Польша разочарована слабостью антикучмовской оппозиции: Украина в украинских СМИ
Прошедшая неделя на Украине была отмечена очередной серией оппозиционных акций "Повстань, Украина!" и очередным же "фальшивым письмом" Виктора Ющенко избирателям, тираж которого на этот раз, по версии депутата от "НУ" Петра Олийныка, составил 10-14 миллионов экз.:
""Представляете, 20 километров дороги устелены листовками", - заявил депутат.... Говоря о возможном тираже листовки, <Олег> Рыбачук предположил, что он может достигать во Львове 100.000 экземпляров. Это была его оценка по состоянию на утро среды. Вечером же депутат Петр Олийнык назвал потрясающую цифру: 10-14 миллионов. Он делает такие предположения из количества просто разбросанных листовок".
Что же касается арифметически исчисляемого резонанса мартовских выступлений оппозиции, то по признанию "Украинской правды", "милиция насчитала 15 тысяч участников акции "Восстань, Украина!". Оппозиция - 150". Сама "УП" на второй цифре не настаивает. Реальными цифрами, которые сходились с официальными данными милиции, была, похоже, несколько разочарована польская Gazeta Wyborcza, чей сдержанный комментарий приводит та же "УП":
"Оппозиции, однако, не удалось собрать в Киев 100 тысяч людей, как обещалось. Организаторы утверждают, что под памятник Шевченко в день его 189-ой годовщины пришли 50 тыс. человек.
Впрочем, более достоверны данные милиции, которая считает, что протестовали около 20 тысяч. "После этой демонстрации ничего особенно не изменится, и я пришел показать, что выступаю "за" демократию. Если перестанем выходить на улицу, будем тем самым укреплять тоталитаризм", - говорит Максим Стриха, известный публицист.
Однако большинство киевлян предпочло продолжать отмечание Женского Дня или развлекаться по случаю Масляной, православного прощенного воскресенья. Хотя оппозиция и заняла главную улицу Киева Крещатик, в масштабах города протест чувствовался значительно меньше. Неизвестно, почему в Киев почти не приехали оппозиционеры из провинции, которые были главной силой осенних антикучмовских демонстраций.
Демонстранты как всегда скандировали "Кучму геть!", жаловались на низкие зарплаты и пенсии, но на этот раз, кажется, с меньшей агрессией. Значительно мягче относительно президента выступали и лидеры оппозиции. Под влиянием блока бывшего премьера Виктора Ющенко "Наша Украина" остальные партии - социалисты, коммунисты и блок Юлии Тимошенко - отказались от немедленной отставки Кучмы".
Несколько иной тон в комментарии Rzeczpospolita: "Вчерашняя демонстрация собрала исключительно много людей из различных регионов Украины, которые не один час ехали в Киев на так называемых электричках". Однако акцент корреспонденты Rzeczpospolita делают на отсутствии единства у сторонников оппозиции: "Разговоры с участниками демонстрации в Киеве доказывают, что, несмотря на существующую достаточно странную тактическую коалицию оппозиционных сил, их многое разделяет и каждому, в частности, тяжело будет согласиться на общего кандидата в президенты из другой политической группировки".
Комментарий киевских "Версий" не столь корректен и цифры там называют заведомо ниже, чем в милицейских протоколах:
В сравнении с прошлым годом "изменился формат представительства оппозиционеров. Например, во время прошлых акций протеста оппозицию репрезентировали лидеры четырех политических партий. На третий раз все было скромней: 12 тысяч человек вместо заявленных 150-ти тысяч, штурм лукьяновского СИЗО вместо оккупации президентской администрации и Анатолий Матвиенко в роли Виктора Ющенко. Просто как в анекдоте о поручике Ржевском: "Господа, а давайте искупаем мою лошадь в шампанском! - Фи, поручик... - Ну тогда хоть кота пивом обольем...". Кроме того, стало очевидным, что оппозиция практически не в силах мобилизовать широкие слои населения. От акции к акции количество митингующих снижается. Настолько, что народным депутатам самим приходится брать в руки баллончики с аэрозолем". Баллончиками с краской депутаты от БЮТ и "Собора" исполнили граффити на стенах Лукьяновского СИЗО, где содержатся активисты УНА-УНСО, осужденные за организацию беспорядков во время аналогичной акции 9 марта 2001 года.
Тем не менее, по словам начальника департамента административной службы милиции МВД Украины Александра Савченко, "митинги в Киеве и в целом по Украине прошли без нарушений правопорядка". Хотя некоторые "внутренние конфликты" фиксируют те же "Версии", что служит лишней иллюстрацией к репортажу польских журналистов: "Вопреки договоренностям о мирном шествии, произошел локальный внутренний конфликт, во время которого пострадали представители КПУ, пытавшиеся пробраться с красными флагами поближе к президиуму митинга. После короткого, но содержательного диалога с унсовцами, пара коммунистов получила по физиономии. Ребята Андрея Шкиля не пострадали. Это небольшой эпизод, который наглядно подтверждает: оппозиционеры работают в разных политических стилях. Есть радикальная Юлия Тимошенко и ее бойцы, а есть осторожный Ющенко, который смывается сразу после "цветочного периода" акций протеста. Одни красят стены СИЗО, другие рассуждают об особенностях политической ситуации. Коммунистам вообще все по барабану, кроме интересов трудового народа. А Александр Мороз... Его почти не видно".
Бумажный соратник "Версий", "Киевский телеграф" в крайне путаном по риторике комментарии, напротив, настаивал, что оппозиция демонстрировала консолидацию, правда, не вполне последовательно:
"Непримиримая оппозиция в лице Компартии, Соцпартии и Блока Юлии Тимошенко во главе со своей лидерской триадой (Симоненко - Мороз - Тимошенко) этими акциями хотела продемонстрировать главное - способность объединяться и выступать против общего "врага" совместно.... Согласие на словах не закончилось и вылилось в совместные манифестации протеста (назовем их так) на улицах Киева и некоторых других украинских городов. Однако не сложилось с выдвижением единого кандидата на главную должность в стране. Стоило только, например, вождю социалистов Александру Морозу привычно и хлестко "наехать" на власть предержащих, заявив, что "любая власть от Ирода до Леонида не приносила добра людям", как именно его и начали прочить в "единые": "Весна победит, но пусть Мороз будет непобедим!" - патетически играя словами, заявила одна из выступающих, социалистка "по окрасу". Другие вожди эмоционально не взревновали, а только благодушно похлопали. Но потом и Тимошенко, и Симоненко неоднократно подчеркнули, что выдвижение такого кандидата "не на часі". И этим многое было сказано...".
Сетевое агентство Proua.com приводит комментарии российских масс-медиа - от скептического "Коммерсанта" до традиционно сочувствующей оппозиции "Правды.ру", однако, в целом отмечая недостаточный медийный резонанс, Proua.com пытается оценить ситуацию с точки зрения спонсоров:
"Акцию 9 марта Андрей Шкиль (БЮТ) считает успешной - "Победой оппозиции без особых достижений". Пожалуй, афористичнее и честнее не скажешь. Другое дело, насколько подобная характеристика прошедших событий устроит тех, кто подобные шоу спонсирует. Деньги-то потрачены, может быть и поменьше, чем в сентябре 2002-го, но - тоже не малые. А результат? Остается надеяться на реабилитацию в следующем раунде. Очередная акция запланирована на 22 мая - день перезахоронения тела Тараса Шевченко из Санкт-Петербурга в Канев. Пока нам обещают "живую цепь" - наподобие той, что имела место в бурном 1990-м году".
На майскую "живую цепь", равно и на прошедшие уже мартовские демонстрации, оппозиция возлагала, кажется, слишком большие надежды. Так, накануне Тарас Стецькив из "Нашей Украины" заявил в интервью "Зеркалу недели":
"Если на улицы городов и сел Украины в какой-то момент выйдут два миллиона людей, то результат будет достигнут. Если мы будем способны, как это, кстати, было заявлено на съезде, выстроить цепь протеста от Львова до Киева и от Киева до Донецка, если это удастся, я вас заверяю - власть дрогнет. В такой ситуации ни одна власть еще не выдерживала. И тогда ей можно будет диктовать условия, сроки и правила досрочных выборов. Кучма добровольно не уйдет. Но добиться от власти путем давления снизу согласия на досрочные выборы - реально".
"Контекст", в свою очередь, рассматривает борьбу среди властных элит: ослабление главы АП Виктора Медведчука - с одной стороны, и формирование "донецкой команды" премьера Виктора Януковича - с другой.
"Леонид Кучма своим указом отменил норму об обязательном выполнении органами исполнительной власти поручений первых лиц администрации президента. Наблюдатели отмечают, что решение главы государства ослабляет позиции, в первую очередь, Виктора Медведчука и вызвано политическим соперничеством в президентском окружении. В то же время, эксперты полагают, что нововведения существенным образом не скажутся на политических позициях лидера СДПУ (о).
...Как отметил в комментарии "Контексту" шеф-редактор журнала "Політична думка" Владимир Полохало, президентские амбиции Медведчука встречают сопротивление части партии власти. "В Украине стало нормой считать Кабинет министров "техническим" правительством (т. е. не имеющим реального политического и отчасти административного веса - "Контекст"). Реальные же властные полномочия переместились в администрацию президента. Однако в данной ситуации Виктор Янукович, возглавляющий легитимный Кабмин, стремится добиться уменьшения полномочий АП", - полагает аналитик". Рядом "Контекст" размещает подробную аналитическую разработку "группы советников действующего премьер-министра Украины", которая "позволяет предположить" наличие "президентских амбиций" у главы украинского Кабмина.
Еще одна "донецкая" тема недели - конфликт Минтопэнерго с "угольными генералами" и соответственно, - пробуксовка намечавшейся Кабмином реорганизации угольных холдингов.