Острый конфликт между Верховным Советом ПМР и министром иностранных дел республики Валерием Лицкаем завершился компромиссом. Парламентарии решили не включать в постановление Верховного Совета пункт о неэффективности работы приднестровского МИД, который, по мнению многих депутатов, за 15 лет своей работы ни на шаг не продвинул процесс международного признания республики. Это было расценено в министерстве иностранных дел, как тактическая победа внешнеполитического ведомства. Однако этот успех был щедро оплачен серьёзной уступкой со стороны исполнительной власти: министр иностранных дел отныне будет каждый квартал отчитываться по реализации внешней политики Приднестровья перед депутатами Верховного Совета.

У Валерия Лицкая есть непосредственный начальник - президент Игорь Смирнов. Проведение парламентских слушаний по работе министерств и отчёт министров перед депутатами Верховного Совета - серьёзная уступка со стороны Смирнова и его команды, на протяжении всех 17 лет существования республики выстраивавших концепцию сильной президентской власти. Депутаты Верховного Совета на протяжении последних лет стараются ограничить президентскую власть и превратить республику в парламентско-президентскую.

Тем не менее, резкое обострение внешнеполитической ситуации вокруг Приднестровья в течение последних 4 лет было использовано президентом Игорем Смирновым и его окружением для упрочения власти и влияния всей исполнительной вертикали власти. Особенно это проявилось в ходе подготовки к референдуму 17 сентября 2006 года и президентским выборам 11 декабря того же года. В результате законодательная власть в Приднестровье почти полностью утратила контроль над деятельностью правительства, и свои посты сохраняли даже такие непопулярные министры, как министр здравоохранения Иван Ткаченко.

Однако в последние месяцы соотношение сил между президентом и парламентом резко изменилось. Причина этому - Россия, которая постепенно отказывает в доверии нынешнему президенту Игорю Смирнову, недвусмысленно переключаясь на поддержку молодого спикера Верховного Совета ПМР Евгения Шевчука. Нынешняя политическая элита воспринимается в Москве как уходящая, неадекватная новым политическим реалиям и неспособная быть опорой интересов России в регионе. Именно в отсутствии такого доверия кроются причины провала приднестровской политики на российском направлении в течение последних месяцев на фоне всё более успешной геополитической игры Молдавии.

Президент Игорь Смирнов и его министр иностранных дел Валерий Лицкай не нашли ничего лучшего как обрушиться с обвинениями в адрес внешнеполитического курса России и её высших должностных лиц, а также недвусмысленно заявить о переходе Приднестровья к многовекторной политике. Тезис о многовекторности Приднестровья лишний раз подтвердил президент Смирнов в своём выступлении 2 апреля на информационном часе исполнительной власти в Верховном Совете. В частности, он заявил, что "Приднестровье будет работать во всех направлениях: и с Россией, и с Украиной, и с Европейским Союзом". Те же самые многовекторные направления называет в качестве приоритетных и молдавский президент Владимир Воронин (который, правда, меньше говорит об Украине и больше - о Евросоюзе и США, однако, в свете открытого курса Украины на вступление в НАТО это не принципиально).

Спикер Евгений Шевчук воспринимается в Москве как политик нового поколения - более уравновешенный, более здравомыслящий и менее зацикленный на прошлых обидах. Шевчук не менее последовательно, чем Смирнов, отстаивает идею независимости ПМР и её курса на единство с Россией, выраженного на всенародном референдуме 2006 года. При этом молодой спикер более конструктивно высказывается о перспективах политических переговоров с Кишинёвом. Следует вспомнить, что партия "Обновление", являющаяся мажоритарной партией в парламенте Приднестровья, заключила соглашение о партнёрстве с "Единой Россией", правящей партией в Российской Федерацией, которую поддерживает нынешний президент Владимир Путин. В то же время политические структуры, близкие к исполнительной власти, такие как Патриотическая партия, "Республика" и "Народная воля", оказали на думских выборах поддержку умеренно-оппозиционной партии "Справедливая Россия", для которой выборы закончились менее успешно.

Идя на компромиссы с законодательной властью, и соглашаясь с контролем Верховного Совета над работой своего правительства, президент Игорь Смирнов совершает реалистический шаг. Он отдаёт себе отчёт в том, что Россия работала и будет работать с Верховным Советом, партией "Обновление" и её лидером Евгением Шевчуком, уже заявившим о своих президентских амбициях. По сути дела отказ от идеи президентской республики и согласие с повышением роли законодательной власти - это стратегическая уступка в адрес России. Для Приднестровья это означает возможность мягкой и относительно бесконфликтной ротации правящих элит при сохранении российской поддержки и повышении авторитета приднестровских лидеров в глазах политического класса России.

Владимир Букарский.