"Ведомости" пишут, что губернатор Валерий Шанцев настаивает на единой схеме формирования органов местного самоуправления, чтобы "укрепить четкую вертикаль" исполнительной власти. Об этом он заявил, выступая в среду перед депутатами со своим первым посланием. "Для унификации" будет создана специальная рабочая группа, которая изучит нынешние схемы и оценит их эффективность, пообещал губернатор.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" допускает два способа избрания глав местного самоуправления - всенародные выборы и выборы из числа депутатов земского собрания. В случае с мэром-депутатом существует еще одна должность - глава администрации, его нанимают по контракту.

Из 52 муниципальных образований Нижегородской области Саров, Большеболдинский, Большемурашкинский, Вачский, Борский и Богородский районы избирают главу из состава депутатов, остальные, в том числе Нижний Новгород, - всенародно, рассказал чиновник областного правительства. Если глава МСУ избирается из числа депутатов земского собрания и одновременно возглавляет его, он выполняет политические функции. А экономикой тогда занимается нанятый по контракту глава городской или районной администрации. Всенародно избранный глава "един в двух лицах и политические мотивы у него могут перевесить хозяйственные резоны".

Схема должна быть единой, согласен с губернатором всенародно избранный мэр Дзержинска Виктор Портнов. По его мнению, у обеих схем "есть плюсы и минусы". Портнов готов работать "в рамках любых легитимных правил": если мэра будут избирать из числа депутатов дзержинской думы - пойдет в депутаты.

Унифицировать все - "неправильно и порочно", идеология федерального закона как раз в многообразии, оппонирует Шанцеву заместитель председателя бюджетной комиссии нижегородской Думы Владимир Паченов. В поселениях с 1000 жителей и с 60 000 жителей может быть разная ситуация, граждане вправе сами принимать и менять устав муниципального образования, подчеркивает депутат.

Шанцев не сказал, какой механизм избрания считает предпочтительным. Но он известный противник прямых выборов градоначальников. Еще в июле 2006 года в прямом эфире радио "Эхо Москвы" он заявил, что губернаторам пора назначать мэров точно так же, как президент назначает губернаторов.

Мэру областного центра Вадиму Булавинову "унификация" не грозит, уверен Паченов: губернатор не может заставить нижегородцев на референдуме поменять устав города. Опасность может исходить только из Госдумы, если она решит переписать закон о местном самоуправлении.

"Если вышестоящим властям понадобится переписать устав города, убрав оттуда прямые выборы мэра, будьте уверены - референдум пройдет на высоком "идейно-художественном уровне", - говорит политолог Иван Юдинцев.

Действующий федеральный закон, по его мнению, носит переходный характер, а в регионах, где "железной рукой наводят порядок", избрание глав городов и районов уже идет по одному алгоритму - без прямого участия народа. Шанцев ориентируется на Татарстан и Башкирию, где прямые выборы местных глав были отменены якобы по инициативе снизу. В Нижегородской области главы местного самоуправления и так подчиняются губернатору, считает эксперт.

Начальник управления по взаимодействию с органами законодательной власти государственного правового департамента Нижегородской области Леонид Литвиненко не смог сказать, кто войдет в рабочую группу по "унификации", и назвать сроки, в которые может быть закончена ее работа. Пока есть лишь предложение губернатора, которое "вскоре повлечет за собой конкретные поручения", уточнил чиновник.