Бег в лаптях и родина амазонок: интервью заместителя главы Минэкономразвития Чувашии
Спортивные ведомства России пока находятся в стадии определения талисмана
Право на использование официальных символов Кубка мира, принадлежащее ИААФ в продукции, которая будет сопровождать соревнования, уже выкуплено за 30 00 долларов. Тем не менее, любое производство и продажа сувениров с логотипом Кубка мира-2008 требует письменного разрешения и договора с Фондом поддержки XXIII Кубка. Впрочем, вся сувенирная продукция получила в Москве "добро" на выпуск. Это товары на любой вкус и кошелек: флажки, кружки, брелоки, шкатулки, подставки для сотовых телефонов, значки, вымпелы, салфетки, скатерти, рюкзаки - все, кроме футболок и бейсболок, право на выпуск которых принадлежит фирме "Адидас".
Активно готовится к предстоящим соревнованиям и гильдия мастеров народных промыслов. Мэрия Чебоксар на днях должна подвести итоги конкурса изделий народных промыслов к Кубку мира. Победители, помимо дипломов и денежных призов, получат муниципальный заказ на разработку и освоение новых видов продукции народных промыслов. Кубок мира - конечно, крупная, но разовая акция, а сувенирная продукция - товар, пользующийся спросом постоянно. О том, как развивается этот бизнес в республике, рассказал ИА REGNUM заместитель министра экономического развития и торговли Чувашии Александр Быченков:
Вопрос поддержки производства сувенирной продукции, в том числе народных художественных промыслов - это вопрос престижа республики, это сохранение определенных национальных традиций и культуры. В связи с этим в Чувашии разработана Программа сохранения и развития народных художественных промыслов на 2006 - 2010 годы, которая предусматривает поддержку предприятиям и мастерам, занимающихся сувенирами.
ИА REGNUM: Сколько в Чувашии предприятий, выпускающих такую продукцию?
Сейчас у нас около десяти организаций, которые занимаются сувенирной продукцией по самым разным направлениям. К примеру, фирма "Софтпласт" является разработчиком и изготовителем наградной продукции - кубков, медалей, тарелок из металла с гравировкой. "Информ-Медиа" освоила выпуск сувениров из оптического стекла, гравюр на металле с рельефными наклейками, объемного панно, "Офис-Престиж" специализируется на фарфоровых изделиях с использованием государственных символов Чувашии, национальной тематики, городских достопримечательностей. Центр классического дизайна "Аконит" изготовляет уникальные декоративные витражи, багеты, рамы, полиграфическую продукцию. "Риан-Фото" и "Взгляд" выпускают значки, ручки, брелоки, магниты, блокноты, бейсболки, кружки, футболки. И конечно, знаменитая "Паха тере" славится одеждой и вышивкой на скатертях, салфетках, полотенцах.
ИА REGNUM: Какие сувениры пользуются особым успехом?
Это вся мелкая и, соответственно, не очень дорогая продукция - брелоки, магниты, куколки, тарелочки, колокольчики. Туристы выбирают такую продукцию с расчетом, чтобы в карман уместилась, не испортить. Кстати, сейчас фирмы-производители стали обращать особое внимание и на упаковку товара, чтобы была возможность его легкой транспортировки.
ИА REGNUM: Но вещи типа брелоков, тарелочек и колокольчиков не отражают национальной самобытности. Образно говоря, вся туристическая трасса уставлена одинаковыми кружками, на которых меняется лишь фотография города и его название...
Я понял вашу мысль. Конечно, может это нивелирует красоту и самобытность, но и такая продукция должна быть. Это ведь тоже своего рода пиар. Такие сувениры покупают не столько для себя, сколько чтобы привезти друзьям и знакомым, и в этом случае главное - приемлемая цена. Это сувениры для массы. А есть сувениры исконно чувашского промысла - это ткачество и вышивка - салфетки, скатерти, шупары. Это уже изделия классом выше. Впрочем, и тут есть деление на машинную и ручную вышивку, от чего зависит стоимость изделий. Хочешь эксклюзивное творение ручной работы - заплати дороже, хочешь просто оставить память о городе и республике - есть демократичный по цене вариант машинной вышивки.
К слову, второй год мы проводим конкурс на новые варианты сувенирной продукции, на новый эскиз с национальной символикой, который выявляет все новое и креативное. Такие вещи мы поддерживаем - помогаем фирмам в расширении продукции и продвижении ее на рынок. Надо сказать, что мастера с удовольствием участвуют в этих конкурсах. Честно говоря, интересных идей хотелось бы побольше. Хочется пожелать мастерам и производителям активней пользоваться новыми формами и материалами, подходами.
ИА REGNUM: Конкурс проходит в рамках программы? Что предусматривает программа для развития народных промыслов?
Да, в рамках программы. На этот год на поддержку народных промыслов в республиканском бюджете заложено 2 млн рублей, еще 1 млн 800 тыс. рублей мы выиграли по конкурсу
В рамках республиканской программы идет формирование инфрастуктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел, их популяризация и государственная образовательная поддержка, сбыт и продвижение продукции народных умельцев. В прошлом году, например, в республике работала "Школа молодого мастера". Это был проект Торгово-промышленной палаты, позаботившейся о том, чтобы искусство промысла не уходило вместе со старыми мастерами, чтобы молодое поколение переняло знания и опыт старших коллег. С начала этого года в рамках программы началось обучение мастеров азам экономики. Это оказалось немаловажным вопросом. Промысловики - это люди искусства, и они относятся к своим произведениям любовно и почти всегда оценивают их очень высоко. Так что не каждый человек может позволить себе эти вещи. Мы понимаем, что трудно оценить количество души, энергию, вложенные на создание произведения. Но все-таки хотелось бы, чтобы цена, которую они устанавливают, была бы пониже, поэтому мы и учим мастеров мыслить рыночными категорями. Это значит, что необходимо следить за ценой, за качеством, за сохранением индивидуальности. Кстати, в этом году
Для популяризации народных промыслов министерство инициировало выпуск серии книг "Из опыта народных мастеров". На сегодняшний день вышло две книги - "Чувашская резьба по дереву" и "Чувашское узорное ткачество". Книги богато иллюстрированы и сами по себе являются прекрасным сувениром.
ИА REGNUM: Было время, когда мастера жаловались, что им негде сбывать свою продукцию.
Можно считать, что эта проблема уже решена. За два года работы по программе мы создали сеть по продаже сувенирной продукции. Ею охвачены санатории, гостиницы, крупнейшие магазины Чебоксар - Дом торговли и Шупашкар. К приходу первого теплохода с туристами в речном порту развернется "Город мастеров". Это большой шатер, под которым разворачивают свою торговлю около 30 - 40 промысловиков. Сезон 2008 года станет уже вторым для "Города мастеров". В этом году планируем открыть точки в Доме правительства, на ж/д вокзале и в аэропорту. И уже совсем скоро, в конце марта, откроется сувенирный павильон на набережной залива. На Кубке мира это место, я уверен, будет постоянно заполнено туристами. Наиболее полный перечень сувенирной продукции Чувашии представлен в магазине "Народные промыслы" в центре грода.
Но мы не зацикливаемся на создании сети в Чувашии. Стараемся, чтобы промысловики выезжали за пределы республики. Чувашские мастера - постоянные участники выставок "Ладья", "Акатуй", "Золотая осень", "Золотые руки мастеров" (Москва), "Место встречи - Казань" (Татария), в Тольятти, Самаре, Нижнем Новгороде. В январе этого года Чувашия впервые участвовала в "Зеленой неделе", проходившей в Германии.
Есть еще один интересный факт - наши "лапотных дел" мастера "засветились" со своим товаром в Суздале на соревнованиях по бегу в лаптях "Суздальская верста". Во Владимирской области не нашлось мастеров, готовых поставить производство лаптей на поток, а у нас в Чувашии этот промысел все еще сохранился.
ИА REGNUM: Как сейчас обстоят дела в сувенирном бизнесе Чувашии?
В республике малый бизнес, а значит и сувенирный, потихонечку встает на рельсы. Бизнес умеет считать и видит, что количество пришвартовывающихся к чебоксарскому речпорту теплоходов постоянно увеличивается, растет количество делегаций, в том числе иностранных - республика становится востребованной для посещений. Ведь чем больше из Чувашии уходит сувениров, тем больше это поддерживает производителя - а это дополнительные доходы в семейный бюджет, отчисления в республиканский.
ИА REGNUM: Ваше видение перспектив развития сувенирного бизнеса?
5-летней программой сохранения и развития народных художественных промыслов на их поддержку заложено в общей сложности 154,2 млн рублей, из который 30 млн - это средства республиканского бюджета, 1,3 млн - вложения местных бюджетов и 122, 5 млн рублей - внебюджетные средства. Ожидаем, что количество субъектов этого бизнеса и рост реализации продукции к 2010 году увеличится на 10 % (в сравнении с 2005 годом), а рост выпускаемой продукции и числа участников общественных объединений в сфере народных промыслов - увеличится на 15%. Важно, чтобы мастера имели доступ в любую точку, где реализуется подобная продукция. Чтобы продукция мастеров при высоком качестве была приемлема для гостей и по цене. Чтобы не было бы слепого копирования творчества соседних регионов, чтобы в изделиях сохранялись и национальные традиции.
Чувашии есть что показать. Мы не только один из многочисленных народов России, но и народ с древнейшей культурой, которая до сих пор окутана тайной и почти фантастична - по одной из версий, корни ее уходят в племена амазонок. Недаром эта тема в республике так активно разрабатывается - и не только в художественной и литературной среде. Например, в строящемся в парке 500-летия г. Чебоксары этнокомплексе под открытым небом в числе прочих готовится туристический проект "Чувашия - родина амазонок". Эта же тема стала постоянным источником вдохновения и для наших модельеров. Это, кстати, прекрасный показатель, что древняя культура представляет интерес "не только для моли", что молодежь рассматривает ее как вполне современный материал. Значит, есть надежда, что у художественных промыслов Чувашии впереди такая же долгая история.