так и напомнить о важности сотрудничества.
Читайте также: Евразийская интеграция для России: источник неприятностей или прибыли?