Казачьим обществам нужен определенный правовой статус, какая форма для этого будет найдена- некоммерческая или общественная организация, или какая-то другая, решать необходимо на государственном уровне.

Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил руководитель службы по связям с общественностью и СМИ департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Евгений Черных.

Он согласился с мнением, высказанным бывшим атаманом Кубанского казачьего войска, депутатом Заксобрания Кубани Владимиром Громовым о том, что, несмотря на президентский указ и федеральный закон "О госслужбе российского казачества", казачьи общества не имеют официального правового статуса. "Для того атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий и был избран казаками, народом депутатом Госдумы РФ, чтобы решить многие сложные вопросы, в том числе, и по казачеству, которые до конца не решены", - сказал представитель казачества.

По его словам, федеральный закон о госслужбе казачества - рамочный, и многие вопросы в нем также определены рамочно. Прежде всего, казаков волнует то, что им не разрешено заниматься хозяйственной деятельностью. При выборе сферы деятельности казачьи общества зависят от решения местной власти, и каждый глава трактует круг занятий, которым могут заниматься казаки, по-своему. "Кто-то считает, что казаки должны только танцевать и песни петь. А как им жить, решать хозяйственные вопросы?!" - отметил Черных.

Как следует из дальнейших объяснений Евгения Черных, сейчас идет поиск формы казачьих обществ, которая бы позволила казакам реально участвовать в делах государства, полноправно служить Отечеству.

"Сейчас главное - найти политический подход к статусу казачьих обществ, может быть, государство и подскажет приемлемые формы", - считает представитель казаков. Вопрос корреспондента ИА REGNUM, что казаки, может быть, таким образом, пытаются получить разрешение на занятия коммерческой деятельностью, сотруднику департамента не показался странным.

Он сказал, что сегодня казачье движение является прозрачным, готово вести все коммерческие дела ответственно и отчитываться перед государством - пусть государство, люди, которые занимаются законотворческой деятельностью, утвердят формы отчетности, контроля. "Казаки не стремятся выйти из рамок государства, они хотят полноценно работать, хозяйствовать на казачьей земле", - отметил Евгений Черных. Заявления казаков по просьбе ИА REGNUMпрокомментировал директор ростовского института эффективного управления "Система" Дмитрий Савельев.

По его словам, федеральный закон "О госслужбе российского казачества" четко определяет статус казачьих обществ как некоммерческой организации. Он напомнил, что статья вторая закона, в частности, определяет казачье общество как "добровольное объединение граждан РФ в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы".

Другое дело, продолжил эксперт, что казаки стремятся заниматься и хозяйственной деятельностью, но это тоже нормально, если она направлена для развития общества, в соответствии с уставной деятельностью.

Эксперт предлагает обратиться к уставу некоммерческой организации и посмотреть, кто может быть ее учредителем. Согласно статусу НКО, стать ее учредителями могут от одного до нескольких человек. "Если один человек, как допускает закон об НКО, станет учредителем такой некоммерческой организации, не окажется ли он, условно говоря, историческим Тамерланом, который единолично зарегистрирует казачье НКО и возглавит армию почти в 140 тысяч вооруженных казаков?" - опасается эксперт. Кроме того, обратил внимание Савельев, на сайте Всевеликого войска Донского размещена информация о том, что торгово-промышленное общество Всевеликое войско Донское, включающее в себя больше трех десятков коммерческих организаций, ищет инвестора для строительства ипподрома на150 гектарах в игровой зоне "Азов-сити", землю под это уже выделила Азовская администрация.

"Не получится ли так, что земля, розданная Азовской администрацией уважаемому войску Донскому, вдруг окажется в руках кучки учредителей, пока нам неизвестных?" - задался вопросом эксперт.

"Ну и поскольку, по закону об НКО учредитель в любой момент по своему усмотрению может ликвидировать организацию и, в принципе, влиять на ее текущую работу, не выйдет ли так, что учредители НКО смогут управлять руководством войска, которое было избрано Казачьим кругом и советом атаманов?" - задал очередной вопрос эксперт.

Наверное, назрел вопрос о том, чтобы Госдума приняла новый закон о казачестве, продолжил Савельев. Но этому должен предшествовать своего рода казачий референдум на тему, кто должен стать учредителем казачьей НКО. По мнению Савельева, с учетом того, что казачье общество - мощная силовая, идеологическая организация, должен быть четко определен механизм взаимодействия казачьего общества и государства, при сохранении существующей процедуры принятия решений Казачьим кругом. К примеру, атаман войска, избранный казаками, должен утверждаться президентом России, а устав казачьего общества - правительством страны.

При создании казачьей некоммерческой организации Всевеликое войско Донское к участию в ней можно привлечь представителей реестрового войска и нереестровых казаков, ведь ни для кого не секрет, что раскол в казачьем движении существует. Вводить их в состав соучредителей стоит по квотам, пропорционально количеству тех и других, и таким образом покончить с расколом в казачьем движении, предложил директор института "Система".