В преддверии выборов президент Чечни Рамзан Кадыров направил Владимиру Путину обращение, в котором предложил амнистировать осужденных за участие в незаконных вооруженных формированиях (НВФ). Часть депутатов Госдумы РФ поддержали инициативу президента Чеченской Республики (ЧР). Предыдущие семь амнистий не распространялись на жителей Чечни, отбывающих наказание за участие в военных действиях против федеральных сил.
Эту тему в статье "Еще один шаг к миру" затрагивает газета "Грозненский рабочий". Автор публикации Зарихан Зубайраева отмечает: "Факты применения недозволенных методов дознания следственными органами на территории ЧР приведены в выступлениях уполномоченного по правам человека в ЧР Нурди Нухажиева. Типичным представляется пример издевательств и пыток над осужденным М. Л. в мае 2004 года. Молодому человеку надевали на голову пакет, избивали дубинкой и ногами, прикладывали провода высокого напряжения к разным частям тела. Цель этой средневековой дикости - выбить любой ценой признательные показания. Как отмечается в выступлении Нухажиева, М. Л. осудили за бандитизм, терроризм и другие тяжкие преступления".
В приемной государственного правозащитника свою историю журналистке поведала жительница Надтеречного района Элина Газдиева: "Мой сын Исраил Газдиев исчез в 2001 году. Я нашла его два года спустя в тюрьме Екатеринбургской области. Только тогда узнала, что его осудили по статье 208 УК РФ ("Участие в НВФ"). До задержания Исраил два года жил с дядей в России и приехал домой, чтобы проведать нас. В тот день он уехал в Грозный к другу, который снимал квартиру в Олимпийском проезде. Рано утром там прошла "зачистка", и моего сына увели и даже не дали ему возможность сообщить нам о том, что с ним случилось. А после тех пыток и издевательств, которые ему пришлось пережить впоследствии, любой документ подпишешь".
По мнению автора статьи, президент Чечни не случайно обратился к этой очень болезненной теме. В своем обращении к Путину Кадыров отметил целесообразность амнистии и в случае соответствия добытых следствием доказательств фактическим обстоятельствам дела, так как "в настоящее время в местах лишения свободы содержатся много молодых людей, которые оказались в бандах, введенные в заблуждение лидерами экстремистов. Они отбывают наказание по статье 208 УК РФ".
Наталья Эстемирова, сотрудница грозненского отделения правозащитного центра "Мемориал", считает: "Жители Чечни, осужденные за участие в НВФ, как правило, получали очень большие сроки. По отношению к ним применяются побои, издевательства. Причем дискриминация мотивируется не только участием этих людей в военных действиях против федеральных сил, но и этническим происхождением. То есть они попали в условия, позволяющие сделать вывод о том, что речь идет о двойном наказании".
Чеченские эксперты оценивают действия президента как еще один шаг к консенсусу и общенациональному согласию. А Рамзан Кадыров уверен в том, что в результате амнистии "из сердец участников НВФ уйдет зло", они оценят "благородный жест государства". Как он подчеркнул, "ранее амнистированные молодые люди воевали с оружием в руках против террористов и ваххабитов, стали героями России, кавалерами ордена Мужества и составляют боевой костяк одной из самых боеспособных единиц России - МВД по Чеченской Республике".
В статье автор приводит слова члена комитета Госдумы по безопасности Михаила Старшинова, который заявил, что поддерживает эту инициативу: "Несмотря на всю сложность и неоднозначность вопроса, я поддерживаю предложение президента Чечни. Тем более что сейчас амнистия, если она, конечно, будет, коснется тех, кто рос и формировался, как личность, в 90-е годы - в годы "разброда и шатания" в государстве. Она распространится на тех, кто в силу возраста просто не мог самостоятельно отделить зерна от плевел. Амнистия может стать признанием государством и своей части вины перед теми гражданами России, для кого детскими игрушками были в лучшем случае стреляные гильзы, а в худшем - настоящий боевой "Калашников"". ("Грозненский рабочий", № 7 от 28 февраля 2008 года).

К этой же теме обратилась и газета "Вести республики". В статье под заголовком "По заветам первого президента" журналист Абдулвахид Катаев пишет: "Рамзан Кадыров сделал особый акцент на том, что задача максимально справедливого устройства общества и ликвидация следов войны не только в материальной, но и в духовной сфере, и по своей логике требует и пересмотра подобных обвинительных заключений в отношении лиц, не представляющих реальной опасности для государства и правопорядка в нем". Глава республики также указал на то, что "правоохранительные органы, действующие в ЧР на временной основе, игнорируя важнейший принцип правоприменения - презумпцию невиновности, выносили нередко обвинительные приговоры по ст. 208 УК РФ на основании лишь признательных показаний осужденных, полученных, в свою очередь, недозволенными методами дознания и следствия". ("Вести республики", № 34 от 23 февраля 2008 года).

23 февраля в Чечне поминают погибших во время депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. Долгих тринадцать лет провели они на чужбине, теряя родных и близких: кто-то умирал от голода, кто-то от болезней, а кого-то сломил холод и тоска по родине. "Подобное массовое выселение народа из места исторического проживания в мировой практике признается военным преступлением, преступлением против человечности. Если же подобная акция сопровождается массовым истреблением народа, то это уже геноцид - еще более тяжкое преступление. Наших людей уничтожали во время выселения во всех селах, забивали в кукурузные сапетки и сжигали, закапывали в землю, на подводах сбрасывали с обрыва... Были случаи, когда грудных детей оставляли дома в колыбелях... Столько лет прошло, а очевидцы со слезами на глазах вспоминают те страшные события, подчеркивая при этом: "Не дай Аллах увидеть вам подобное...". Это отрывок из статьи Х. Загибова, который ребенком вместе с родителями был сослан и провел в чужих краях долгие тринадцать лет. ("Терская правда", № 13-14 от 22 февраля 2008 года).

В Арбитражном суде Чечни завершились предварительные слушания по исковому заявлению правительства ЧР. Исполнительная власть республики оспаривает законность передачи военным земельных участков площадью 2200 га в Веденском районе и 1290 га в Шатойском районе. По заключениям специалистов, использование заповедных территорий в военных целях наносит непоправимый ущерб памятникам историко-культурного наследия, имеющим всемирное значение, а также окружающей среде, пишет "Грозненский рабочий". Кроме того, "милитаризация обширных территорий станет бронированным заслоном на пути возвращения местных жителей в заброшенные селения". В связи с этим руководитель Управления Россвязьохранкультуры по ЧР Исмаил Мунаев считает: "Использование заповедных земель в качестве полигона для стрельбищ нанесет непоправимый урон культурному наследию чеченцев, значимость которого трудно переоценить. Надо учитывать, что указом президента РФ Аргунскому музею-заповеднику придан федеральный статус. Кстати, инициировали данное решение ученые Российской академии наук. Между тем, Аргунский музей-заповедник включен в список важнейших исторических памятников РФ - наравне с Кремлем и Соловецким монастырем. Так что если кому-то и удалось словчить и зарегистрировать право на постоянное владение местами средоточия историко-культурных памятников, это не значит, что все должно остаться, как есть. В данном случае политики и чиновники любого ранга должны исходить не из ведомственной, а из принципиальной гражданской позиции".
Газета приводит интересную статистику: "По данным Министерства имущественных и земельных отношений ЧР, общая площадь "дислокации" федеральных силовых структур составляет 11758,5 гектара. Если вычесть оспариваемые в арбитражном суде площади, остается более 8 тысяч га земли - такова территория, используемая военными без правоустанавливающих документов. Они прочно обосновались в районе селений Борзой (Шатойский район), райцентров Ведено, Шали, поселков Ханкала и Калиновская. Никаких договоров об аренде этих земель федеральные силовики не заключали и используют их по своему усмотрению. Между тем, большая часть самозахваченных наделов относится к категории сельскохозяйственных угодий. Общий ущерб, нанесённый в течение восьми лет использованием участков не по целевому назначению, составляет почти 4 млрд рублей". ("Грозненский рабочий", № 6 от 21 февраля 2008 года).

В январе текущего года в рамках визита губернатора Самарской области Владимира Артякова в Чеченскую Республику состоялась его встреча с президентом ЧР Рамзаном Кадыровым. В ходе встречи было достигнуто соглашение о создании на территории Чечни автомобилестроительной отрасли и производстве комплектующих. На первоначальном этапе планируется начать производство автомобилей на базе ГУП "Пищемаш", всего же в проекте задействовано несколько промышленных предприятий Чеченской Республики: Грозненский электроремонтный завод, "Трансмаш" и гудермесский завод "Мединструмент". Выбор аргунского "Пищемаша" как головного предприятия обусловлен целым рядом его технических преимуществ: наличием свободных и относительно готовых к эксплуатации производственных площадей и в немалой степени - географическим расположением города Аргун.
Что касается кадров, то решается и этот вопрос - довольно большая группа молодых людей, в основном выпускников Грозненского нефтяного института, отправилась в Тольятти осваивать технологию сборки ВАЗ-2107, который станет первым "чеченским" автомобилем. За этой пробной моделью последуют в 2009 году малотоннажные грузовики различных модификаций на базе ВАЗ-2120, джип "Сталкер" на базе ВАЗ или УАЗ. Кроме того, проект предусматривает производство малогабаритного компактного электромобиля (пока без названия), экологически чистого и безопасного вида транспорта для спортивных объектов и нужд культурного досуга. ("Вести республики", № 35 от 25 февраля 2008 года).

Взаимоотношения исламского мира и Чеченской Республики в последние годы из официальных переросли в дружеские, отмечает "Молодежная смена". Об этом свидетельствуют частые визиты представителей арабских стран в Чечню. Один из таких визитов состоялся 16 февраля - в Грозный прибыла делегация из Кувейта. Возглавлял ее заместитель министра вакуфов и исламских дел государства Кувейт, председатель Комитета мусульман Азии доктор Адель-аль-Фалях. В состав делегации вошли также ученый-арабист шейх Мухаммед Садык, руководитель секретариата министра вакуфов и исламских дел Кувейта Рашид-аль-Умери.
Говоря о цели визита, руководитель делегации подчеркнул, что он носит ознакомительный характер. Однако, по его словам, в дальнейшем предполагается заключить договора о сотрудничестве в области образования, культуры, возможно рассмотрение инвестиционных проектов. В беседе с чеченским президентом арабский гость отметил высокий темп строительно-восстановительных работ в Чеченской Республике. "Стиль вашего руководства похож на стиль руководства принца Али. Он обычно дает задание, а на следующий день спрашивает: все ли уже сделано?" - сказал доктор Адель-аль-Фалах. В свою очередь Рамзан Кадыров отметил, что сегодня Чеченская Республика является развивающимся регионом и участие арабского мира в развитии республики внесло бы свой неоценимый вклад в становление и укрепление братских связей мусульман России и всего мусульманского мира. ("Молодежная смена", № 34 от 19 февраля 2008 года).

В феврале 2008 года стартовали строительно-восстановительные работы в Веденском районе ЧР. Первыми будут возрождаться такие горные села, как Ширди-Мохк, Белгатой, Тазен-Кала, Макажой. Первоочередными задачами также являются газификация района, восстановление девяти школ, районной больницы, четырех сельских врачебных амбулаторий. Перед министерством дорожного строительства поставлена задача восстановить дорожную сеть во всех населенных пунктах района. На ближайшее время намечено строительство здания физкультурно-оздоровительного центра, хлебозавода и цеха по изготовлению паркета. ("Даймохк", № 31 от 16 февраля 2008 года).