Левон Мелик-Шахназарян: Косово - когда политика доминирует над правом
Итак, 17 февраля произошло давно ожидаемое: власти Косово приняли декларацию о независимости. Решение это было тут же поддержано руководством ряда крупных стран, объявивших о признании нового государственного образования в Европе. Поспешность с признанием привела к морально-правовому абсурду. Так, спустя всего два дня после провозглашения независимости Косово, состоялось посвященное этой проблеме заседание Совбеза
Главные аргументы сторонников независимости Косово:
1. Нельзя игнорировать волю населения края.
2. Режим Милошевича доставил албанцам Косово столько неприятностей, что отныне их совместное проживание не представляется возможным.
3. У албанцев и сербов разная культура.
Противники независимости Косово исходили из того, что:
1. Признание независимости Косово приведет к "эффекту домино" в более чем двух сотнях регионах мира.
2. Нарушается один из основополагающих принципов европейского общежития - территориальная неприкосновенность государств.
Как это нередко бывает в подобных случаях, стороны остались при своем мнении, решения принято не было, что практически освободило остальные страны мира от каких-либо обязательств по отношению к Косово. Фактически Совбез ООН повторил проторенную Советом Европы дорожку, ибо европейские страны также не смогли прийти к единому мнению по этому вопросу. Теперь любая страна мира вольна в своем решении признавать или, наоборот, не признавать Косово.
Сложившаяся ситуация вовсе не означает отсутствия правовых регуляторов для подобных случаев. Правовые нормы существуют, более того: право народов на самоопределение никоим образом не противоречит принципу территориальной целостности государств. Международное право имеет четкую градацию и любые принципы, в том числе и принцип территориальной целостности государств, имеет исключительно рекомендательный характер. Между тем, признание права народов на самоопределение является обязательным для всех стран, ратифицировавших Пакт о правах человека. Другое дело, как достигается исходная ситуация для реализации права на самоопределение.
Правом на самоопределение наделена компактно проживающая этническая группа, составляющая большинство во входящем в состав признанного государства определенном регионе. Однако одного этого фактора явно недостаточно. Признание за этническим большинством права на самоопределение корректно лишь в том случае, если самоопределяющийся этнос проживает на исторически принадлежащей ему территории, является коренным, автохтонным народом. Именно о таких случаях идет речь в принятой в сентябре прошлого года Декларации ООН о правах коренных народов. В противном случае этническое большинство может быть достигнуто за счет насильственных действий, депортации, геноцида и т.д. Таким образом, право на самоопределение имеет еще и историко-морально-этическую подоплеку. И не учитывать этот фактор было бы преступной беспечностью, провоцирующей межнациональные столкновения.
Коренные народы, проживающие на своей исконной родине, входящей в состав инонационального государства, делегируют общегосударственным органам право на защиту их интересов как внутри страны, так и на международной арене. В случае, если государство не выполняет возложенные на него обязательства, возникает ситуация, при которой коренные народы прибегают к праву на самоопределение.
К сожалению, ряд крупных государств нередко игнорирует приведенные основополагающие факторы международного права, что зачастую приводит к кровавым столкновениям между соседними народами. Именно по этой причине многие государства, не являющиеся членами ООН (равно, как и страны-члены ООН), сегодня не спешат с признанием Косово.
В самом деле: казалось бы, НКР, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и другие самопровозглашенные государства сегодня должны быть довольны парадом государств, спешащих признать Косово. Только так ли это на самом деле?
Возьмем для примера нагорно-карабахский конфликт. На первый поверхностный взгляд между НКР и Косово много общего. И в Карабахе и в Косово право на самоопределение реализовало этническое большинство; и в Карабахе и в Косово самоопределившееся население апеллирует к международному праву; и Карабахе и в Косово самоопределение сопровождалось боевыми действиями. Однако при более детальном рассмотрении данные совпадения, не говоря уже о различиях, о которых будет сказано ниже, оказываются мнимыми. Так, армяне в Карабахе являются автохтонами и на протяжении всей истории составляли там выраженное большинство, в том числе и в период пребывания края в пределах Азербайджанской ССР. Косовары-албанцы (бывшие иллирийцы) автохтонами в Косово не являются. Край они стали заселять в период владычества там Османской империи. Принимавшие ислам и переселявшиеся в Косово албанцы освобождались от обременительных налогов, что и привело к их значительному увеличению в крае. Примерно в середине ХIХ века количество албанцев косоваров сравнялось с сербами. После
Второе. В ходе национально-освободительной борьбы население Нагорного Карабаха последовательно реализовало все требования международного права и законодательства Союза ССР, из состава которого и вычленилась Нагорно-Карабахская Республика. Это и обращение в конституционные органы СССР и Азербайджана, и отказ выйти из состава СССР вместе с Азербайджанской ССР, и проведение референдума среди населения и, наконец, провозглашение независимости на основе результатов референдума. В отличие от НКР, в Косово референдума не было, что является грубым нарушением требований международного права.
Наконец, НКР защищалась от военной агрессии Азербайджана на основе статьи 51 Устава ООН (Право на индивидуальную самооборону), о чем своевременно известила Совет Безопасности ООН. Население Косово не обладало подобной способностью к самоорганизации и смогло лишь породить неконтролируемые этнические отряды. После того, как сербская армия нейтрализовала большую часть нелегальных отрядов албанцев, в дело вмешалось возглавляемое США НАТО. Именно войска НАТО заставили сербскую армию покинуть Косово, а также способствовали депортации четверти миллиона сербов из Косово. Начиная с 1999 года, и по сей день Косово реально управляется военными подразделениями НАТО. Таким образом, можно констатировать, что Косово было оккупировано войсками НАТО и передано албанцам. Албанское население края не было способно к самоорганизации и не было готово к построению собственного суверенного государства. Данное обстоятельство привело к тому, что власти Косово просто не контролируют провозглашенную независимым государством территорию.
Сегодня на территории, провозглашенной Республикой Косово, отсутствует верховенство государства и закона. Лидеры албанцев Косово могут посещать отдельные регионы провозглашенной государством территории исключительно под прикрытием бронетехники НАТО; в разных поселениях Косово в хождении разные валюты; на территории Косово действуют два различных законодательства. Отметим, что на всей территории Нагорно-Карабахской Республики наличествует верховенство государства и закона.
Почему же созданное третьими силами практически на ровном месте Косово удостоилось признания со стороны многих стран? И почему НКР, провозгласившая свою государственную независимость 16 лет назад до сих пор не признана ни одним из государств-членов ООН? Ответ, как это ни прискорбно, следует искать не в правовом, а в политическом поле.
Сербия - православное славянское государство - представляется Западу неким подобием "троянского коня" России в Европе. В свою очередь, Россия видится Западу в качестве наиболее конкурентной экономической и геополитической соперницы в регионе. Вместе с тем, сильная православная Сербия всегда беспокоила протестантско-католический мир. Расчленение Сербии, таким образом, кроме ослабления влияния Белграда в Европе, является частью задачи по ограничению геополитической мощи России. Кроме того, массовое признание Косово является своеобразным "месседжем" национальным автономиям на территории России.
Однако не стоит считать, что западный мир един в стремлении признать Косово. У многих стран Европы наличествуют схожие национальные проблемы, и признание Косово способно поставить их в затруднительное положение. "Эффект домино", о котором предупреждали противники признания государственной независимости Косово, действительно может сработать. Сегодня Европа раскололась на противников и сторонников признания Косово. Среди стран Европы наблюдаются новые полюса и новые союзы. Данное обстоятельство явно выгодно Вашингтону, главному "спонсору" независимости Косово. Сильная, объединенная и экономически крепкая Европа, даже будучи союзником США, не внушает Вашингтону особого доверия. Так что "сотворение" Косово, как представляется, наиболее выгодно именно Вашингтону, который тем самым убивает сразу "двух зайцев" - ограничивает геополитические возможности России и дает щелчок по "носу" зазнавшейся Европе.
В свою очередь возможное признание НКР наталкивается на противодействие не только Азербайджана, но и Турции. В данном контексте значение этих стран следует рассматривать в контексте альтернативной России энергетической политики. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что для Европы "нефть стоит мессы", то есть права.
В этой ситуации раздаются голоса, что Армении стоит признать как Косово, так и НКР. Как представляется, подобное решение было бы неправильным. Вряд ли стоит в мутных водах чужих политических игр искать золотую рыбку собственной независимости. В конце концов, Косово для сербского народа то же самое, что и Нахичевань для армянского. В 1921 году этот исконно армянский край был отторгнут от Армении на основе договора между большевистской Россией и кемалистской Турцией. Да и судьба Карабаха удивительно напоминает судьбу Косово. Как известно, в июле 1921 года Нагорный Карабах был отнят у Армении и передан Азербайджанской ССР на основании решения партийного органа третьей страны. Война 1988-94 годов стала прямым следствием волюнтаристского и незаконного решения того времени.
Сказанное, однако, отнюдь не означает, что события вокруг Косово должны игнорироваться дипломатией армянских государств. Как представляется, внешнеполитическим ведомствам Армении и НКР необходимо направить в ООН правовую папку по провозглашению НКР. Папка должна содержать в себе не только правовое обоснование независимости НКР, но и этапы построения государства. На основании представленных документов предложить ООН признать государственную независимость Нагорно-Карабахской Республики. Аналогичные документы следует отправить во все страны мира. Трудно представить, какие у них могут найтись основания для отказа. Особенно у стран, признавших незаконную независимость Косово.