Армения-Россия

Оправдательный приговор москвичу по делу об убийстве в Подмосковье 19-летнего уроженца Армении Артура Сардаряна оставлен в силе. Верховный суд России отклонил кассационную жалобу защиты и гособвинения по этому уголовному делу, которое рассматривалось присяжными в Мособлсуде. Таким образом, вступил в законную силу вынесенный в феврале этого года повторно на основании вердикта присяжных оправдательный приговор в отношении молодого москвича, который обвинялся в убийстве гражданина России - уроженца Армении 19-летнего Сардаряна. По версии прокуратуры, 25 мая 2006 года двое молодых людей, находясь в электропоезде Москва-Софрино, увидели в вагоне Сардаряна. Они решили расправиться с молодым человеком, поскольку "испытывали ненависть и вражду к лицам кавказской национальности", сообщает PanARMENIAN.Net.

Азербайджан, Иран и Россия учредили консорциум, который займется реализацией транспортного проекта, чреватого ужесточением изоляции Армении. Как сообщает газета "Новое время", речь о железной дороге Казвин - Решт - Астара, прокладка которой выведет Армению из глобальной транспортной цепочки. Вовлечение Москвы в этот сомнительный во всех смыслах проект выглядит несколько странным, если иметь в виду заверение российского руководства в готовности участвовать в строительстве магистрали Иран - Армения, пишет газета. Отмечая, что оба проекта являются вариантами создания коридора "Север - Юг", "Новое время" пишет: "Какой из двух масштабных проектов - "Иран-Армения" или "Казвин-Решт-Астара" - в итоге выберет Россия? Наивно было бы полагать, что Москва способна взяться одновременно за оба проекта. Ясно, что в итоге реализован будет либо один, либо другой. Если Москва действительно намерена участвовать в строительстве дороги Иран - Азербайджан, то она будет кровно заинтересована в том, чтоб Армения как можно дольше находилась в транспортной блокаде. Дело в том, что, согласно подсчетам, железную дорогу Казвин-Решт-Астара удастся сделать рентабельной за пять лет только в том случае, если объем осуществляемых по ней грузоперевозок будет не меньше 20 миллионов тонн в год. А такой объем можно реально обеспечить, лишь если эта дорога будет единственной коммуникацией, связывающей Россию с Ираном. Наличие альтернативной коммуникации будет препятствовать окупаемости проекта Казвин-Решт-Астара и бить по карману российского инвестора. Неужели Москва действительно может быть заинтересована в сохранении транспортной изоляции своего стратегического партнера? Еще два года назад, когда Россия сделала первую серьезную заявку на участие в проекте Казвин-Решт-Астара, премьер-министр Армении поделился своим беспокойством по этому поводу с министром иностранных дел России. Сергей Лавров обещал приложить усилия к тому, чтобы не допустить вытеснения Еревана из региональной транспортной системы. Но подпись президента государственной компании "Российские железные дороги" Владимира Якунина под заключенным 29-го марта в Тегеране соглашением позволяет предположить, что интересами союзника в Москве все-таки решили пожертвовать".

Газета "168 Жам", напоминая о визите премьер-министра Армении Сержа Саркисяна в Москву, в ходе которого последний на встрече с Владимиром Путиным "публично сделал довольно скандальное разоблачение", заявив о поддержке руководством РФ кандидата властей на всех этапах президентских выборов Армении и о том, что никогда еще эта поддержка не была столь откровенной, пишет: "Несмотря на то, что в определенных кругах как Армении, так и России не все были, мягко говоря, в восторге от такого разоблачения, было бы наивным думать, что подобное, сделанное перед десятками телекамер важнейшее заявление могло быть сделано без предварительного согласования его на высшем уровне". Таким образом, заключает газета, в Москве властные элиты России и Армении одновременно внесли ясность в вопрос о роли властей России в избирательных процессах Армении и, одновременно, новый руководитель Армении дал ясно понять другим геополитическим центрам, с каким геополитическим ресурсом он намерен противостоять продолжающимся внешним давлениям.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", 9 апреля в Москве, перед посольством Армении состоялся митинг. Демонстранты с горящими свечами в руках почтили память жертв трагических событий 1 марта в Ереване, после чего представили посольству петицию, которая, в частности, содержала требование выпустить на свободу всех арестованных вслед за событиями 1 марта. То, что акция протеста в день инаугурации Сержа Саркисяна была санкционирована властями Москвы, пишет газета, позволила некоторым аналитикам утверждать, что таким образом РФ пыталась показать, что поддерживает справедливые требования армянской общественности. Вместе с тем, отмечая, что информационная программа ОРТ в тот же день сообщила лишь об инаугурации, не упомянув об акции протеста, газета заключает: "Таким образом русские хотят, чтобы и волки были сыты, и овцы целы".

В России, как и Армении, происходит имитация политической жизни. В условиях отсутствия избирательных механизмов, "захвата" телеэфира со стороны власти и функционирования зависимых судов истинная политическая жизнь невозможна. Между нашими странами, разумеется, есть определенные различия: Россия продает нефть и газ, цены на которые постоянно растут, а мы эти энергоносители покупаем. Следовательно они пока что обогащаются, а мы - беднеем, в результате чего большинство россиян Путина любит, а мы своих руководителей - нет. Чтобы утешить последних, заметим: обогащение за счет продажи сырья - явление не вечное. ("Аравот").

В преддверии 93-й годовщины Геноцида армян

"24-ого апреля, чтя память 1,5 миллионов жертв Геноцида армян, совершенного в Османской Турции с 1915 по 1916 года, мы выражаем наш протест против беспрецедентной позиции Турции, которая препятствует любым обсуждениям вокруг темы Геноцида и пытается свалить вину на самих жертв Геноцида, утверждая, что они спровоцировали применение насилия", - говорится в поступившем в PanARMENIAN.Net заявлении армянской общины Берлина. "Тот, кто непосредственно не участвовал в резне армян, был свидетелем этих событий, и совершенно очевидно, что преступники действовали с согласия этих свидетелей. Следовательно, они тоже несут ответственность и виновны в совершении Геноцида", - говорится в заявлении. Авторы заявления также подчеркивают, что Геноцид армян не только является частью истории, но и отражает полную картину сегодняшней Турции. В заявлении также говорится, что приняв ответственность за совершенное преступление против человечества, Турция сможет облегчить свою вину, в противном случае же сохранит клеймо виновного в совершении Геноцида армян в глазах будущих поколений.

Как сообщает газета "Азг", канцлер Германии Ангела Меркель, отвечая в ходе весенней сессии ПАСЕ на вопрос члена армянской делегации Раффи Ованнисяна, каков ее подход к признанию Геноцида армян, если сама Германия признала Холокост, сказала: "Тот, кто не знает свою историю, столкнется с проблемами в вопросе строительства своего будущего. Европу объединяет не только свобода, но и терпение, что для подобных проблем является крайне важным".

26 марта Кнессет впервые принял принципиальное решение о том, что тема Геноцида армян будет обсуждаться на одной из комиссий израильского парламента. Предложение было внесено депутатом Хаимом Ороном (МЕРЕЦ). Депутат Зеэв Элькин ("Кадима") тогда же предложил рассмотреть данную тему на комиссии по образованию и культуре. Депутат Йосеф Шагал (НДИ) предложил, чтобы данный вопрос был заслушан на комиссии по внешним делам и обороне. (PanARMENIAN.Net).

Официальная Анкара против обсуждения в парламенте Израиля вопроса о Геноциде армян, так как считает, что это "повредит стратегическим турецко-израильским отношениям". Как заявил председатель комиссии по международным отношениям парламента Турции Мурат Мерджан, этот вопрос "является очень щепетильным и чувствительным для турецкого общества, и нам бы не хотелось, чтобы его вопрос обсуждали в израильском парламенте". Позиция израильского политического истеблишмента в достаточной степени удовлетворяет Анкару, сказал Мерджан. "Мы встречались и с президентом Израиля, и со спикером Кнессета, и с премьер-министром, и с главой МИД. Во время всех этих встреч наша делегация с большим пониманием отнеслась к позиции официального израильского руководства к данной проблеме. Мы благодарны руководству Израиля за ясный и разумный подход к проблеме", - добавил турецкий парламентарий. "А наших израильских друзей мы лишь просили разъяснить некоторым израильским политикам, что не стоит "писать" историю, основываясь на сиюминутные политические пристрастия, что может нанести урон стратегическому партнерству между Израилем и Турцией", - сообщил Мерджан ("Тренд").

Обсуждение вопроса Геноцида армян в Кнессете Израиля является инструментом давления на Анкару, заявил директор Института востоковедения НАН Армении, профессор Рубен Сафрастян. По его словам, резолюция о Геноциде армян вряд ли будет принята, и в очередной раз этот вопрос становится камнем преткновения между тремя странами. В частности, одной из причин обсуждений вопроса Геноцида армян стало недовольство Израиля и еврейской общины США позицией Турции в отношении арабских стран и израильско-палестинского конфликта, считает Сафрастян. (PanARMENIAN.Net).

Время примирения наступит тогда, когда Турция поймет всю бессмысленность траты миллионов долларов на сокрытие фактов истории, а также угрозы в адрес американских деятелей в сфере политики, военного дела и предпринимательства. Об этом говорится в заялении сенатора от штата Калифорния Дейва Когдилла, приуроченном ко дню памяти жертв Геноцида армян 1915 года. В его заявлении, поступившем в АрмИнфо, в частности отмечается: "Мы все помним случай с бывшим послом США в Армении Джоном Эвансом, открыто назвавшим трагедию 1915 года Геноцидом. Неприемлемо, когда официальная политика государства направлена на отрицание очевидных фактов истории. Может ли она после этого внушать доверие? Я имею честь быть знакомым со многими калифорнийцами армянского происхождения, которые внесли большой вклад в экономическое и культурное развитие страны. Я присоединяюсь к тем, кто чтит память жертв Геноцида армян - присоединяюсь, потому что это правильно". Сенатор напоминает, что политика умолчания о Геноциде 1915 года привела к повторению трагедии в нацистской Германии, когда Адольф Гитлер произнес сакраментальную фразу: "А кто сейчас помнит Геноцид армян?". "Жертвами политики Османской Империи стали более миллиона мирных жителей - армян по происхождению. Сотни тычяч армян, которым удалось выжить, эмигрировав в разные страны мира, через всю жизнь пронесли воспоминания о страшных пытках, которым были подвергнуты их близкие", - подчеркнул Когдилл.

По сообщению еженедельника "Арминиан миррор спектейтр", 24 апреля тысячи американцев в 23-й раз выйдут на Таймс сквер провести демонстрацию, посвященную 93-й годовщине Геноцида армян. Организаторами демонстрации являются члены Межатлантического филиала организации рыцарей и дочерей Св. Вардана, АВБС, Армянской ассамблеи Америки, партии Рамкавар-Азатакан и Социал-демократической партии "Гнчакян". Участие в демонстрации примут также представители Американской епархии Армянской Апостольской церкви, Армянской миссионерской организации, Армянской пресвитерианской, евангелистской и католической церквей, а также представители молодежных организаций, в числе которых представители Культурного союза Текеян (Нью-Йорк, Нью-Джерси), Молодежной организации Дашнакцутюн и др. Со словами приветствия к участникам демонстрации обратится приглашенная для участия в мероприятии режиссер документального фильма "Кричащие" Карла Карапетян. Согласно информации, людей бесплатными автобусами от ворот церквей доставят на Таймс сквер и обратно. ("Азг").

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер объявил 20-27 апреля "Днями памяти жертв Геноцида армян". Об этом PanARMENIAN.Net сообщили в Армянской Ассамблее Америки. В прокламации, подписанной Шварценеггером, в частности говорится: "Ежегодно в апреле мы отдаем дань памяти жертв Геноцида армян. В 1915-1923 годах более миллиона армян было убито на территории Османской Империи и очень многие потеряли все, что имели. Женщины и мужчины, дети и старики стали жертвами этого ужасного преступления. Часто квалифицируемый как первый геноцид 20-го века, это событие изменило жизнь многих людей и дало начало образованию Армянской Диаспоры. Калифорния гарантирует, что жертвы Геноцида армян не будут забыты. В 2006 году я подписал законопроект о возведении Мемориала памяти тех, кто остался жив и нашел приют в Калифорнии. Более того, в 2005 году я подписал законопроект об объявлении в Калифорнии Дней памяти жертв Геноцида армян. Я призываю всех жителей Калифорнии воздать дань уважения жертвам этой трагедии. Присоединяясь к нашим друзьям из армянской общины, вся Калифорния должна помочь в том, чтобы не были забыты те, кто погиб в результате этой ужасной трагедии, и те, чья жизнь была изменена этим событием. Таким образом, я, Арнольд Шварценеггер, губернатор штата Калифорния, объявляю 20-27 апреля 2008 года "Днями памяти жертв Геноцида армян".

Прощание с Робертом Кочаряном

Официальный орган властей Армении газета "Айастани Анрапетутюн", подводя итоги 10-летней деятельности Роберта Кочаряна, пишет: "Одним из важнейших достижений правления Кочаряна является стабильность. Безусловно, дважды за прошедшие 10 лет по стабильности и развитию Армении был нанесен сильнейший удар - 27 октября 1999 года и 1 марта 2008 года. Это были потрясения, которые действительно могли переломить стране хребет и загубить все ее достижения - от авторитета страны до ее экономики. К счастью, хоть и пострадав, страна выдержала, и в этом чрезвычайно велика роль второго президента, который смог трезво и хладнокровно оценить ситуацию и совершить адекватные шаги".

Газета "Айоц Ашхар" в статье, озаглавленной "Эра Роберта Кочаряна", пишет: "Роберт Кочарян не тот политический деятель, который, прибыв в Армению удовлетворился бы ролью хорошо работающего премьера и перспективой избраться президентом. Он стал в Армении проводником и руководителем новой политической линии - линии, цель которой основана одновременно на сохранении достигнутых в вопросе Карабаха достижений и на переводе страны на рельсы развития. Трудная и сложная досталась Роберту Кочаряну доля: после победы в президентских выборах 1998 года он вынужден был 2 года работать в форсмажорной обстановке. Одна политическая борьба сменялась другой. Казалось, что после парламентских выборов 1999 года Армения входит в стадию спокойного развития, однако вскоре произошли трагические события 27 октября, последствия которых вновь ввергли страну в неопределенность вплоть до мая-июня 2000 года. Эти 2 полных непредсказуемыми политическими событиями года показали волю и способность Кочаряна находить выходы из самых, казалось бы безнадежных ситуаций".

Иного мнения о Кочаряне придерживается газета "Жаманак-Ереван": "Вина Роберта Кочаряна перед армянским народом и армянской государственностью состоит в том, что он за годы своего правления все больше и больше ослаблял государственные структуры, превращая их в руководимых из одного центра марионеток. Доказательством тому являются нынешний парламент, суды и правительство, не говоря уже об экономике и предпринимательстве".

Вопрос о назначении экс-президента Армении Роберта Кочаряна на должность вице-президента Газпрома уже внесен в повестку дня Совета директоров компании. Об этом, передает PanARMENIAN.Net, сообщает The Moscow Post со ссылкой на близкий к монополисту источник. Между тем, как заявил официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов, "Газпром" не подтвердил информацию о том, что экс-президенту Армении было сделано предложение занять один из руководящих постов в российской компании. Как заявил, комментируя возможность назначения Кочаряна на должность вице-президента "Газпрома", старший аналитик инвестиционной компании "Антанта-Капитал" Тимур Хайруллин, "пост заместителя президента Газпрома не такая критичная должность как кажется. Он не принимает ключевых решений. С другой стороны человек, который займет это место, должен обладать опытом, знакомством отраслью, чего, к сожалению, у Кочаряна нет. Впрочем, скорее всего это будет политическая должность, которая будет решать вопросы по связям с СНГ", -сказал Хайруллин.

По сведениям газеты "Айкакан жаманак", после того, как председатель Центробанка Армении был назначен на пост премьер-министра, желание занять вакантное место председателя ЦБ выразил старший сын экс-президента Роберта Кочаряна Седрак Кочарян. Однако, пишет газета, в политических кругах считают, что Серж Саркисян, хотя бы на данном этапе остережется подобного назначения, чтобы избежать дополнительного недовольства в нынешней напряженной обстановке.

К инаугурации Сержа Саркисяна

Газета "Аравот" пишет: "Третий президент вступает в должность в чрезвычайно сложных и неблагоприятных для себя условиях. 1-2 марта в отношении демонстрантов была применена грубая сила, была пролита кровь, в тюрьмы брошены десятки людей, большинство которых являются политическими деятелями, и вряд ли в Армении найдутся люди, которые верят в то, что эти деятели - уголовники. Конечно, главным ответственным за это (как и за многое другое) является Роберт Кочарян, однако очевидно, что разруливать ситуацию придется уже третьему президенту".

По мнению газеты "Айоц Ашхар", новоизбранный президент "имеет полное право ожидать, что каждый, кто одержим желанием похвалить или побранить его, наберется терпения хотя бы на 100 дней, и лишь после этого выскажет свое мнение, основанное на сделанном или упущенном им за этот срок, а не на политических оценках прошлых властей". "В то же время власть должна работать не с оглядкой, а лишь думая только и только о будущем, а оппозиция свободно может "исследовать" каждый ее шаг, чтобы завтра дать свою оценку. Все наши внешние партнеры должны убедиться, что Армения залечивает свои раны и вновь становится надежным партнером, с которым можно не только продолжать прежние программы, но и выдвигать новые проекты", уверяет газета.

Газета "168 Жам" цитирует Сержа Саркисяна: "Если даже между нами есть стена непонимания, призываю - давайте разрушим эту стену". Комментируя далее эти слова, газета пишет: "Те, кто следил за информацией и слышал эти слова могли подумать: а может и правда что-нибудь изменится к лучшему, исчезнет эта напряженность, разрушатся стены?.. Однако те, кто не за информацией следил, а просто прохаживался по улицам Еревана, в тот миг, когда произносились эти слова, повсеместно натыкался на живые стены полицейских - возле памятника Мясникяну, возле кинотеатра "Москва", на всех улицах, ведущих к площади Свободы. Создавалось впечатление, что все улицы города ведут в тупик, и новоизбранный президент защищяется от своего народа".

Касаясь темы инаугурации Сержа Саркисяна, редактор газеты "Аравот" пишет: "Не хочу в день инаугурации ходить по улицам столицы и видеть, какой ненавистью налиты мои сограждане, слышать, как они "шипят" в адрес нового президента. Это ненормальная ситуация, до такой степени "глухой стены" в общественности не должно быть. Я не устаю поражаться, почему власти делают все для того, чтобы еще больше озлобить и без того недовольных людей? Например, на кой черт нужен был военный парад? Ведь церемония инаугурации должна быть праздником мира и национального согласия. А лишняя демонстрация силы на площади Свободы может быть понята следующим образом: "Вот, вы здесь митинги проводили, а теперь здесь чеканят шаг верные мне войска". Может власти, организуя парад, предполагали что-то другое. Но подобные шаги уж точно не разрушают ту "стену", о которой так убедительно говорил новоизбранный президент".

Газета "168 Жам" пишет: "Серж Саркисян в своем первом официальном выступлении обещал и обязался быть президентом также тех людей, которые его не избирали. И это обещание позволяло оптимистично полагать, что он, сразу после церемонии инаугурации, отстранив все "стены непонимания", поспешит к памятнику Мясникяну, чтобы возложить цветы в память жертв 1 марта, президентом которых он, во всех случаях, стать не смог, но долю своей вины в их смерти признал. Независимо от непременно прозвучавших бы в его адрес проклятий, Сержу Саркисяну удалось бы вытащить хоть один кирпичик из этой "стены" и хоть немного разрядить обстановку недоверия. Однако он предпочел посетить Ераблур и возложить цветы на могилы Андраника Озаняна и Вазгена Саркисяна. А для этого большой смелости не надо..."

Слова Сержа Саркисяна противоречат его деятельности. Об этом, передает газета "Айк" заявили 11 апреля депутаты от фракции "Наследие". По словам Степана Сафаряна, Серж Саркисян с одной стороны призывает к терпимости, заявляя, что по другую сторону баррикад его братья и сестры, с другой - продолжаются политические гонения и приводы невинных людей в полицию. Так, пишет газета, Сафарян сообщил, что 11 апреля, с 4-х утра вновь начались аресты - четверых людей буквально выдернули из постелей и, за участия в митингах, доставили в отделения полиции.

По прогнозам газеты "Айкакан жаманак", "дуэт Серж Саркисян-Роберт Кочарян заполучили в стране автократическую власть". "Они будут держа в своих руках должности президента, председателя НС и премьер-министра и заявлять, что других мужчин в Армении, кроме них, нет. Кочарян продолжит иметь достаточное влияние на НС, поскольку полностью контролирует фракции "Процветающая Армения", АРФД и часть фракции РПА, а также посадит на должности премьер-министра и вице-премьера подконтрольных ему людей. Ну а в планах Саркисяна, по всей видимости, сделать так, чтобы лет на 20 удержаться у власти. Устами своей штатной оппозиции он уже озвучивает мысль о том, что необходимо перейти на парламентскую форму правления. Так, в период своего второго 5-летнего срока правления он поменяет Конституцию, уберет пост президента и станет премьер-министром в условиях парламентского правления".

Премьер-министр

Газета "Жаманак-Ереван" пытается предугадать, каким будет Тигран Саркисян, став премьер-министром: "Будучи председателем Центробанка, Тигран Саркисян долгие годы владел ситуацией в финансовой сфере республики. Это означает, что Саркисян полностью владеет информацией о финансовых потоках республики, об их объемах и направлениях. А тот, кто владеет информацией о финансовых потоках, владеет также информацией о деятельности их хозяев. И тут возникает вопрос - кому же он будет служить с твкой информацией и в новой должности?"

Газета "Иравунк" описывает плюсы и минусы новоназначенного премьера: "Плюсы: 1. Широкие международные связи. 2. Профессионализм. 3. Воспринимается общественностью как политически нейтральный деятель. 4. В связях с организованной преступностью не замечен. 5. Считается "гарантом" Роберта Кочаряна, а следовательно, обеспечит нейтральность кочаряновских кадров. Минусы: 1. В общественном восприятии космополит - и по идеологии, и по жизни. 2. Общественность с его именем связывает продажу золотовалютного запаса и колебания курса доллара. 3. Его политический путь - сначала АОД, затем Национально-демократический союз. 4. В общественном восприятии - закоренелый прозападник. 5. Общественность не знает, кто входит в его ближайшее окружение".

Отвечая на вопрос газеты "168 Жам", сможет ли новоназначенный премьер Тигран Саркисян осуществить экономические реформы, экс-председатель Центробанка Баграт Асатрян сказал: "Вчера на площади Свободы ко мне подошел полицейский и попросил меня оттуда. А несколько дней назад людей подвергали приводам в полицию лишь за прогулки по Северному проспекту. Пусть Тигран Саркисян ответит: имеет ли право полиция с площади выгонять меня, гражданина Армении? Пусть скажет, что будет править в этой стране - закон или произвол? И тогда я скажу - сможет он достичь успеха или нет..."

По мнению газеты "Азг", Тиграна Саркисяна ждут большие испытания. "Он должен быть гибким, чтобы не создавать проблем между политическими силами, входящими в коалицию, в то же время он должен проявить волю, чтобы правительство выступало как сплоченная, скоординированная команда, команда, которая сможет претворить в жизнь поставленные перед ней стратегические программы". Для этого он должен иметь поддержку со стороны президента страны, а в государственную систему должен внедрить новый стиль организации труда, заключает газета.

Газета "Айоц Ашхар" приводит мнения депутатов о новоназначенном премьере-министре Тигране Саркисяне:

Степан Сафарян, фракция "Наследие": Тигран Саркисян - один из тех представителей правительства, кто, представляя в НС законопроекты, всегда был конструктивен. Он всегда выслушивал критику и принимал те или иные предложения. Но у меня есть опасения, что он не окажется настолько сильным, по армянским меркам, чтобы обеспечить коллективную ответственность четырехсторонней коалиции. Боюсь, что он, будучи деятелем недостаточно сильным и к тому же беспартийным, не сможет добиться скоординированной работы и коллективной ответственности коалиции".

Мгер Шахгельдян, фракция "Оринац еркир":

Своей работой Тигран Саркисян доказал, что способен руководить целой системой и модернизировать ее. Мы ничуть не сомневаемся в его способности эффективно работать. В то же время мы понимаем, что есть необходимость в проведении реформ в стране, что значительная часть общества требует перемен. Понимаем, что общество хочет справедливости, социально-экономических и кадровых преобразований. И мы участвуем в работе коалиции ради осуществления этих реформ".

Грайр Карапетян, АРФД:

Тигран Саркисян беспартийный, но его выдвинуло парламентское большинство, он является кандидатом Республиканской партии. Уверен, что когда совет РПА принимал единогласное решение выдвинуть кандидатуру Саркисяна, то учитывал не его партийную принадлежность, а совсем другие качества. И этот факт говорит в пользу Тиграна Саркисяна. Уверен, он может стать хорошим премьер-министром.

Наира Зограбян, "Процветающая Армения":

Конституционное право назначать премьер-министра принадлежит парламентскому большинству. Республиканская партия имеет абсолютное большинство в Национальном Собрании. Если республиканцы считают, что Тигран Саркисян соответствует их идеалу премьер-министра, то мы будем работать с предложенным ими кандидатом. А насколько эффективно он будет работать, покажет время.

Рафик Петросян, РПА:

Тигран Саркисян будет эффективно координировать деятельность коалиционного правительства. Международные финансовые организации всегда подчеркивали, что, в отличие от других сфер экономики, банковская система в нашей стране действительно состоялась. А произошло это благодаря десятилетней работе на этом посту Тиграна Саркисяна.

Газета "Республика Армения" опубликовала интервью с новоназначенным премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном

Республика Армения: Насколько правительство готово смягчить негативное воздействие продолжающегося роста цен на мировых рынках на экономику Армении?

Тигран Саркисян: Главная угроза для нас - это повышение цен. Международные эксперты прогнозируют, что в ближайшие 15 лет надо забыть о низких ценах. Конечно же, это болезненный процесс, прежде всего, для стран с переходной экономикой, стран, которые борются с бедностью. Поэтому меры, которые будут предприняты правительством, должны быть адекватными этим вызовам. Естественно, это будет приоритетной задачей, которую надо решать сиюминутно. И здесь, в первую очередь, необходима эффективная координация денежно-кредитной и финансовой политики правительства, определенную часть нагрузки возьмет на себя Центральный банк, другую часть - налогово-бюджетная политика. Конечно, мы должны рассматривать, в первую очередь, социальные программы, которые должны защищать наиболее уязвимые слои населения.

Республика Армения: Какие реформы мы должны ускорить?

Тиграном Саркисян: К первоочередным задачам, в частности, относятся: реализация проекта по превращению Армении в региональный финансовый центр, создание всеармянского банка, развитие рынка капитала в сотрудничестве с OMX, развитие почтовых услуг и создание почтового банка, внедрение обязательного страхования, создание единой электронной базы данных в сфере здравоохранения, принятие законодательства об инвестиционных фондах, внедрение принципов корпоративного управления в акционерных обществах, создание институтов защиты прав потребителей на финансовом рынке.

Республика Армения: В последние годы Армения демонстрировала двухзначный экономический рост. Как Вы считаете, удастся ли в этом году выполнить запланированные основные показатели по инфляции и ВВП?

Тигран Саркисян: По инфляции нам вряд ли удастся выполнить целевой показатель этого года в связи с тем, что мировая конъюнктура очень негативная, и у нас нет никаких инструментов, чтобы полностью абсорбировать негативные инфляционные воздействия. Что же касается экономического роста, то я надеюсь, что заложенные в бюджете на этот год цифры будут выполнены.

Республика Армения: Как Вы оцениваете нынешнее состояние госдолга Армении? Собирается ли правительство эмитировать евробонды?

Тигран Саркисян: Внешний долг у Армении умеренный, мы его не боимся. Все зависит от того, на какие цели вы берете этот долг. Если ваши инвестиции способствуют увеличению вашего национального продукта, то такой долг необходим для стран, которые должны преодолеть бедность. Поэтому здесь у нас нет абсолютно никаких проблем. Выпуск собственных облигаций зависит от того, насколько быстро мы будем продвигаться по нашему проекту создания финансового центра и проекту с OMX - по развитию финансового рынка.

Республика Армения: Какой Вы оставляете банковскую систему?

Тигран Саркисян: Мы можем констатировать факт, что у нас стабильная банковская система, то есть за банковскую систему можно не волноваться. Там настолько сильный потенциал стабильности, что все международные финансовые кризисы нам не страшны. В этом плане задача решена концептуально, и надо просто поддерживать эту стабильность. В Центральном банке достаточно серьезный интеллектуальный потенциал и, безусловно, мы должны его использовать. Я думаю, что этот потенциал будет полезен и для правительства.

Республика Армения: Если оглянуться назад, что за эти 10 лет не удалось сделать, и какой Вы видите Армению, скажем, через 5 лет?

Тигран Саркисян: Что мы не сделали. Мы запоздали с пенсионной реформой, с ипотекой. У нас до сих пор нет ипотечного фонда, что непростительно. Запоздали с концепцией финансового центра, реформой почты, созданием почтового банка, с единой информационной базой в здравоохранении. У нас нет эффективного законодательства по инвестиционным институтам. Открытые акционерные общества не состоялись в Армении, не создан институт банковского омбудсмена. Образовательные программы для населения в финансовом секторе мы только запускаем. Также кредитование в районах, создание социальных программ для сельских местностей и отдаленных от Еревана районов, предоставление кредитов студентам. Очень много нерешенных проблем, и это все наши упущения. В принципе, если правительство не хочет быть временным, оно должно запустить такие реформы, которые невозможно остановить. А если правительство будет работать на текущую конъюнктуру - это будет очень краткосрочное правительство, и через несколько месяцев такое правительство можно будет отправлять в отставку. Но если мы запустим все перечисленные долгосрочные проекты, их невозможно будет остановить. К примеру, если мы запустим пенсионную реформу, ее нельзя будет остановить, ее надо будет довести до конца. То же с реформой страхования, социальной реформой - это такие вещи, которые реализуются командой, и отправлять эту команду в отставку означает погубить страну. И никто на это не пойдет. Поэтому моя задача - запустить эти реформы. ("Республика Армения", с сокращениями).

Формирование нового правительства

По меткому замечанию Armenia Today, "президент Армении растягивает удовольствие и не торопится полностью собрать "пазл" нового правительства". Формирование правительства продолжается уже неделю. Президент Армении Серж Саркисян подписал указ о назначении Армена Мовсисяна (РПА) министром энергетики и природных ресурсов, Арутюна Кушкяна("Процветающая Армения") - министром здравоохранения, Арама Арутюняна (РПА) министром охраны природы и Агвана Варданяна (АРФД) министром труда и соцобеспечения. Все они занимали указанные должности в прежнем правительстве. Накануне президент сохранил посты еще троим долгожителям - министру культуры Асмик Погосян, градостороения - Вардану Варданяну и министру образования и науки Левону Мкртчяну. Ранее свои должности сохранили министр сельского хозяйства - Давид Локян (АРФД), юстиции - Геворк Даниелян и министр спорта Армен Григорян ("Процветающая Армения"). Прежний глава МИД Вардан Осканян передал эстафету экс-послу Армении во Франции Эдуарду Налбандяну, а начальник главного штаба ВС Армении Сейран Оганян стал министром обороны. Таким образом, отмечает агентство, кабинет министров укомплектовали уже 14 министрами. Свои квоты сохранили партии "Процветающая Армения" и АРФ Дашнакцутюн. Республиканская партия Армении по всей вероятности лишится одного портфеля - министерства транспорта и связи, передав его некогда оппозиционной партии "Оринац Еркир". В то же время, не исключено, что новосозданное министерство по вопросам диаспоры возглавит член РПА Грануш Акопян, а входящее в структуру министерства территориального управление агентство по миграции, составит часть министерства по диаспоре. У президента по закону еще достаточно времени, чтобы полностью укомплектовать кабинет министров.

Газета "Айкакан жаманак", со ссылкой на достоверные источники пишет, что Серж Саркисян решил лишить Овика Абраамяна должности вице-премьера. По сведениям газеты, должность вице-премьера будущего правительства будет предоставлена "самому любимому кадру Роберта Кочаряна" - руководителю его аппарата Армену Геворгяну. Тем не менее, отмечает газета, Абраамян не останется без дела. "На самом деле Саркисян всего лишь произвел "рокировку": вместо Армена Геворгяна руководителем аппарата президента будет назначен Овик Абраамян". По сведениям газеты, другой сотрудник аппарата Кочаряна, его помощник Виген Саркисян будет назначен замминистра иностранных дел - вместо уволенного за поддержку первому президенту Левону Тер-Петросяну Армена Байбурдяна. По сведениям газеты, от должности будет отстранен руководитель СНБ Горик Акопян.

Резолюция ПАСЕ

Как сообщает "А1+", 17 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы 93-мя голосами "за", 8 - "против" и 8 - "воздержавшихся приняла резолюцию 1609 "О деятельности демократических институтов в Армении". В принятом документе, передает агентство, говорится: "Несмотря на то, что президентские выборы Армении 19 февраля "были проведены, в основном, в соответствии с нормами Совета Европы, временная комиссия по мониторингу выборов отметила ряд нарушений и недостатков, важнейшими из которых были: неравные условия для осуществления предвыборной агитации, недостаточная прозрачность избирательного администрирования и необеспечение эффективной правовой защиты истцам в процессе расследования жалоб и протестов. Кроме того, зарегистрировано осуществление ряда фальсификаций". "Ассамблея скорбит в связи со столкновениями между полицией и демонстрантами и в связи с обострением насилия 1 марта 2008 года, вследствие которого 10 человек погибли и около 200 получили телесные повреждения. Вопросы истинных причин трагических событий 1 марта, реакция властей на них, в том числе введение в Ереване с 1 по 20 марта чрезвычайного положения и предположительно неадекватного применения силы со стороны полиции, вызывают серьезные разногласия и должны быть подвергнуты надежному и независимому расследованию. Ассамблея осуждает аресты многочисленных лиц, в том числе более ста сторонников оппозиции и трех депутатов парламента, а также продолжающиеся задержания на основании таких обвинений, большая часть которых со всей очевидностью искусственна и обусловлена политическими мотивами. Это означает фактическое преследование властями оппозиции". (...) "В условиях отсутствия адекватного судебного контроля, задержания и продолжающиеся аресты по очевидно искусственным обвинениям, после того, как оспаривалась справедливость президентских выборов или принималось участие в поствыборных митингах, показывают, что эти действия обусловлены политическими мотивами. В странах-членах Совета Европы это неприемлемо и ПАСЕ не может такое терпеть". В резолюции говорится также, что ПАСЕ считает, что единственным путем выхода Армении из внутриполитического тупика является инициирование открытого и конструктивного диалога политических сил. "Вместе с тем, Ассамблея считает, что для начала и удачного хода такого диалога необходимо, в первую очередь, обеспечить ряд условий, которые будут способствовать укреплению доверия к оппозиции и докажут, что властное большинство всерьез готово к осуществлению реформ:

1. Необходимо безотлагательно осуществить независимое, прозрачное и вызывающее доверие расследование событий 1 марта и их причин, включая предположительно неадекватное применение со стороны полиции силы и примененные демонстрантами случаи насилия. Международная общественность должна быть готова подвергнуть мониторингу и способствовать проведению подобного расследования.

2. Лица, которые были арестованы по откровенно искусственным и имеющим политическую подоплеку обвинениям или те, кто лично не совершали каких-либо насильственных действий или связанных с этим серьезных преступлений, должны быть немедленно освобождены.

3. В соответствии с предложениями Венецианской комиссии, изменения и дополнения, внесенные Национальным собранием в закон РА "О проведении собраний, шествий и демонстраций", должны быть немедленно упразднены". В резолюции ПАСЕ также говорится: "Если вышеуказанные условия не будут выполнены, и, если между политическими силами Армении всерьез не развернется открытая дискуссия по отмеченным в пункте 8 реформам, то надежность Армении, как страны-члена Совета Европы, окажется под сомнением. Следовательно, Ассамблея, во время открытия июньской сессии 2008 года должна будет рассмотреть возможность лишения права голосования Армении в ПАСЕ, если до этого в выполнении вышеуказанных требований не будет достигнуто серьезного прогресса".

Слушания в Хельсинкской комиссии Конгресса США

17 апреля в Вашингтоне стартовали слушания по ситуации в Армении. Председатель Хельсинской комиссии Алси Хастингс, ссылаясь на заявление ОБСЕ заявил, что выборы 19 февраля частично отвечали международным стандартам. "Однако большая часть населения страны начала акции протеста, вызванные серьезными фальсификациями выборов, активным вмешательством в процесс правоохранительных органов. В результате столкновения демонстрантов с полиций, имевшего место 1 марта, погибли 8 мирных жителей", - отметил он. Хастингс подчеркнул, что столкновения начала марта нанесли серьезный удар по международному имиджу Армении. Как передает ИА REGNUM, затем перед членами комиссии выступил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза, который призвал власти Армении освободить всех лиц, задержанных по политическим мотивам. "Мы продолжаем строжайше осуждать власти Армении за шаги, предпринятые в направлении ограничения свобод и, как прежде, призываем освободить всех, кто был задержан по политическим соображениям", - заявил Брайза. Дипломат отметил, что после 1 марта имели место массовые задержания оппозиционных деятелей, многие из которых продолжают находиться под арестом. По мнению Мэтью Брайзы, этот процесс имеет "политические тенденции". Отметив в качестве прогресса факт отмены чрезвычайного положения через 20 дней после его введения, Брайза одновременно подчеркнул, что, тем не менее, "мы продолжаем рассматривать закон "О проведении митингов, шествий и демонстраций", как ограничивающий. "К сожалению, мы видим, что налоговые органы проводят проверки в оппозиционных СМИ, что ими рассматривается как преследование. Кроме того, в последние недели мы стали свидетелями невероятных вещей - в Ереване люди собирались, в действительности ничего не делали, просто разговаривали или проводили молчаливые митинги и в результате были задержаны полицией", сказал Брайза. Для выхода из создавшейся ситуации американский дипломат отметил несколько важных направлений работы, и в первую очередь необходимость определения, насколько строго осуждают США насилие, имевшее место 1 марта, независимо от того, какая из сторон совершила их. "Теперь уже очень трудно сказать, кто зачинщик, однако в подобных ситуациях ответственность ложится на избранное правительство", - отметил Брайза. По его словам, необходимо провести объективное расследование и наказать всех виновных независимо от того, кого они представляют - власти или оппозицию. "Мы надеемся, что все основные права будут восстановлены, как законодательно, так и на практике, будет проведено расследование и наказаны нарушившие Избирательный кодекс. Мы также очень надеемся увидеть национальный диалог с участием оппозиции, властей и гражданского общества", - отметил Брайза. Он также выразил надежду на восстановление демократии, подчеркнув, что запрет на проведение митингов не смягчит возмущение масс.

Как сообщает радио "Свобода", помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза предупредил также, что, в случае невыполнения указанных требований Вашингтона, Армения может быть исключена из программы "Вызовы тысячелетия".

Выступивший на слушаниях, организованных в Хельсинкской комиссии Конгресса США советник президента Армении Виген Саркисян, подчеркнул, что выборы президента Армении отвечали стандартам ОБСЕ. Он также заверил, что власти, безусловно, готовы к диалогу с оппозицией и все виновные в мартовских событиях будут наказаны. Саркисян подверг критике Левона Тер-Петросяна, и не согласился с тем, что на Западе он "больше известен как демократ". Помощник Тер-Петросяна Арман Григорян, в свою очередь заявил, что оппозиция не признает Сержа Саркисяна президентом, а "в ходе выборов были допущена тотальная фальсификация". Григорян считает важным потребовать у армянских властей освободить арестованных лидеров оппозиции. (ИА REGNUM).