«Только живое находит отклик у людей»: «Наше Отечество» Елены Безбородовой
В Москве в Доме Гоголя проходит выставка «Наше Отечество» выдающегося российского скульптора Елены Безбородовой. В экспозиции представлено более 50 работ пластики малых и средних форм, выполненных в бронзе и представляющих собой явление развития духовной скульптуры, скульптуры военной тематики и современной.
Герои нашего времени — простые люди, честные труженики, на плечах которых мы победили в Великой Отечественной войне. Скульптуры маленького размера, но с монументальным решением, которые издали как образ и знак, символ, который вблизи погружает зрителя в глубокий смысл.
Центральное место на выставке занимает скульптура «Превратились в белых журавлей», созданная в 2005 году по мотивам стихотворения Рассула Гамзатова:
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей».
Работа посвящена памяти павших на полях сражений, скульптор показывает нам превращение юношей в белых журавлей. Один уже развернул свои крылья, двое других, еще в земном обличье, уже отрываются от земли.
«Изображены три бойца во время взрыва. Большой журавль — это символ одной человеческой души, и рядом два бойца в момент смерти. Во время боя солдаты бегут в атаку, отдавая свои молодые жизни. Солдаты оторваны от земли волной взрыва, а их плащ-палатки превращаются в крылья журавлей и одновременно как воронки от взрыва. Они изображены в момент смерти и перехода души из земного воинства в Вечность в воинство небесное духовное», — рассказывает Елена Безбородова.
Человек подвига — подвига трудового, воинского и духовного. Вот темы, которые представлены на выставке. «Работа «Ветеранка» — это конкретная бабушка, которая играла на гармошке на фольклорном фестивале Великого Устюга. Она стоит, как солдат с военной выправкой, на ней ордена, сапоги и одновременно фартук и национальный головной убор — это человек труда, который, если надо, пойдет защищать Родину. Только живое находит отклик у людей», — отмечает скульптор.
Архимандрит Кирилл Павлов — монолитный памятник передает широкий смысл и глубину замысла художника. Высота воинского подвига, так как он герой Сталинградской битвы, и высота духовного подвижничества, в жизни он был старцем и духовником трех патриархов. Скульптура стоит на горе-стене, он как солдат и как духовный снаряд.
Елена Безбородова определяет свой метод как «символический реализм». Руками Елены создаются великие символы России, образы — символы — ориентиры национального самосознания и достоинства. Пространственно-временные границы выставки уходят в глубь веков, как сама история государства Российского. В экспозиции представлены образы святых, образы мыслителей, духовных отцов, воинов и врачей и образы тружеников, простых людей русской земли.
Произведения Елены никогда не говорят о мелочах. Они не для развлечения, отвлечения, разгадывания шарад. Наедине с каждым воспринимающим, внимающим им человеком они всегда ведут серьезный разговор о главном. Созданные скульптором образы святых, просиявших в земле русской, и духовных отцов, и людей, составляющих славу России и соль земли ее, — все они современны навсегда и всегда по смыслу и обстоятельствам жизни своевременны. Елене исполнилось тридцать три года, когда создано было ею «Распятие с Предстоящими» для крестовоздвиженского храма. И, будучи уже установленным в этом московском храме на Чистом Вражке, «Распятие с Предстоящими» дважды и длительно мироточило, поясняет куратор выставки, искусствовед Л. А. Мещерякова.
Выставка «Наше Отечество» проходит до 9 октября в Москве в выставочном зале в Доме Гоголя по адресу: Никитский бульвар, дом 7.