Сергей Колеров: Косовский прецедент: станет ли Россия "банановой республикой"?
Итак, "провозглашение независимости не противоречит нормам международного права". Этот вердикт, вынесенный Международным судом ООН 22 июля 2010 года в отношении Сербского края Косово, автоматически легитимирует государственность всех непризнанных территорий, объявивших о своей независимости на данный момент. Равно как и всех тех, которые провозгласят ее в будущем. То есть Косовский прецедент состоялся теперь еще и юридически. Однако "консультативность" решения Гаагского суда не решает противоречия между правом наций на самоопределение и территориальной целостностью и, по сути, предлагает всему миру трактовать его так, как ему заблагорассудится (что уже и происходит), демонстрируя таким образом полное бессилие и никчемность международного права и ООН как его гаранта. Состоятельность провозгласивших свою независимость территорий отныне будет всецело зависеть от их способности отстоять свою государственность самим или при помощи заинтересованных в них сторон. А территориальная целостность - это теперь забота тех государств, чья целостность нарушается чужим самоопределением, и гарантировать ее может только сила, которая с благословения ООН официально обретает характер единственного права.
На постсоветском пространстве на данный момент остались два никем не признанных, за исключением друг друга и "частично признанных" Абхазии и Южной Осетии, государства, провозгласивших и отстоявших с оружием в руках свою независимость - Нагорно-Карабахская Республика и Приднестровская Молдавская Республика. И если признание Карабаха - дело, в первую очередь, Армении, до сих пор официально признающей территориальную целостность Азербайджана, то признание Приднестровья напрямую касается России и зависит только от нее и никого больше, несмотря на наличие всевозможных переговорных форматов и периодически возникающих новых кандидатов в посредники, пытающихся навязать свое участие в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта. Более того, в сложившейся ситуации признать Приднестровье - прямая обязанность России. В противном случае, она просто окончательно потеряет лицо.
Исторических и правовых оснований для признания Приднестровья и отказа в таковом "Республике Молдова" и ранее было более чем достаточно. За год нахождения у власти в Кишиневе Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) их появилось еще больше. Провоцировать Россию АЕИ начал практически сразу после своего формирования, требуя вопреки всем ранее достигнутым договоренностям вывода российских войск из ПМР и изменения миротворческого и переговорного форматов. Ввиду отсутствия какой-либо реакции российской стороны, требования Кишинева звучали с течением времени все громче и настойчивей.
Обостряться ситуация начала в преддверии празднования 65-летия Победы, когда спикер парламента и временно исполняющий обязанности президента
Дальнейшее молчание Москвы по поводу предложения предъявить России счет в $25 млрд. за "советскую оккупацию" и заявлений о "геноциде молдаван" сталинским режимом имело вполне закономерный итог - указ Гимпу, объявляющий 28 июня - день освобождения Бессарабии от румынской оккупации - "днем советской оккупации". Казалось бы, признание Приднестровья, логически вытекающее из этого указа, как и из "декларации о независимости Республики Молдова", должно было последовать немедленно. Однако МИД РФ ограничился констатацией мотивов, сделал акцент на "кощунственности", напомнил о 65-летии Победы, которое "совсем недавно мы вместе отпраздновали", и выразил надежду, что "в составе правящего Альянса за европейскую интеграцию возобладают прагматические подходы, и страна будет проводить политику, направленную на конструктивное развитие российско-молдавских отношений". На содержащееся в указе очередное требование вывода российских войск из ПМР, которые Гимпу назвал "оккупационными", должной реакции так и не последовало.
"Прагматические подходы" возобладали: указ Гимпу спустя полмесяца был отменен кишиневским конституционным судом, за что суд с тех пор, по его собственному заявлению, подвергается травле. А консенсус бессарабской политэлиты по поводу "советской оккупации" наиболее точно был выражен формулой политолога
Отставки Гимпу не последовало. Никто из представителей правящей коалиции официально не осудил его действий, включая называющего себя партнером "Единой России"
21 июля, в день подписания в Москве "Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова" 1992 года, Филат заявил, что подписанием этого документа Россия признала себя участницей конфликта. В тот же день Гимпу, выступая на Всемирной конференции спикеров парламентов в Женеве, заявил, что его страна стала самой бедной в Европе потому, что "на ее территории продолжает находиться" российская "оккупационная армия".
Причины, по которым Москва столько лет якшается с бессарабскими юродивыми - сначала
В прошлом году Кремль сделал откровенную ставку на Воронина на парламентских выборах, поверив, что он единственное спасение от неминуемой "румынской погибели". Хотя действительная причина, надо полагать, была не в силе воронинской пропаганды, а в элементарном страхе московских чиновников, что на смену привычным и сытым ворониным и ткачукам придут голодные и злые гимпы и филаты (как оно в итоге и произошло) и ситуация в регионе начнет стремительно "размораживаться", что повлечет за собой необходимость принимать решения и нести ответственность за их последствия - реагировать, одним словом. А при Воронине, как они надеялись, можно было бы еще на какое-то время "оставить все как есть".
Причина сегодняшнего "терпения" Москвы - в очередной смене внешнеполитических "приоритетов", недавно объявленной президентом РФ
На саммите Россия - ЕС в Ростове-на-Дону Медведев заявил, что РФ не принимают в ВТО и не отменяют визовый режим с ней по политическим мотивам, и что граждане не должны страдать из-за политики. И буквально через 3 дня он принимает политически мотивированное решение, включив вопрос молдавско-приднестровского урегулирования в меморандум, подписанный с Меркель, сделав заложником этого решения российских граждан (87,6% приднестровских граждан РФ, принявших участие в выборах президента 2008 года, проголосовали за Медведева) и интересы России в Приднестровье.
Через две недели свет на содержательную часть договоренностей Медведева и Меркель пролил глава российского МИД
После откровений российского министра стало понятно, что скрывалось за туманностью некоторых формулировок киевского заявления Медведева и
Ни Медведев, ни Лавров при этом так и не объяснили, какое отношение Евросоюз, навязавший себя вместе с США в 2005 году в качестве наблюдателей в переговорном формате "5+2", имеет отношение к молдавско-приднестровскому конфликту. Если Москва и Брюссель намерены выстраивать общую концепцию европейской безопасности, то почему бы тогда не включить в нее наряду с приднестровским, баскский и каталонский, валлоно-фламандский и кипрский вопросы? Или, например, вопрос венгров Румынии, добивающихся автономии, учитывая, что Бухарест, фактически участвовавший в молдавско-приднестровском конфликте на стороне Кишинева, находит "основания", чтобы предлагать себя в качестве участника урегулирования? Вопрос того же Косово, наконец?
Косвенным подтверждением вышесказанному стало появление пару недель назад в германских СМИ информации о том, что-де "вознаграждением" Евросоюза за вывод российских войск из Приднестровья станет безвизовый режим с Россией, которая была тут же подхвачена и растиражирована польскими, румынскими и бессарабскими изданиями. Вряд ли ЕС в реальности согласится на такой обмен. Но то, что это может быть предметом торга и давления на Москву - и давления результативного, учитывая все большую мягкотелость и податливость российской дипломатии в отношениях с западными "партнерами", вполне вероятно. Пример "перезагрузки" является тому подтверждением.
По мере приближения президентских выборов Медведев так увлекся идеей во что бы то ни стало добиться безвизового режима с ЕС, что, видимо, забыл о том, что большинству российских граждан от этого ни горячо, ни холодно, так как пределов РФ, ближнего зарубежья - максимум, они не покидают, и визы тут совершенно ни при чем. Оптовым поставщиком гастарбайтеров Россия, в отличие от своих соседей, не является. А большая часть тех россиян, что могут позволить себе отдых заграницей, выбирают Турцию, Египет и ряд других стран, в Евросоюз не входящих. Те же из стран ЕС, что наиболее заинтересованы в туристах из России, уже сейчас находят возможности максимально облегчить оформление необходимых документов и свести визовый режим почти к формальности. То есть очередной "прорыв", как, несомненно, преподнесет это российским гражданам официоз, в случае, если Медведев своего добьется, коснется довольно узкой прослойки россиян. К тому же "прорыв" этот может иметь и обратную сторону. Не исключено, что безвизовый режим привлечет в Россию гастарбайтеров из "третьего мира" ЕС - Румынии и Болгарии, которых все меньше хотят видеть в Западной Европе, Прибалтики и Греции, также входящих в список наиболее пострадавших от кризиса. А в перспективе и из других стран Юго-Восточной Европы. Готова ли будет Россия принять их? Нужны ли они здесь?..
"Оккупационный" указ Гимпу спутал все карты, и "обоюдоприемлемое решение" молдавско-приднестровского конфликта пришлось на время отложить. А теперь вот еще и решение суда ООН совсем некстати. МИД Карабаха уже заявил о намерении использовать Косовский прецедент для международного признания республики. МИД Приднестровья обратился за признанием непосредственно к ООН. Баку и Кишинев, в свою очередь, заявили о неприменимости прецедента Косово в отношении НКР и ПМР. Гимпу даже поспешил записать в "румыны" приднестровских молдаван и "увеличить" их количество за счет "сокращения" русских, назвав при этом конфликт "молдавско-российским", что, по его словам, лишает Приднестровье права на независимость. Что касается позиции России, то уже по её первой реакции понятно, что Москва, как и после провозглашения независимости Косово в феврале 2008-го, решила "не обезьянничать". Стоит напомнить, что "не обезьянничать" тогда получилось всего 5 месяцев, до августа, когда "обезьянничать" начал
Уже на следующий день после решения Международного суда МИД России поспешил объявить, что отправляет с трехдневным рабочим визитом в Кишинев и Тирасполь замглавы ведомства
Пожалуй, наиболее логичный шаг со стороны ПМР, в случае, если главный гарант урегулирования продолжит вести себя подобным образом, - это инициировать как стороне конфликта, исключение из формата "5+2" наблюдателей ЕС и США, а также совершенно бесполезного посредника
Между тем, вопреки всему вышесказанному, сложившаяся на сегодняшний день ситуация наиболее удачна для признания Россией Приднестровья и восстановления утраченных позиций в регионе. "Второе пришествие" Косовского прецедента станет тестом, в том числе, и для пока признанной и официально не подвергаемой сомнению российской государственности и ее будущего. Тестом, возможно, последним.
Возвращение горбачевщины и козыревщины, свидетелями которого мы являемся, российское государство рискует не пережить. Стремление к безопасному и бесконфликтному миру, совместный поиск ответов на глобальные вызовы, декларируемые Медведевым, на данный момент являются исключительно игрой в одни ворота. "Перезагрузка" и "равноправное партнерство" оборачиваются отказом от национальных интересов и исторических, кровных сфер влияния, потерей последних союзников. "Примирение" с историческими врагами сопровождается оскорблением собственной памяти и идентичности, попытками пересмотреть собственную историю в угоду новым "друзьям" и "партнерам". В частности, единственным внятным проявлением российско-польской "дружбы", широко анонсированной официозом после того как Медведев "от имени всех граждан России" (!) объявил национальный траур по русофобу
Признать Приднестровье - значит, заявить о своем праве на сферы ответственности и интересы за пределами сегодняшней государственной границы, в котором США публично отказывают России. Положить начало собиранию утраченных земель. Приднестровье для России имеет такое же значение, как и Севастополь, и не только в стратегическом плане - как форпост и будущий плацдарм. Это символы, утрата которых сопоставима с потерей Косово для Сербии. Отказ от Приднестровья будет означать окончательную капитуляцию и, как выразился профессор Приднестровского госуниверситета
Пока решение о "деоккупации" до границ Центрального федерального округа Москвой еще не принято, попробуем рассмотреть перспективы признания Россией Приднестровья. Разумеется, при условии, что руководство РФ не станет дожидаться, пока неопределенность внутриполитической ситуации в Бессарабии "рассосется", и надеяться на приход к власти коалиции "перевоспитавшейся" Партии коммунистов и Демпартии с экс-коммунистом Лупу во главе с тем, чтобы попытаться всучить им "Меморандум Козака - 2". Результат это будет иметь точно такой же, как в 2003 году, так как отличие этой коалиции от ныне действующей будет заключаться лишь в том, что она не станет откровенно плевать России в лицо до поры до времени - именно этот критерий наиболее точно определяет "пророссийскость" любого бессарабского политика. Неопределенность в Кишиневе как раз является благоприятным фактором для признания ПМР.
Допустим, что в понедельник или 1-го числа следующего месяца Москва объявляет на весь мир, что признает независимость Приднестровья, предварительно доведя численность российских миротворцев до изначально установленной - в ответ на неоднократные призывы Тирасполя. Имеющая статус второго гаранта в приднестровском урегулировании Украина, которая вопреки прогнозу американского агентства Stratfor, сделанному после харьковских соглашений и киевской декларации Медведева и Януковича, "официальным инструментом российской внешней политики" так и не стала, примеру Москвы, конечно, не последует, ибо зависит от мнения тех же внешних партнеров, что и Россия. Однако, учитывая частоту и накал "лобызаний" первых лиц Москвы и Киева, наблюдающийся в последнее время, вероятнее всего, предпочтет сохранить нейтралитет и не станет препятствовать развитию ситуации. Тем более что подобное её разрешение не противоречит украинским интересам, которые здесь все более сталкиваются с румынскими. А сегодняшнюю Бессарабию в Киеве рассматривают как инструмент Бухареста. Помимо этого, Киев и Кишинев уже несколько лет не могут прийти к приемлемому для обеих сторон решению по поводу земельного участка в районе Паланки, хотя время от времени объявляется, что решение найдено.
Одним из ближайших последствий независимости ПМР будет развенчание устойчивого пропагандистского мифа о том, что за признанием Россией Приднестровья последует немедленное поглощение Бессарабии Румынией. Точно так же, как после прошлогоднего поражения на выборах Партии коммунистов, рухнул один из главных мифов воронинской пропаганды, утверждавшей, что "униря" состоится сразу же после прихода к власти либералов. Никуда Бессарабия не исчезнет. Напротив, признание Приднестровья на сегодняшний день - наиболее действенный и, очевидно, единственный способ удержать Кишинев в орбите российского влияния, потому что таким образом будет устранен главный источник противоречий и взаимного шантажа в отношениях Москвы и Кишинева. Делить будет нечего. Более того, "приднестровизация", которой так боятся в Кишиневе со времен Меморандума Козака, станет вопросом времени. Присоединения Бессарабии к Румынии не произойдет. Даже если Гимпу издаст десяток-другой соответствующих указов. Не потянет самая нищая страна Евросоюза, убитая кризисом, присоединение самой нищей страны Европы.
Одно дело - под популистские лозунги массово раздавать паспорта бессарабцам, ничем при этом не рискуя и создавая проблемы только другим странам ЕС, поскольку абсолютное большинство молдавских гастарбайтеров, получивших румынское гражданство, в Румынии не задерживается, и совсем другое - взять на себя все проблемы региона с 3,5 млн населения и нести ответственность за их решение. На данный момент Бухарест не может справиться с собственными проблемами, и его шансы выкарабкаться из кризиса и кабальной зависимости от
Решение суда ООН по Косово уже вызвало переполох в Румынии: вице-председатель
Не даст и Брюссель добро на внеочередное расширение ЕС. Очевидно, что время приема новых членов по политическим мотивам закончилось 1 января 2007 года. Как раз на Румынии и Болгарии, членство которых теперь стало бельмом на глазу для Старой Европы. Мировой финансовый кризис довольно жестко расставил приоритеты. И Бессарабия не тот случай, который мог бы их изменить. Поэтому слова Филата "Европа, жди, мы идем!", сказанные им на праздновании Дня Европы, равносильны попытке запустить ракету в космос при помощи шаманского заклинания. ЕС и США, разумеется, осудят Россию, примут ряд громких деклараций, Бессарабия на какое-то время заполонит мировое информационное пространство, но этим все и ограничится, серьезно ссориться с Россией из-за нее никто не будет. Запад проглотит Бессарабию так же, как проглотил Грузию, даже еще быстрее. Реальная же его помощь будет весьма ограниченной. Выдадут США, ЕС, МВФ,
Признание Россией Приднестровья не приведет к консолидации бессарабского общества, и антироссийские настроения не приобретут массовый характер - в этом радикальное отличие Бессарабии от Грузии. Оно консолидирует лишь румыноунионистскую часть электората (которая не превышает на данный момент 15-20% населения и, вероятно, пополнится еще 10-20% активных сторонников) и, возможно, правящую элиту. Несомненная польза указа Гимпу о "дне советской оккупации" в том, что он, как лакмусовая бумажка, обнажил всю степень раскола бессарабского общества. Более того, показал, что раскол этот имеет не только идейный, культурный, этнический, но и территориальный характер. Гагаузско-болгарский юг и русскоязычный север страны с центром в Бельцах отказались подчиниться указу. Исполнительная и законодательная власти Гагаузии на время забыли внутренние распри и вместе выступили против него. Помимо этого, Народное собрание гагаузской автономии объявило 28 июня Днем освобождения от румынской оккупации, потребовало отставки Гимпу, а также напомнило ему о вооруженном "походе на Гагаузию" 1990 года, организованном Народным фронтом Молдавии, одним из основателей и лидеров которого являлся нынешний и. о. президента, и нежелательности повторения этих событий. То есть юг и север Бессарабии показали свою готовность к активному протесту и, в случае эскалации конфликта, станут центрами притяжения и силы для всех недовольных действующей кишиневской властью.
И пример признанного Приднестровья будет только вдохновлять их действия и становиться лишь более привлекательным по мере радикализации прорумынской и антироссийской политики официального Кишинева. Ответом на попытки увести Бессарабию в Румынию или просто превратить в "румын" все население региона станет появление двух "сепаратистских" анклавов, ориентированных на повторение приднестровского пути и вполне резонно рассчитывающих на поддержку России.
Подобный же результат будут иметь и попытки изменить конституционный нейтралитет и вступить в
Ну и, наконец, для ответа на антироссийские демарши Кишинева Москва имеет довольно обширный и эффективный инструментарий экономических мер, как уже опробованных, так и еще не задействованных, способных при негативном варианте развития событий превратить Бессарабию в Сомали. Экономически регион практически полностью зависит от России. Громкие заявления о переориентации своей продукции на европейский рынок, сделанные после введения "винного эмбарго" 2006 года, затем попытки заполнения "винными напитками" белорусского и украинского рынков закончились униженными обиваниями порогов московских кабинетов бессарабскими чиновниками с Ворониным во главе. Не нужно Евросоюзу молдавское вино. Сейчас кишиневские парламентарии заявляют о способности Бессарабии конкурировать с французскими, испанскими и итальянскими производителями вин. Но при этом конкурировать с ними они почему-то хотят именно на российском рынке, а не в Европе.
Эмбарго на всю сельскохозяйственную продукцию аграрной Бессарабии, "окончательно европейская" цена на газ, повышение пониженной в начале этого года "в связи с тяжелой экономической ситуацией" цены на электроэнергию, 70% которой поставляет в Бессарабию расположенная в Приднестровье и принадлежащая российской "Интер РАО ЕЭС" Молдавская ГРЭС, или полное прекращение поставок, как это было в 2005 году, рано или поздно заставят Кишинев избавиться от Гимпу и ему подобных и договариваться с Москвой. Можно, конечно, строить планы по присоединению к энергетической системе Румынии, заключать соглашения по этому поводу, а также фантазировать на тему пересмотра тарифов за транзит российского газа. Однако ж Румыния обеспечивает собственные потребности в газе только на 70%, а в остальном зависит от "
В арсенале России имеется и еще один летальный аргумент, на случай, если изложенных выше окажется недостаточно. Отправка на родину бессарабских гастарбайтеров, которых, по официальным кишиневским данным, находится в РФ около полумиллиона, а по неофициальным российским почти в 2 раза больше, сделает революцию в Бессарабии неизбежной. В России их места сразу же будут заняты украинцами, таджиками и другими, а единственное применение, которое смогут найти себе на родине несколько сотен тысяч оставшихся без работы и средств к существованию здоровых, активных и мобильных людей, - это выразить свою безмерную благодарность действующей власти с Гимпу во главе.
Выстраивающему "европейскую безопасность" Медведеву следует помнить: бескровно смыть Приднестровье в нацистский унитаз и преподнести это перед выборами как "пример успешного разрешения замороженного конфликта" не получится. Опыт предательства Москвой и противостояния в одиночку бандам бессарабских и румынских нацистов у приднестровцев, 98% которых высказались на референдуме за сохранение СССР, уже имеется. Известно, что вмешательство в конфликт и прекращение кровопролития в 1992 году было личной инициативой покойного генерала