Многочисленные дискуссии о перспективах развития украинской экономики начинают приобретать свое практическое воплощение. 5 февраля генеральный совет Всемирной торговой организации (ВТО) проголосовал за вступление Украины в эту организацию. В течение последующего полугодия Парламент страны должен принять ряд законов, после чего последует полноправное ее принятие в ВТО.

На Украине в большинстве масс-медиа не прекращается процесс восторженных оценок данного события. Среди украинской правящей элиты доминирует позиция президента Украины В. Ющенко: "У меня нет никаких сомнений, что 5 февраля станет великим днем для Украины". Что означает для народа Украины этот "великий день"(1), не раскрывается. Однако, проблем в данной связи много и, особенно, таких, которые определяют вектор развития этого государства. И дело не в том, что рано или поздно все страны будут вынуждены интегрироваться в мировую экономику, а в том, в чьих интересах будет осуществляться такая интеграция и что именно в данном случае означает вступление украинского государства в ВТО?

Известно, что до развала Советского Союза украинская экономика развивалась достаточно динамично. Здесь производились лучшие в мире космические корабли, на мировом уровне осуществлялось производство в авиа - и судостроении, радиоэлектронике, в оборонных отраслях и т.д. Сельское хозяйство обеспечивало продовольственную безопасность страны в полном объеме. По экономическому развитию Украина входила в десятку передовых государств планеты. Но после того, как в 1991 году страна стала на путь независимого развития, во всех сферах общественной жизни начали происходить радикальные изменения. Факты свидетельствуют о процессах тотальной деградации. За последние пятнадцать лет экономические потери страны превышают соответствующие потери в Великой Отечественной войне. Человеческие потери еще более устрашающие. Данные Государственного комитета статистики Украины показывают, что если в начале 90-х годов в стране проживало более 52 млн. человек, то на 1 января 2008 года - 46,6 миллионов. И процесс вымирания не остановлен. В настоящее время Украина - одно из самых слаборазвитых государств мира, интенсивно пытающееся найти свое место в мировой экономике.

Какие пути и перспективы развития Украины в данной связи имеют место? Следует отметить, что развитие государства, опираясь преимущественно на собственные силы, что и провозглашалось правящими элитами в начале 90-х годов, уже фактически невозможно. Этих сил просто нет. Политика "многовекторности", которая особо проявляла себя в период президентства Леонида Кучмы, претерпела крах. Образно говоря, "на двух или нескольких стульях" усидеть государству не удалось. В настоящее время постепенно осознается необходимость интегративных связей с другими, более развитыми государствами. Специфика развития современной Украины как независимого государства дает ей шанс развиваться преимущественно только одним из двух путей экономической интеграции.

Путь первый. Интеграция с Россией и другими странами СНГ. Что это дает Украине?

Экономическая интеграция со странами СНГ прежде всего восстанавливает исторически сложившиеся кооперативные связи в рамках всего постсоветского пространства. Такие связи позволяли Украине в свое время быть одним из экономических лидеров в СССР. Известно, что даже в настоящее время, в условиях "тотальной разрухи", наиболее эффективно работающие предприятия Украины - именно те, которые осуществляют свою деятельность в кооперации с Россией и другими странами СНГ. Это, прежде всего, относится к ракетно-космической, авиационной, машиностроительной и ряду других отраслей производства. Альтернативы такой кооперации нет. Допустив ликвидацию ее, будет означать ликвидацию всего передового научно-технического потенциала страны окончательно.

Интеграция Украины с Россией - это создание также особо льготных предпосылок для обеспечения собственных экономических потребностей сырьем, которым в избытке обладает Россия. В настоящее время Российская Федерация имеет почти половину основных сырьевых запасов человечества. За рынки сырья в современном мире разворачивается особо жесткая конкурентная борьба. Украина в данном контексте гипотетически имеет один из самых наилучших шансов обеспечить себя сырьем, особенно энергоносителями в рамках кооперации с Россией. Ни одна европейская страна таких преференций не имеет. Отказаться от них, равнозначно отказу осуществлять стратегический менеджмент.

Интеграции Украины с Россией - это и допуск к рынкам сбыта своих товаров. Известно, что не только за рынки сырья, но и за рынки сбыта в современном мире идет ожесточенная борьба. Украина, сохраняя за собой возможности освоения российского рынка, объективно становится экономическим фаворитом в общих тенденциях трансформаций современной мировой экономики, особенно европейской. По нашим расчетам, создание условий для движения товаров между Россией и Украиной по американо-канадскому примеру только в течение года обеспечивает повышение уровня производства промышленной продукции на 10-15 %.

Интеграция Украины с Россией делает более комфортным и передвижение рабочей силы. В настоящее время большинство трудовых мигрантов из Украины работают не в странах Евросоюза, куда их все меньше пускают, а в динамично развивающейся России, которая все больше и больше нуждается в трудовых ресурсах. В России сейчас работает около 5 млн. граждан Украины. Это большая часть всех украинских "заробитчан", вынужденных зарабатывать на жизнь вне своей страны. Украинские гастарбайтеры, работающие в России, приносят для своей страны, по разным оценкам, от 7 до 9 млрд. долларов в год.

Интеграция Украины с Россией - это реальная возможность для Украины развиваться в контексте передовых достижений научно-технического прогресса. Традиции в научной кооперации советского времени еще не уничтожены полностью. Современный украинский застой в науке можно поднять только путем вхождения в единое образовательное и научное пространство с Россией. Опыт Советского Союза показывает, что кооперативные связи в науке и культуре достаточно эффективно обеспечивали развитие научно-технического прогресса в союзном государстве в целом и в союзных республиках в частности. Украина в этих процессах занимала лидирующие позиции. Восстановление научной кооперации - процесс значительно более простой и эффективный, чем выстраивание новых соответствующих взаимоотношений с другими странами, тем более, что конкурентоспособность страны в научной сфере необычайно низкая. Известно, что Российская Федерация инвестирует серьезные средства в технологическое развитие, что уже в среднесрочной перспективе приведет к ощутимому результату. Подключение Украины к данному фарватеру научно-исследовательской деятельности является особо целесообразным, что сохранит за страной статус одного из центров современного интеллектуального развития.

Интеграция с Россией и другими странами СНГ дает гипотетический шанс Украине не только существенным образом поднять собственную экономику, но и получить шанс активного, консолидированного игрока в международных экономических отношениях, что в существенной степени воспрепятствует ее реальным перспективам неоколониальной зависимости. На наш взгляд, вступление Украины в ВТО было бы целесообразным совместно с Россией и лишь после того, как будет обеспечена конкурентоспособность производства в стране основных видов товарной продукции. В данное время вступление страны в ВТО означает расширение жизненного пространства высокоразвитых европейских и других стран за счет разорения самой Украины.

Имеются и другие положения, определяющие содержание экономической интеграции Украины с Россией, которые, более чем очевидно, являются взаимовыгодными и особенно целесообразными для современной украинской экономической идентификации.

Путь второй. Прозападная экономическая интеграция в рамках ВТО.

Так называемый "евроатлантический выбор" Украины осуществляется уже многие годы. Однако реальных результатов для страны он пока что не дал. Вступление страны в ВТО также, на наш взгляд, дает мало шансов Украине для преодоления собственного системного кризиса. Даже с учетом пятилетнего переходного периода указанный процесс явится "шоковой терапией" для украинского производителя. Здесь с объективностью проявит себя закон стоимости, сущность которого состоит в том, что обмен товаров происходит в соответствии с их стоимостью, то есть общественно необходимыми затратами труда на их производство. В соответствии с этим законом, товаропроизводители, у которых затраты труда высокие, разоряются, и выигрывают те, у которых затраты труда являются наименьшими. Высокий уровень затрат труда по сравнению со странами-лидерами ВТО на Украине - неизбежный фактор, содействующий дальнейшему разорению ее экономики. Надежды на то, что "шоковая терапия", связанная со вступлением Украины в ВТО - необходимая предпосылка выживания страны в жестких условиях мирового рынка, который с неизбежностью приведет к оздоровлению экономики - путь необычайно рискованный и уже названный в науке "рыночным фундаментализмом". Вступление в ВТО может стать окончательным этапом развала украинской экономики, начавшегося в 1991 году, и будет иметь перспективы превращения страны "из государства - в территорию".

Исторический опыт вступления стран в ВТО с низким уровнем производительности труда, показывает, что фактически все они стали объектом экономической экспансии более развитых стран. В специфике Украины наибольшая экспансионистская политика, вероятно, будет направлена в отношении сельского хозяйства и, в частности, сельскохозяйственных угодий. На Украине около четверти самых плодородных земель планеты, а это то, что является особо дефицитным для многих экономически развитых стран. ВТО открывает прямой путь к скупке украинских земель, так называемыми иностранными инвесторами. При этом украинские крестьяне будут лишены своих земель по крайне низким ценам в силу реалий современных стагнационных процессов на селе. В данной связи Украина из потенциального аграрного лидера с неизбежностью превратится в объект продовольственных экспансий, навсегда теряя единственное и основное средство производства - землю, превращая своих крестьян в батраков.

Следует особо отметить и то, что вступление Украины в ВТО и весь процесс евроинтеграции открывает беспрепятственный доступ на внутренний рынок товаров массового потребления по демпинговым ценам. Действительно, в этом будут иметь незначительный выигрыш отдельные группы украинских потребителей. Но, с другой стороны, открытие экономических границ со стороны других стран-членов ВТО не даст ожидаемых экономических преференций, поскольку современный украинский производитель не может эффективно конкурировать на мировом рынке. Беспрепятственный доступ на Украину товаров иностранных производителей окажется предельно неравноправным и экономически опасным с точки зрения развития собственного производства. Опыт стран СНГ, уже вступивших в ВТО, показывает, что фактически никаких экономических выгод они не получили, а скорее, наоборот. Вступление государства в ВТО приносит ощутимые экономические блага только в том случае, если экономика страны готова действовать в условиях острой международной конкуренции с экономиками других стран. Конкурентоспособность украинской экономика предельно низкая. Опасность для Украины заключается и в том, что в рамках ВТО страна не будет иметь возможностей вытеснить со своего рынка даже те товары, которые она в состоянии производить самостоятельно, развивая собственное производство. По расчетам украинских специалистов, вступление страны в ВТО еще в 2002 году означало бы сразу потерю 1070 - 1100 млн. долл. США.(2) В настоящее время, по нашим расчетам, потери удвоятся.

Соглашение по ВТО, касающееся банковской системы, еще в полном объеме не обнародовано. Но отзывы специалистов на этот счет имеют место. В частности, большинство западных экспертов отмечают, что открытие Украиной своих экономических границ создает предельно льготные условия для экспорта в страну капитала, установления более выгодной для инвесторов системы международного разделения труда, расширения возможностей в оказании экономической и технической помощи. Все это вместе и составляет принципы взаимоотношений развитых стран с развивающимися, последствия которых хорошо известны. При этом, очевидно, что украинская экономика будет являться не субъектом, а объектом международной финансовой экспансии с целью получения последней прибыли. Таковы законы рынка. Для Украины это будет означать не установление экономического равноправия, а капитуляцию перед политикой неоколониализма, проводимой западными странами.

Путь Украины на интеграцию в ВТО неизбежно усилит и другие процессы "вестернизации" страны. Если "политика украинского сепаратизма" уже привела к деградации науки, культуры, образования, то политика "вестернизации" Украины ведет к полной потере страной своей экономической и гуманитарной самобытности в целом. (независимости)? Приведенные факты, в отличие от президента Украины В. Ющенко, у которого "нет никаких сомнений, что 5 февраля станет великим днем для Украины", дают нам основание сомневаться в этом. Трудно ответить на вопрос, что даст для украинского народа современная политика "вестернизации" или "евроинтеграции". Но то, что она способствует расширению жизненного пространства наиболее развитых западных государств - это факт. Об этом, в частности, заявила и торговый представитель США на Украине Сузан Швоб: "Соединенные Штаты считают, что присоединение к ВТО такой значительной европейской экономики, растущей быстрыми темпами, пойдет на пользу американским бизнесменам, работникам, фермерам и потребителям" (3). Здесь все ясно. Вступление Украины в ВТО - на пользу американцам и их ближайшим союзникам. Но на пользу ли это украинцам?

Таким образом, современная экономическая идентификация Украины имеет всего два реальных пути своего развития. Это развитие страны совместно с Россией и другими странами СНГ в контексте исторических традиций и современных социально-экономических реалий. Другой путь - смена исторической парадигмы и обеспечение развития страны в сторону "евроинтеграции", очередным шагом которой является вступление страны во Всемирную организацию торговли. Социально-экономические метаморфозы в развитии современной Украины свидетельствуют, что прогнозировать дальнейшие пути развития ее экономики необычайно сложно. Единственно, что является однозначно неоспоримым, реальным фактом - экономическая идентификация Украины в рамках современных геополитических трансформаций все еще не состоялась. Однако искусственное втягивание страны в прозападный вектор развития имеет место. Экспертный совет ЦСиМИ "SOCIUM"

Литература

1. Еженедельник 2000. 8. 02. 2008. № 6(401)

2. Голос Украины, 2002. № 248

3. Еженедельник 2000. 8. 02. 2008. № 6(401)