Государственный аппарат в Казахстане: урезать нельзя расширить
Сокращение номенклатуры и борьба с бюрократией — этот лозунг существует еще со времен перестройки. В Казахстане существует стойкое убеждение, что государству нужен маленький, но профессиональный государственный аппарат. Его постоянно сокращают, трансформируют, модернизируют и структурируют, однако жалобы на его работу не прекращаются.
Насколько же изменилась численность государственных служащих по сравнению с советским временем в Казахстане? В «Статистическом ежегоднике Казахстана в 1990 году» на страницах 58−59 приведены данные по их численности в 1980 и 1990 году, то есть до и после перестройки. Основой исследования также стали:
- лимиты штатной численности местных исполнительных органов и предельное число заместителей акимов (глав администраций — ИА REGNUM ) областей, городов Алма-Аты и Астаны, районов (городов областного значения);
- лимиты штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений;
- штатная численность отдельных государственных органов Республики Казахстан, содержащихся за счет республиканского бюджета.
Из численности центральных органов было исключено МВД (как правоохранительная служба), а также подведомственные учреждения (гражданские служащие). В сам список не входят и не входили министерство обороны и спецслужбы.
В итоге получилась нижеследующая таблица. Правда, довольно трудно соотнести категории друг с другом, но все равно общее представление составить можно.
Численность государственных служащих в Казахской ССР и Республике Казахстан, тысяч человек
Численность работников управления Казахской ССР по категориям
1980
1990
2017
Лимиты численности госслужащих Казахстана
84,2
55,7
87,86
Союзный аппарат
0,2
0,2
-
Республиканский аппарат
11,9
6,9
43,524
Областные управления и отделы
22,1
17,0
44,336
Районные и городские управления и отделы
25,7
28,9
Органы хозяйственного управления
24,3
2,7
-
17,8
21,0
0,691
4,8
6,1
8,39
Таким образом, можно отметить следующее:
- В управлении Казахской ССР участвовали и партийные структуры, которые дублировали государственную власть и осуществляли над ней контроль, однако в реальности это было избыточно. Поэтому можно брать в качестве количества управляющих сотрудников именно государственных служащих.
- Несмотря на компьютеризацию и переход государства к капиталистической экономике, численность государственных служащих в исполнительной власти выросла. По сравнению с 1980 годом — незначительно, а по сравнению с 1990 годом — в полтора раза.
- Интересно, что вообще не изменилось количество госслужащих в местных исполнительных органах, хотя количество административно-территориальных единиц изменилось.
- Зато в шесть раз по сравнению с 1990 годом и в 3,6 раза по сравнению с 1980 годом выросло количество госслужащих в центральных исполнительных органах. Именно там и можно их действительно сокращать.
- Увеличилось число госслужащих, которые обеспечивают деятельность судов, но сильно упало количество сотрудников в аппаратах местного самоуправления.
Таким образом можно определить, где и как выросло количество государственных служащих в Казахстане. Но так как именно центральные государственные органы и определяют штатную численность собственных структур, кажется нереальным, что они решат сами себя ограничить в количестве. Плюс сейчас огромную часть их работы составляют внутри‑ и межведомственные согласования. Причина проста: страх взять на себя ответственность за принятие решений. Значит, сокращение штатов потребует изменения и этой части казахстанской политической культуры, а это очень непросто.
Читайте также: Средняя Азия и Казахстан: как устроено правительство (часть 1)