В конце прошлой недели 22 депутата законодательного собрания Иркутской области (ровно половина от общей численности) обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой отправить в отставку губернатора Александра Тишанина. Такую активность депутатов можно объяснить тем, что осенью 2008 года пройдут выборы в законодательное собрание, после чего президент должен будет внести на рассмотрение нового депутатского корпуса кандидатуру губернатора. По большому счету, это прецедентный поступок - никогда ранее в сибирских регионах законодательные собрания не выступали против назначенных губернаторов. Подобные события происходили ранее в нескольких сибирских регионах со всенародно избранными главами, и все они приводили к тому, что губернаторы теряли власть. Для Кремля демарши местных легислатур являются признаком того, что глава региона не контролирует политическую ситуацию в регионе, что в нынешней системе политических ценностей является непозволительным промахом.

В обращении к президенту иркутские депутаты заявили, что за последние два года в администрации произошло более двадцати назначений и отставок руководителей департаментов и заместителей главы области. Бюджет региона имеет предельный дефицит, а государственный долг региона достиг 16 млрд рублей. Усилить эффект от документа, по замыслу инициаторов появления этого документа, должно и то, что озвучил его член фракции "Единой России" Антон Романов.

Помимо обращения к президенту в тот же день на сессии заксобрания депутаты обсудили итоги социально-экономического развития региона в 2007 году и признали политику губернатора Александра Тишанина неэффективной. Председатель комитета по собственности и экономической политике законодательного собрания, единоросс Максим Сурнин, комментируя поступившие к нему материалы обладминистрации, заметил, что ни один из заявленных региональной властью крупных проектов, будь то особые экономические зоны, или новый аэропорт, или агломерация Иркутска, Ангарска и Шелехова, дальше презентаций не продвинулся.

Более того, прокурор Иркутской области Игорь Мельников на том же заседании сообщил депутатам, что прокуратура обратилась в суд с требованием признать незаконным постановление о бюджете на 2008 год, принятое губернатором в конце декабря. Тишанин разошелся с парламентом во взглядах на доходную часть областного бюджета и, воспользовавшись правом, предоставленным федеральным конституционным законом об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, принял финансовый документ собственным постановлением. Прокуратура посчитала такое решение губернатора неверным, поскольку депутаты уложились в установленные сроки и приняли закон о бюджете, поэтому повода обращаться к особой норме у Александра Тишанина, по мнению прокуратуры, не было.

Представители администрации области расценивают поступок депутатов как попытку нивелировать влияние губернатора на предстоящие в октябре выборы в законодательное собрание и, соответственно, на возможность дальнейшего переназначения. Скорее всего, иркутские депутаты не дождутся официальной реакции Кремля. Однако реакция самого губернатора Тишанина не заставила себя ждать. Как сообщало ИА REGNUM, 26 марта он заявил: "Правильно было бы, если бы депутаты сами отчитались о своей деятельности, ведь областной казне содержание депутатского корпуса в этом году обойдется в 186 млн рублей, а за четыре года - в 500 млн рублей. Каждый избиратель вправе спросить с депутата: на своем месте что вы делаете, будучи избранным на такой период времени". Можно предполагать, что это предложение не "образумит" депутатов, а лишь усугубит конфликт.

Аналогичные конфликты губернаторов и региональных законодателей имели место за последние годы в трех сибирских регионах: Алтайском крае, Республиках Алтай и Тува. И во всех случаях конфликты закончились для губернаторов поражением. Больше всего аналогий у событий в Иркутске можно провести с событиями 2005 года в Республике Алтай. В декабре того года заканчивались полномочия главы республики, бывшего лидера Аграрной партии Михаила Лапшина. Кремль, в принципе, была недоволен его деятельностью, о чем неоднократно публично высказывались федеральные министры Алексей Гордеев и Сергей Шойгу, а также полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин.

Депутаты Эл Курултая, до этого бывшие весьма лояльными главе республики, почувствовав настроения федерального центра, начали массированную кампанию против Михаила Лапшина. На одной из сессий половина депутатов проголосовала за объявление ему недоверия, а в адрес администрации президента поступили многочисленные обращения депутатов, глав муниципалитетов и общественности с требованием отправить его в отставку.

Михаил Лапшин в ответ на демарши депутатов стал призывать парламентариев самих отчитаться перед избирателями, инициировал сбор подписей избирателей в округах наиболее оппозиционно настроенных народных избранников за их досрочный отзыв. Однако все это лишь усугубляло противостояние между ветвями власти.

В кампании приняла участие и прокуратура, которая возбудила в отношении ближайшего зама Лапшина уголовное дело. Помимо этого, в регионе один за другим вспыхивали коррупционные скандалы, в которых оказывались замешанными высокопоставленные чиновники республиканского правительства и родственники главы республики. (Кстати, аналогично развиваются события и в Иркутской области. После нескольких громких коррупционных скандалов, в ноябре прошлого года в СИЗО отправился замгубернатора Сергей Воронов, курировавший в том числе, финансовые вопросы. Кроме того, в отношении пока не определенной группы чиновников администрации области возбуждено уголовное дело по статье "Присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере").

События 2005 года в Горном Алтае наглядно продемонстрировали Кремлю, что Михаил Лапшин не контролирует ситуацию в регионе. Как считают местные СМИ, это дало президентской администрации формальные основания отказать главе региона в переназначении. Однако нельзя сказать, что для депутатского корпуса эта победа обернулась большими преференциями. В декабре 2005 года президент Владимир Путин внёс для наделения полномочиями главы республики кандидатуру Александра Бердникова, которого ведущие парламентские силы воспринимали в штыки. Однако после непродолжительных консультаций, в ходе которых, как сообщала местная пресса, "депутатов ломали через колено", парламент практически единогласно поддержал президентского ставленника. Сейчас горно-алтайский Эл Курултай уже не играет той роли, которую играл всего несколько лет назад.

Логика федеральных властей понятна: региональные парламенты не должны почувствовать себя всесильными; местным, опьяненным победой депутатам нужно продемонстрировать, что шантаж в отношении федеральной власти недопустим. В конце концов, вполне вероятно, что выступления депутатов против губернаторов - хорошо спланированная и рассчитанная Кремлем операция, и депутатов в ней просто используют.

Принципиально важным отличием является лишь то, что Михаил Лапшин был всенародно избранным губернатором, а Александр Тишанин стал губернатором по указу президента. Впрочем, это не исключает того, что федеральная власть решила отстранить его от должности по "алтайскому сценарию". В таком случае маловероятно, что его досрочно отправят в отставку. В то же время очень велики шансы на то, что он не будет переназначен. А региональным парламентариям нужно быть готовыми к тому, что их "сломают через колено" так же, как в свое время сделали с их алтайскими коллегами.