Левон Мелик-Шахназарян: Лживая резолюция ГА ООН на фоне бездействия армянских дипломатов
14 марта Генеральная Ассамблея
"Резолюция, за которую проголосовали 39 из 192 государств-членов ООН (7 "против", 100 "воздержались", остальные страны участия в голосовании не принимали), представляет собой образец одностороннего и пристрастного освещения последствий проведенного в полном согласии с международным правом провозглашения Нагорно-Карабахской Республики.
Безусловно, резолюцию можно и нужно проигнорировать, особенно с учетом того факта, что резолюции Генассамблеи ООН носят исключительно рекомендательный характер, а также того, что подавляющее большинство членов ООН не поддержало инициативу Азербайджана. Тем не менее, согласно протоколу ООН, резолюция принята, и с этим фактом надо считаться. Именно по этой причине следует признать, что принятие данной резолюции является прямым следствием слабой, если не сказать жестче, работы дипломатического корпуса Армении.
Симптоматично, что против резолюции, наполненной лживыми инсинуациями, и тенденциозно преподносящей историю и последствия конфликта между НКР и Азербайджаном, проголосовали страны, вовлеченные в урегулирование конфликта, т.е. наиболее осведомленные: Россия, Франция, США. Сам этот факт является лишним подтверждением отсутствия с армянской стороны целенаправленной деятельности по объективному освещению конфликта, как в международных организациях, так и в отдельных странах. Большинство стран, проголосовавших за принятие резолюции, просто не знакомы с конфликтом, и принимали решение исключительно под влиянием азербайджанской и турецкой пропаганды в стенах ООН или дипломатических представительствах. Вряд ли в Мьянме, Джибути, Гамбии или Тувалу - а это страны, проголосовавшие за принятие резолюции - вникали в суть проблемы. Население этих стран даже не представляет себе географическое расположение НКР и Азербайджана. Но, повторимся, резолюция считается принятой.
Вообще, государства, проголосовавшие за резолюцию, делятся на три группы:
1. Страны, входящие в региональную военно-политико-экономическую организацию с выраженной западной ориентацией -
2. Страны, в которых традиционно сильны исламистские настроения: Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Судан...
3. Наконец, страны, не имеющие никакого отношения к конфликту, но согласившиеся проголосовать "за" вследствие пропагандистской деятельности Азербайджана. К ним как раз относятся уже упомянутые Тувалу и другие
Конечно, члены ГУАМ, как и некоторые страны вроде Пакистана, голосовали исходя из "идейных" соображений, и работа с ними, скорее всего, принесет мало пользы. Однако следует учесть, что чисто арифметическое большинство в ООН составляют страны, никоим образом не связанные с регионом Южного Кавказа. Речь идет о целом ряде европейских, латиноамериканских, африканских и островных государствах. Все они обладают в ООН правом голоса, столь необходимого при принятии или блокировании решений. И все они заслуживают самого пристального внимания со стороны армянской дипломатии.
В самом деле: резолюция не появилась из ниоткуда. Проект ее достаточно долго находился в ООН, положения ее были известны, и лишь слабая работа армянской дипломатии является виной тому, что полторы сотни государств не проголосовали против нее.
Между тем, положения текста резолюции, составленной из девяти пунктов, легко опровергаются. И трудно не согласиться с мнением российского сопредседателя Минской группы
Поскольку проблема нагорно-карабахского конфликта, весьма вероятно, вновь будет рассматриваться уже на шестьдесят третьей сессии Генассамблеи, то необходимо приступать к активной разъяснительной работе уже сегодня. А предпосылки для успеха армянских сторон есть, нужна лишь целенаправленная кропотливая работа. Так, в подготовленной Азербайджаном резолюции есть ссылка на резолюции Совета Безопасности 822 (1993) от 30 апреля 1993 года, 853 (1993) от 29 июля 1993 года, 874 (1993) от 14 октября 1993 года и 884 (1993) от 12 ноября 1993 года. Вряд ли представители незаинтересованных в нагорно-карабахском конфликте стран в ООН потрудятся найти и изучить эти резолюции. Между тем, резолюция 822 (1993) упоминает "местные (карабахские) армянские силы, воевавшие согласно статье 51 Устава ООН - Право на индивидуальную самооборону - а резолюция 884 (1993) обвиняет Азербайджан в нарушениях договоренности по прекращению огня. Рассмотрим, однако, некоторые пункты резолюции.
Генеральная Ассамблея ООН:
1. Вновь заявляет о неизменном уважении и поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в пределах ее международно-признанных границ.
Приходится напоминать как самой Генеральной Ассамблее, так и, к сожалению, армянским дипломатам, что еще до вступления Азербайджана в ООН, из пределов этого государства отпочковалась Нагорно-Карабахская Республика. Азербайджан вступал в ООН без тех территорий, на которые он сегодня претендует. Претендует незаконно, ибо ни одна международная структура, равно как и законодательные органы СССР, не выявили правовых изъянов в процессе по претворению населением Нагорного Карабаха права на самоопределение.
Необходимо также учесть, что Нагорный Карабах (как, кстати, и Нахичевань) был незаконно аннексирован и включен в пределы Советского Азербайджана вопреки воле его населения. Попытки возродить территориальную целостность Советского Азербайджана являются стремлением закрепить на века проведенную большевиками насильственную перекройку национальных границ. Обратим также внимание на то обстоятельство, что армянское население некоторых районов Нагорного Карабаха (Зангеланский, Джебраильский) было полностью вырезано и депортировано летом 1918 года подразделениями регулярной турецкой армии. Стремление передать эти территории Азербайджану являются плохо завуалированной попыткой узаконить геноцид армян и последствия этого преступления перед человечеством. Говорить в этих условиях о "международно-признанных границах" Азербайджана в понимании лидеров этой страны является, как минимум, абсурдом.
2. Требует немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики.
Ни одна пядь территории Азербайджанской республики никем не оккупирована. Силы Самообороны НКР никогда не выходили за пределы Нагорного Карабаха. Более того, именно Азербайджан оккупировал ряд армянских и, до 1988 года, населенных коренным народом районов (Шаумянский, Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский, Гетабекский...) Нагорного Карабаха. Эти территории, как уже было сказано, были переданы Азербайджану неконституционным - партийным - органом третьей страны, а в 1988 году их армянское население подверглось жестокой депортации. Нагорно-Карабахская Республика, как и любое суверенное государство, независимо от того, является оно членом международных организаций или нет, вольна в вопросах дислокации и перемещения собственных вооруженных сил на территории своего государства.
3. Подтверждает неотъемлемое право населения, изгнанного с оккупированных территорий Азербайджанской Республики, на возвращение в свои дома и подчеркивает необходимость создания надлежащих условий для этого возвращения, включая всеобъемлющую реабилитацию пострадавших от конфликта территорий.
На первый взгляд данное требование несет в себе исключительно гуманитарное начало. Даже если "изгнанными" именуются люди, в силу естественного стремления к самосохранению покинувшие зону боевых действий. Даже если эти люди являются там недавними пришельцами, обосновавшимися в домах убитых и депортированных армян. Однако резолюция никак не упоминает сотни тысяч армян, депортированных с территории Азербайджана и оккупированной этой республикой части Нагорного Карабаха. Между тем, армяне-беженцы оставили в Азербайджане и на оккупированных Азербайджаном территориях свыше 100 тысяч домов и квартир, в которых вполне комфортно могут разместиться все переселенцы азербайджанской национальности. Поэтому речь может лишь об инвентаризации потерянного обеими сторонами имущества. В противном случае мы рискуем столкнуться с труднорешаемыми проблемами, связанными встречным движением огромного количества обездоленных и озлобленных людей. Как бы там ни было, предавать забвению проблемы армянских беженцев аморально, особенно со стороны стран, хорошо знакомых с реалиями конфликта. Речь идет в первую очередь о Грузии.
4. Признает необходимость обеспечения нормальных, безопасных и равных условий жизни армянской и азербайджанской общинам в нагорно-карабахском регионе Азербайджанской Республики, что позволит создать эффективную демократическую систему самоуправления в этом регионе в рамках Азербайджанской Республики.
В данном пункте собран целый букет из лжи, инсинуаций и иллюзий. Начнем с того, что "нагорно-карабахского региона Азербайджанской республики" в природе не существует. Есть историческая армянская провинция Нагорный Карабах - Арцах - часть которой оккупирована Азербайджаном, а на другой части вот уже 17 лет существует суверенное государство - Нагорно-Карабахская Республика. Армяне в этом государстве являются носителем государственности, и по крайней мере политически неграмотно называть их "общиной". В НКР давно уже сложилась демократическая система, что признано многочисленными организациями мирового сообщества. Наконец, у Азербайджана было достаточно времени для того, чтобы рассеялись иллюзии о "Нагорном Карабахе в рамках Азербайджана".
5. Вновь заявляет, что ни одно государство не должно признавать законной ситуацию, сложившуюся в результате оккупации территорий Азербайджанской Республики, и не должно содействовать или способствовать сохранению этой ситуации.
О том, что у Азербайджана нет оккупированных территорий, уже было сказано. Что же касается "содействованию или способствованию сохранения этой ситуации", то более всего это зависит от Азербайджана. Ибо любая страна мира, в том числе и НКР, естественно, в целях пресечения или предупреждения военного вторжения, вправе переносить боевые действия на территорию государства-агрессора. В этом случае НКР вряд ли может гарантировать "сохранение нынешней ситуации" Что же касается признания другими государствами сложившейся в ходе национально-освободительной борьбы армянского населения Нагорного Карабаха ситуации, то это проблема третьих стран. Проблема как правовая, так и этическая, особенно с учетом того факта, что подавляющее большинство государств-членов ООН ратифицировали Декларацию Прав человека, все резолюции которого признают за народами право на самоопределение.
6. Заявляет о поддержке международных посреднических усилий, в частности усилий сопредседателей Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, направленных на мирное урегулирование конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права, и признает необходимость активизации этих усилий в целях обеспечения устойчивого и прочного мира согласно положениям, изложенным выше.
Это - откровенная и неприкрытая ложь, рассчитанная на плохо информированных членов ООН. Именно страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ решительно выступали против рассмотрения данной резолюции в стенах ООН, справедливо полагая, что новый виток интернационализации конфликта способен лишь разрушить налаженную деятельность по урегулированию конфликта. То, что Азербайджан сознательно вписал эту ложь в декларацию ООН, подтверждает и заявление заместителя главы МИД этой страны: "резолюция должна стать серьезным предупреждением Минской группе ОБСЕ".
Остальные три пункта резолюции призывают международное сообщество, в рамках своей компетенции, содействовать урегулированию конфликта, а также включить в предварительную повестку 63 сессии Генассамблеи ООН аналогичный пункт.
Итак, принятую на 62 сессии Генассамблеи ООН резолюцию необходимо проигнорировать. Однако нет никаких сомнений, что Азербайджан будет методично добиваться принятия новых, аналогичных, резолюций, на последующих сессиях Генассамблеи ООН. Вопрос будет в повестке дня и 63-й, и 64-й, и последующих сессий. Еще 18 сентября прошлого года мы предупреждали: "(армянский) дипломатический корпус должен быть готов к данному развитию событий (вынесение проблемы конфликта между НКР и Азербайджаном на сессию Генассамблеи ООН), чтобы достойно представить свои позиции с трибуны ООН". Затем, уже 25 декабря, мы вновь выразили наше беспокойство: "Мы должны быть готовы к тому, чтобы работать в рамках ООН, должны быть готовы к расширению аудитории и к вероятности работы с другими странами. Представители многих стран-членов ООН, таких, как Малайзия или Джибути, даже не имеют представления о географическом расположении Армении, Нагорного Карабаха или Азербайджана". И сегодня нас вовсе не радует тот факт, что эти самые Малайзия и Джибути проголосовали за принятие подготовленной Азербайджаном резолюции.
А вот МИД Азербайджана находится в эйфории от сомнительного успеха. Настолько, что обещает пересмотреть отношения с сопредседателями Минской группы ОБСЕ: Россией, Францией и США. И даже позволяет себе изгаляться: "Насколько же жалкими были США, Россия и Франция, что среди поддержавших их позицию присутствовало маленькое островное государство Вануату". Это, конечно, другая тема, и к ней мы обязательно вернемся. А пока... Резолюция принята. И завтра никто уже не будет помнить, сколько стран голосовало за ее принятие, а сколько против. И хотя резолюция имеет исключительно рекомендательный характер, Азербайджан раз за разом будет выносить ее на повестку последующих сессий Генеральной Ассамблеи ООН, поскольку, как бы там ни было, она несет в себе определенную моральную нагрузку. Именно поэтому мы обязаны готовиться к следующим сессиям. Число 39 должно сократиться, точно так же, как число семь неуклонно повышаться. В противном случае придется считать, что армянские дипломаты не справляются с возложенными на них обязанностями".