Карелия: скандал в благородном правоохранительном семействе? Статья
В конце апреля многие жители карельского райцентра Пудожа были потрясены зверским убийством 26-летней сотрудницы местной администрации Полины Серегиной. Поиски пропавшей девушки шли несколько дней, но правоохранительные органы только подтвердили страшную версию ее исчезновения. Труп Полины с признаками насильственной смерти обнаружили в лесном массиве неподалеку от города, а затем в Пудоже был арестован и главный подозреваемый в совершении этого преступления - следователь районного отдела внутренних дел, с которым погибшая предположительно познакомилась в городском баре незадолго до убийства.
В Карелии такое произошло впервые: как утверждают следственные органы, за всю криминальную историю республики еще ни разу не привлекался к уголовной ответственности милицейский следователь. И уж вряд ли кто мог себе представить, что эта трагедия станет поводом для выяснения отношений между правоохранительными структурами - следственным комитетом и МВД или даже частью чьих-то интриг.
Руководство Карельского управления следственного комитета при прокуратуре РФ и прежде трудно было упрекнуть в симпатиях к местным стражам порядка - почти на всех своих последних пресс-конференциях шеф управления Петр Клемешов уделял особое внимание уголовным делам, возбужденным в отношении сотрудников республиканского Министерства внутренних дел, и весьма критично относился к результатам милицейской работы. А трагический случай в Пудоже только обострил оценки деятельности МВД Карелии со стороны Клемешова, который 29 апреля разразился довольно жесткими заявлениями о состоянии преступности на территории республики и о противоправных проявлениях в карельской милиции.
Больше всего руководитель следственного управления возмутился тем, как был уволен сотрудник Пудожского РОВД, обвиняемый в убийстве девушки. По словам Петра Клемешова, офицер юстиции ушел из органов внутренних дел по собственному желанию, с денежным вознаграждением и премией "за образцовое исполнение служебных обязанностей". В связи с этим следственное управление обратилось с официальным письмом к министру внутренних дел Карелии Игорю Алешину, в котором предложило пересмотреть решение об увольнении офицера юстиции. "Следователь должен быть уволен за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции", - пояснил журналистам Клемешов. Однако многих на этой пресс-конференции поразило другое. Глава республиканского управления следственного комитета почему-то вспомнил о печально известных беспорядках в Кондопоге и высказал предположение, что события в Пудоже могут вызвать социальное напряжение среди населения района. Петр Клемешов даже призвал пудожан не устраивать самосуд, пообещав наказать виновных по закону. При этом сам руководитель следственных органов признал, что обстановка в Пудожском районе спокойная и никаких массовых возмущений граждан там не наблюдается. К чему тогда было в очередной раз тревожить кондопожский призрак? Ответ на этот вопрос спустя неделю попытался дать министр внутренних дел Игорь Алешин.
Выступление милицейского генерала 5 мая стало едва ли не самым ярким событием между двумя праздничными датами, когда политическая и деловая активность в Карелии обычно падает до нуля. В полемике со своими оппонентами руководитель республиканского МВД предпочел наступательную тактику и решил провести атаку сразу по всем направлениям.
Как заявил министр, в Карелии развернута настоящая травля милиции, а ведет кампанию по дискредитации органов внутренних дел группа влиятельных бизнесменов, государственных чиновников и представителей "структур, близких к правоохранительным органам". Никаких имен или названий государственных учреждений, причастных к этой кампании, Алешин не назвал, но не исключил того, что конкретные указания на участников травли появятся позднее, и тогда руководство карельского МВД будет готово представить в суд необходимые доказательства, которые милиционеры собирали вместе с сотрудниками ФСБ.
По выражению генерала, за последние три-четыре месяца выплеск негативной информации о деятельности органов внутренних дел достиг в республике пятилетней нормы. Игорь Алешин связал нынешнюю травлю карельской милиции с расследованием дел коррупционной направленности, которые затрагивают интересы влиятельных лиц. В качестве одного из примеров кампании по дискредитации республиканского МВД руководитель ведомства привел попытку адвокатов бывшего председателя Госкомитета Карелии по лесу Владимира Корниенко, арестованного в конце прошлого года по подозрению в совершении должностных преступлений, предъявить министерству 100-миллионный иск за якобы нанесенный экс-чиновнику моральный ущерб.
"Многие уголовные дела мы возбудили по факту, и, возможно, мы выйдем на новые интересные моменты. Естественно, те проверки, которые мы ведем, не остаются незамеченными. По тем запросам, которые мы делаем, люди прекрасно понимают, куда мы идем. Это их очень беспокоит, и мы прогнозируем, что количество грязи и нападок на милицию многократно увеличится", - заметил Алешин.
Министр сообщил, что группа его оппонентов располагает большим финансовым и административным ресурсом и может организовать в ближайшее время ряд акций против МВД Карелии. В частности, Алешин предположил, что в Пудожском районе будет предпринята попытка дестабилизировать обстановку, а возможным поводом для этого станут активно распространяемые слухи вокруг убийства сотрудницы местной администрации, в котором обвиняется следователь РОВД. Один из слухов - о своем родстве с обвиняемым - министру пришлось опровергать прямо на пресс-конференции. "Лично мне этот человек родственником не является, с ним я не знаком, никаких контактов у меня с ним не было. Может ли он быть родственником моей жены? Близким - однозначно нет. Неблизким? Учитывая некоторую специфику отношений, я не могу этого исключить. Но совершенно точно, моя жена в глаза его в жизни ни разу не видела и никаких отношений не поддерживала", - заявил генерал.
Комментируя решение руководства МВД Карелии об увольнении пудожского следователя, Игорь Алешин рассказал, что в это время он находился в Чечне, и приказ подписывал исполняющий обязанности министра. Когда офицер юстиции почувствовал, что попал под подозрение, он сам подал рапорт об отставке, и никаких законных оснований уволить его за совершение проступка, порочащего честь милиционера, у начальства на тот момент не было. По словам Алешина, предъявить претензии к служебной деятельности подозреваемого в МВД тоже не могли, и по милицейскому приказу уволенному полагалось выплатить премию.
Безусловно, публичное заявление руководителя самой мощной силовой структуры Карелии о травле со стороны влиятельных лиц республики, да еще накануне инаугурации нового президента страны, было услышано в Москве, где сейчас особенно пристально следят за обстановкой в регионах. Так что хотел того генерал милиции Алешин или не хотел, но он невольно обратил внимание федерального центра на ситуацию в тихом, лесном крае, о котором только-только стали забывать после кондопожских событий, "пропущенном звонке" главы государства, громких коррупционных скандалов и письма городского совета Петрозаводска к
Вероятно, поэтому республиканские власти попытались вести себя так, как будто ничего не произошло, хотя прежде довольно болезненно реагировали на любые сомнения в их репутации. В руководстве Карелии предпочли не комментировать выступление милицейского генерала, несмотря на то, что глава МВД республики упомянул в числе влиятельных лиц, участвующих в травле органов внутренних дел, и государственных чиновников. В следственном управлении пока тоже воздержались от комментариев, сославшись на то, что руководитель ведомства Петр Клемешов выехал в Пудожский район.
Однако можно с уверенностью утверждать, что точка в этой истории еще не поставлена. Для "структуры, близкой к правоохранительным органам", теперь дело чести доказать, что она не занимается очернительством работы милиции, а стоит на защите прав граждан. Но и Министерству внутренних дел Карелии, по-видимому, придется назвать своими именами "влиятельных лиц", хотя бы для того, чтобы более не испытывать на себе их "влияние". Пока же в республиканском МВД ждут плановую проверку из Министерства внутренних дел России, которая должна прибыть в Карелию во второй половине мая. Московское начальство будет инспектировать деятельность местной милиции и вынесет свою оценку ее работе. Скорее всего, проверяющие не оставят без внимания трагический случай в Пудоже, тем более что он получил уже всероссийскую известность.
Валерий Поташов